Развитие психодиагностики в России с 1920г. по наше время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Анализируя просчёты, ошибки советской психодиагностики, нельзя обойти и её достижения в этот период. Книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С.Аванесова (1982), М.М.Кабанова (1983), Б.В.Кулагина (1984), Л.Ф.Бурлачука (1989), Б.Г.Херсонского (1989).Каждая из них вызывала значительный интерес психологов всех специальностей, внимательно изучалась практиками. Появляются первые учебные пособия для студентов, первый словарь- справочник, адресованный широкому кругу специалистов. В этих работах реализуется слияние текстологического, измерительного подхода с дифференциально-психологическим, что составляет подлинную сущность психологической диагностики как науки.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психодиагностике Выдрина.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа по психодиагностике

 

Тема:       Развитие психодиагностики в России с 1920г. по наше время.

 

 

Выполнила: Выдрина Н.В.

 

 

 

 

 

 

         г.Верхнеуральск

 

1.Психодиагностика.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности». «Психодиагностика выступает как интегративная научно-технологическая дисциплина, которая опирается на научные теории дифференциальной психологии и математизированную технологию конструирования тестов (психометрика), а в результате разрабатывает и использует репертуар конкретных психодиагностических методик для решения конкретных практических задач» (А. Г. Шмелёв).

История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время методы психодиагностики как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит ещё не строгий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это в частности происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят ещё качественный характер.

Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX и. – в то время, когда под руководством немецкого психолога В.Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять различные технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил создание средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствие с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX века, практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

 

 

2.Становление психодиагностики.

Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX – начало XX века. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Однако вначале математическую статистику стали применять не в психологии, а в других науках: в биологии, экономики, медицине и т.д.

Несколько позднее началось создание специальных средств для количественной психодиагностики психологических явлений, например факторного анализа. Впервые он был использован для психодиагностики черт личности и уровня интеллектуального развития.

Первое психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся английским психологом Гальтоном. В 1884 году он основал Антропометрическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях. Посетители этой лаборатории имели возможность измерить свои способности, и через этот психометрический эксперимент прошло около 10 000 человек. Гальтон явился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистических методов

Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905-1907 гг. французский учёный А.Бине. Позже с другим французским учёным Т.Симоном он усовершенствовал этот тест, который вошёл в историю психодиагностики как тест Бине – Симона.

Во второй половине 20-х годов текущего столетия стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие производить психодиагностику различных процессов и свойств человека. Исторически последними среди психодиагностических средств количественного характера возникли и вошли в практику те, которые связаны с социально-психологическими исследованиями. Это социометрический тест, созданный американским психологом Я.Морено, и множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов.

На 50 - 60-е годы XX века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Это были годы наибольшей психометрической активности учёных-психологов. В результате довольно быстро психология обогатилась новыми, боле надёжными теориями, и стала не только достойной академической, но и практической полезной наукой. Открылись широкие возможности для развития базирующихся на психодиагностике прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, психофизиологии, инженерной и медицинской психологии, педагогической психологии.

Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психологических знаний. Создано много психодиагностических методик, число которых продолжает быстрыми темпами увеличиваться. Всё более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики, например ЭВМ.

В некоторых странах мира, например, в США, в Германии, предпринимались попытки комплексной систематизации и изложения психодиагностических методов в ряде многотомных научных и практических изданий. Аналогичные попытки в последние годы появились и в России, однако, без единой концепции и должной научной основы. Под концепцией в данном случае понимается наличие достаточно обоснованной, детально продуманной системы, которую можно было бы положить в основу классификации психодиагностических методик. Под научным обоснованием понимается наличие большого, теоретически обобщённого опыта квалификации психодиагностических методик, оценки их состоятельности, сильных и слабых сторон.

 

Становление и развитие психологического тестирования не оставалось без внимания российских психологов. В дореволюционной России начала XX в. тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к тестам проявляли педагоги, надеявшиеся с их помощью получить сведения о степени одарённости учащихся, особенностях их личности, осуществить диагноз и прогноз психического развития. Делались попытки организации при школах кабинетов для экспериментально-психологического обследования учащихся. Сторонники естественнонаучного направления в психологии (А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Г.И.Россолимо и др.) активно способствовали распространению идеи тестирования, зачастую, подобно своим западным коллегам, возлагая на тесты слишком большие надежды.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в первую очередь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г.И.Россолимо и Ф.Е.Рыбакова. В 1908 году Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психологии и психодиагностики под названием «Психологические профили». Конструируя тест, он шёл не эмпирическим путём, а разработал систему теоретических представлений о структуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считал выработку критериев отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственной отсталости (ср. с исследованиями А.Бине). Эта задача была успешно решена в новой для психологического тестирования того времени форме-теста, состоящего из 11 субтестов (субтесты основывались на выделении 11 психических процессов, которые разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы) и позволяющего представить полученные данные в виде профиля. Задания варьировались по категориям обследуемых (дети, взрослые интеллигентные, взрослые неинтеллигентные). Впервые была предложена и формула перевода профиля с графического языка на арифметический. «Профили» получи высокую оценку научной общественности, были переведены на несколько языков.

