Развитие психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 12:09, реферат

Описание работы

Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной науки. Шестидесятые годы XIX века – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России наконец произойдет реформирование уклада, просвещение.

Файлы: 1 файл

Развитие психологии в россии.doc

— 242.09 Кб (Скачать файл)

Наука о поведении (в  качестве отличной от физиологии и  психологии, но нераздельно связанной  с ними) была создана в России. Второй ее родиной стали США. Здесь, однако, она претерпела трансформацию  соответственно потребностям той социально-культурной среды, где ее идентифицировали с психологией.

Категория поведения  сама по себе не избавляла от индивидуализма. Открытые биологией принципы адаптации, гомеостаза и др. вполне могли с  ним сочетаться. В России же доминировала идея активности, установка не на сохранение стабильности (поддержание гомеостаза в отношениях с внешней средой), а на прорыв к более высоким уровням развития, к более сложным и совершенным формам поведения и психической организации.

Антигомеостатизм, как показано, был присущ и сеченовской концепции торможения, и павловским представлениям о человеке как о самосовершенствующейся системе, и воззрениям Выготского на активность поведения, и трактовке Ухтомским энергии организма, и понятию Бернштейна о "потребном будущем", и идее Вернадского о движении к ноосфере.

Отличающие русский  путь ("антигомеостатические") прорывы  к будущему, к новым формам бытия  были сопряжены не только с преобразованием  принципа развития применительно к  естественнонаучному объяснению нервно-психической организации поведения. В их подтексте просвечивало общее воззрение на мироздание и грядущее место в нем человека и его духовной жизни. Особенно отчетливо это проступает в представлениях Вернадского о ноосфере.

В этом плане знаменательна картина эволюции мироздания и места человека в нем, каковой она предстала перед философским взором Владимира Соловьева.

"Эволюция, – писал  он, – не есть только процесс  развития и совершенствования,  но и процесс собирания Вселенной.  Растения физиологически вбирают в себя окружающую среду (неорганические вещества и физические воздействия, благодаря которым они питаются и растут); животные сверх того, что питаются растениями, и психологически вбирают в себя (в свое сознание) уже более широкий круг соотносящихся с ними через ощущения явлений; человек, кроме того, разумом включает в себя и отдаленные, непосредственно не ощущаемые круги бытия, он может (на высокой ступени развития) обнять все в одном или понять смысл всего; наконец, Богочеловек, или сущий Разум (Логос) не отвлеченно только понимает, а в действительности осуществляет смысл всего  обнимая и связывая его своею личною силой любви".

В религиозной форме  Соловьев высказал положение, созвучное  движению мысли Вернадского. "Высшим кругом бытия" у Соловьева выступил Логос. При этом в своей концепции Соловьев охватил, наряду с эволюцией природы и человека, высшие и абсолютные ценности, к воцарению которых направлен ход мирового процесса. Созвучность исканий мыслителей в различных сферах русской культуры говорит об укорененности в ней идей, формировавших науку о поведении соответственно духу этой культуры с ее "лица необщим выраженьем".

 

Вопросы для  самопроверки

    • Социокультурные предпосылки развития психологической науки в России.
    • Развитие психологической мысли во второй половине 19 века.
    • Экспериментальная психология в России, причины развития.
    • Истоки развития науки о поведении.
    • Идеи И.М. Сеченова – основателя науки о поведении.
    • Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии.
    • Основные положения объективной психологии В.М. Бехтерева.
    • Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
    • Основные направления и психологические школы 20-50 годов 20-го века.
    • Теория высших психических функций Л.С. Выготского.
    • Развитие принципа деятельности в отечественной психологии, основные представители.
    • Итоги и дальнейшие направления развития психологической мысли в России.

   

 


Информация о работе Развитие психологии в России