Развитие внимания у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:19, реферат

Описание работы

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 31.22 Кб (Скачать файл)

            Развитие внимания у младших школьников

 

Развитие  внимания в детском возрасте

 

Внимание  у детей начинает проявляться  довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается — увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей  постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного, ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

В младшем  школьном возрасте регулирующее влияние  высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное  развитие всех его свойств: особенно резко — в 2,1 раза — увеличивается  объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и  распределения. Однако только к 9—10 годам  дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять  произвольно заданную программу  действий.

Возрастными особенностями внимания младших  школьников являются сравнительная  слабость произвольного внимания и  его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще  не умеют длительно сосредоточиваться  на работе, особенно если она неинтересна  и однообразна, их внимание легко  отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито  непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой  привлекает внимание учеников, без  всяких усилий с их стороны. Дети могут  упустить важные существенные моменты  в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном  процессе стоит сложнейшая задача —  строго продумывать специальную  работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его  устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать  развитию произвольного.

Условием  поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень  важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,—  возбудить интерес, внести известную  эмоциональную насыщенность.

Детский интерес  приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма  проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки  зрения, — писал Л. С. Выготский, — всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять — заинтересовать; прежде чем заставить действовать — подготовить к действию; ...прежде чем сообщить что-нибудь новое — вызвать ожидание нового»4.

Л. С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное»5.

Развитие  произвольного внимания младшего школьника  является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием  у ребенка волевых качеств  и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Внимание  развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая  называется внимательностью. Внимательный человек — это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего  этим свойством личности.

Внимательность  человека проявляется не только в  познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими  людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание  настроений и переживаний другого, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении  и общении отличает внимательного  к людям человека и свидетельствует  о достаточно высоком уровне развития личности.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, — писал Л. С. Выготский, — мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера»6.

 

Задания, упражнения, игры, направленные на диагностику  и развитие внимания

 

Для учителя  начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями  психического развития младших школьников. Наиболее характерны невнимательность, несобранность, отвлекаемость для детей 6—7 лет, т. е. первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно  определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как  правило, хорошо успевающие школьники  имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад  в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, заключается в том, что  разные свойства внимания поддаются  развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно  и нужно тренировать.

Успешность  тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими  особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств  нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В  частности, люди с сильной и подвижной  нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.

Однако относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т. е. навыку управления собственным  вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать  его свойствами в зависимости  от специфики выполняемой деятельности.

В силу особенностей своей работы учитель может изо  дня в день, на каждом уроке и  в разнообразных естественных ситуациях  наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников.

Наряду с  методом наблюдения учитель может  использовать и ряд других приемов  диагностики внимания учащихся. Эти  приемы построены на учебном материале  и приближены к условиям реальных школьных занятий. Их использование  в учебной работе позволяет проследить динамику в становлении внимания школьников (например, на протяжении одной  учебной четверти или учебного года). Кроме того, сами эти приемы при  систематическом применении могут  выступать в качестве достаточно эффективного средства тренировки внимания.

Одним из таких  приемов является словарный диктант  с комментированием (Левитина С. С., 1980). Этот хорошо известный педагогам  методический прием становится способом измерения внимания, если в него внесены следующие изменения: 1) учитель читает каждое слово только один раз; 2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3) учитель должен внимательно следить за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу. В целях соблюдения двух последних условий комментированное письмо рекомендуется проводить с привлечением ассистентов. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом диктанта, несмотря на то, что комментированное письмо — известный учащимся с первого класса вид работы, целесообразно показать на нескольких примерах, что надо делать.

Например, для  комментированного письма выбрано  слово «пересадили». Учитель читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем  следует напоминание учащимся, чтобы  они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Комментированное  письмо является достаточно сложной  деятельностью.

Анализируя  структуру комментированного письма, психолог С. Н. Калинникова выделила семь основных стадий этой деятельности, соблюдение которых обеспечивает безошибочность ее выполнения:

 

1) первичное  восприятие произносимого слова; 

 

2) самостоятельный  анализ правописания орфоэпического  образа слова; 

 

3) прослушивание  комментариев;

 

4) представление  орфографии слова в соответствии  с комментированием;

 

5) уточнение  первичного анализа правописания  с комментированием;

 

6) написание  слова в соответствии с его  орфографией; 

 

7) проверка  написанного слова в соответствии  с комментированием.

Анализ количественных данных (числа детей, безошибочно  выполнивших работу, допустивших  определенное количество ошибок) дает информацию о качестве сосредоточения, устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации коллективного внимания учащихся.

Методический  прием, предложенный психологом С. Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от учащихся каких-либо специальных знаний и умений. Выполняемая ими деятельность при этом аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.

Примеры текстов, предлагаемых детям с целью обнаружения  ошибок:

а) «На Крайнем  Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло  много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

б) «Старые  лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине» (Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л., 1974).

Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся  дается отпечатанный на листочке текст  и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите  и исправьте их». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания  отводится определенное время.

Информация о работе Развитие внимания у младших школьников