В 1930-е годы были ликвидированы те направления исследований, которые являлись связующими звеньями психологии с практикой. О психологических тестах советские психологи старались забыть как о страшном сне. Судьбы многих психологов, работающих в педологии и психотехнике и бесследно исчезнувших в годы репрессий середины 30-х гг., становятся известными только сегодня. Многие учёные были уничтожены. Трагическим примером может служить судьба И.Н.Шпильрейна, психотехнические исследования которого были посвящены изучению профессий, научной организации труда, разработке методик отбора для Красной армии. В 1935 г. он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, а в декабре 1937г. – расстрелян.

В 1960-1970-е гг. в советской психологии, в противовес зарубежной, развивается так называемый «качественный подход», реализуемый, прежде всего в диагностики умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности, к овладению которой исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения сравнительно узкого круга задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, то есть неприспособленности к запросам практики, не могла заменить тесты.

Следует отметить особо вклад Ленинградской психологической школы в становлении советской психодиагностики. Благодаря работам психологов и психиатров этого научного заведения, психологическая общественность страны получила возможность познакомиться не только со многими зарубежными методиками, но и с первыми клинико-психологическими исследованиями, проведёнными с их помощью. С самого начала именно задача развития психодиагностики, а не психологического тестирования и тестологии, ставилась перед советскими учёными. Следом за СССР термин «психодиагностика» входит в употребление в ряде тогдашних социалистических стран.

Возвращение тестов происходит на фоне дискуссий о предмете марксисткой психодиагностики, её месте в системе психологического знания, принципах и методах, об отношении к зарубежному опыту. Критика тестов, их диагностических возможностей сводилась к бессознательным обвинениям в методологической несостоятельности. Иногда тесты, объявляемые «количественным подходом» к диагностики психических явлений, противопоставлялись уже упомянутому «качественному», который признавался единственно верным.

Вторая половина 1970-х гг. знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Психодиагностика признаётся в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения.

В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской психодиагностике становится «привычным» делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. У пользователей тестов сформировался «дилетантски потребительский» подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда психолог-практик, а часто просто дилетант, измеряя с помощью иностранного тес, например, интеллект, весьма смутно представляет себе, как теоретически описывается это понятие автором теста, каковы надежность и валидность методики, не располагает нормативными данными, наконец, не осведомлён об этике работы с людьми.

Дифференциально-психологические исследования в СССР признавались как не имеющие какой-либо «серьёзной теоретической основы, которая объясняла бы происхождение и развитие самих индивидуальных различий» (В.М,Русалов, 1991). С точки зрения Б.М.Теплова и его последователей, индивидуально-психологические различия по чертам личности, интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные. Они не могут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, ока е будет доказана их связь со свойствами нервной системы и установлено их устойчивое «поведенческое» проявление – на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и т.д. уровнях» (Русалов В.М.).

3 Современное состояние психодиагностики

Анализируя просчёты, ошибки советской психодиагностики, нельзя обойти и её достижения в этот период. Книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С.Аванесова (1982), М.М.Кабанова (1983), Б.В.Кулагина (1984), Л.Ф.Бурлачука (1989), Б.Г.Херсонского (1989).Каждая из них вызывала значительный интерес психологов всех специальностей, внимательно изучалась практиками. Появляются первые учебные пособия для студентов, первый словарь- справочник, адресованный широкому кругу специалистов. В этих работах реализуется слияние текстологического, измерительного подхода с дифференциально-психологическим, что составляет подлинную сущность психологической диагностики как науки.

Делаются первые шаги на пути разработки оригинальных методик, многие из которых сегодня достаточно активно используются в психологических исследованиях (А.Е.Личко, 1983; В.М.Мельников и Л.Т.Ямпольский, 1985; К.Акимова, 1988; А.А Кроник, 1991 и другие). Необходимо подчеркнуть важность начатой в 1980-е годы работы по преодолению почти тотальной психометрической безграмотности психологов, воспринимавших как нечто экзотическое требования к надёжности и валидность тестов и не имевших элементарных навыков их конструирования. Обращается внимание и на разработку (не завершённую до сих пор) этических норм, которыми должны руководствоваться создатели и пользователи психологических тестов.

Информация о работе Развитие психодиагностики в России с 1920г. по наше время