Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:02, реферат
За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.
Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:
наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);
индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);
За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.
Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:
К концу первого года жизни
социальная ситуация полной слитности
ребенка со взрослым буквально взрывается
изнутри: в ней появляются двое –
ребенок и взрослый. В это время
ребенок приобретает некоторую
степень автономии и
1) в это время речь
ребенка носит автономный
2) до сих пор почти
в каждом действии, которое ребенок
осуществляет с тем или иным
предметом, как бы
Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок–предмет–взрослый» (вместо прежней «ребенок–взрослый»).
В это время ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности – предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.
3) развитие самостоятельной
ходьбы, которую ребенок начал
осваивать к концу
Говоря об общепсихологических
характеристиках периода
1. Связанность ребенка
с конкретной ситуацией:
Это поведение обусловлено
несколькими факторами: во-первых, возникновением
единства между сенсорными и моторными
функциями, появляющимися в начале
раннего детства, во-вторых, тесной
связанностью восприятия и эмоционального
отношения. В результате мы имеем
дело с такой своеобразной системой
сознания, когда восприятие непосредственно
связано с действием, определяет
поведение. Сознавать для ребенка
раннего возраста – еще не значит
воспринимать и перерабатывать воспринимаемое
с помощью внимания, памяти, мышления.
Все эти функции еще
2. Ведущей психической
функцией этого периода можно
считать восприятие. Общеизвестно,
что память ребенка раннего
возраста проявляется всегда
только в активном восприятии
– узнавании; мышление в это
время проявляется
Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями. 1 – его аффективный характер, его страстность. 2 – когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.
Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Оно появляется примерно к 3 годам. Ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок–взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я».
Остановимся подробнее на «трех китах» раннего детства – прямохождении, предметной деятельности и развитии речи.
Прямохождение. Уже в конце
младенческого периода ребенок
начинает делать свои первые шаги, сначала
держась двумя ручками, потом
без опоры. В раннем детстве его
активность в освоении пространства
еще более нарастает и
Являясь полностью физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям.
Овладение ходьбой расширяет
границы доступного ребенку мира,
дает ему возможность
Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания). Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами.
Предметная деятельность.
Манипулятивная деятельность, свойственная
раннему младенческому
Развитие действий с предметами
проходит ряд стадий. Так, 7-месячные
дети с любыми предметами действуют
одинаково – постукивают ими,
размахивают, тащат в рот, бросают
и т.д. Приблизительно в 10-14 мес. дети
могут повторить с предметом
то действие, которое продемонстрирует
взрослый (сначала вместе с ним, потом
самостоятельно). Содержание таких
действий обычно очень бедно и
не выходит за рамки 2-3 освоенных
манипуляций. Особенность первых специфических
манипуляций (укачивать куклу, кормить
медвежонка, листать книжку и т.д.)
состоит в том, что они закреплены
за теми единичными предметами, на которых
были первоначально выполнены вместе
со взрослыми и усвоены. Даже на сходных
предметах годовалые дети часто
не в состоянии повторить
Фиксированное содержание предмета само по себе ребенку не откроется, сколько бы он ни осуществлял какое-то действие с предметом (открывал и закрывал дверь, поднимал и бросал мяч, стучал кубиком об пол и т.д.), для этого требуется специальное обучение со стороны взрослых.
В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через нее передается.
Предметы, окружающие ребенка, различаются по внешнему виду, употреблению, но главное – по тому, каким образом и насколько твердо закреплено за ними определенное значение. Некоторые предметы по самим своим свойствам требуют строго определенного способа действия. К ним относятся соотносящие действия (типа накрывания коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т.д.). Ребенок овладевает также орудийными действиями, способ действия в которых строго фиксирован общественным назначением предметов-орудий (к ним относятся еда ложкой, расчесывание расческой, копание совочком, чистка зубов щеткой и т.д.). Овладение соотносящими и орудийными действиями существенно влияет на развитие ребенка.
Эволюция самого предметного действия описывается тремя фазами:
Процесс овладения предметным действием описан П.Я. Гальпериным, который выделил 4 стадии становления предметного действия:
В процессе овладения орудийными
действиями в раннем детстве происходит
и формирование первых интеллектуальных
операций. Это происходит, во-первых,
потому, что орудийные действия являются
более определенными и
Одновременно с усвоением
предметных действий с их общественным
смыслом ребенок овладевает и
правилами поведения в
Речевое развитие. Язык усваивается с поразительной быстротой, особенно после того, как дети начинают произносить свои первые слова. За 2,5 года раннего детства речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений.
Если в 4-8 мес. ребенок только
лепечет («ба-ба-ба», «да-да-да-да»), а
в 12 мес. появляются первые более или
менее осмысленные отдельные
слова («мама», «да», «киска» и т.п.),
то в 1,5 года он использует двусловные
комбинации («пить сок», «мой мишка»
и т.п.), а в 2,5 года начинает употреблять
более длинные и сложные
Без специального обучения к 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка.
Накопление названий предметов
происходит, по данным Е.К. Кавериной, в
следующем порядке: сначала усваиваются
названия непосредственно окружающих
ребенка вещей, затем имена взрослых,
названия игрушек, изображения предметов
одежды и, наконец, частей тела и лица.
К 2-2,5 года ребенок понимает почти
все обращенные к нему слова. Примерно
такой же путь проходит и понимание
названий действий: от отсутствия реакции
на просьбу или неадекватной реакции
через правильное выполнение действия
к его усложнению или модификации.
Словарный запас достигает 1200-1500
слов к концу 3-го года жизни, в нем
встречаются все части речи; среди
предложений встречаются
Собственная речь ребенка
тесно вплетена в его деятельность
и постепенно начинает выполнять
функцию организации его
Третий год жизни