Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:01, доклад
Важным для психологии является и вопрос о границах и осо-
бенностях динамики процесса психического развития, о том, яв-
ляется ли он преформированным или непреформированным.
Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный
изначально в развивающуюся систему
4.3. Развитие,психики в онтогенезе
Виды развития психики
В гл. 1 уже говорилось о том, что существует два вида психиче-
ского развития — филогенетическое и онтогенетическое, между
которыми имеется известное сходство. В связи с изучением законо-
мерностей, определяющих динамику развития психики в онтогене-
зе, особую актуальность приобретает вопрос о роли наследственно-
сти и среды в этом процессе, соотношении роста и развития. Если
рост связан преимущественно с количественными изменениями, с
увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга,
то развитие подразумевает и качественные преобразования, изме-
нения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необхо-
димо отметить и тот факт, что в психологии разделение роста и
развития особенно сложно, так как становление психической сфе-
ры, о чем подробно говорилось в предыдущей главе, тесно связано
с ростом материального субстрата психики.
Важным для психологии является и вопрос о границах и осо-
бенностях динамики процесса психического развития, о том, яв-
ляется ли он преформированным или непреформированным.
Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный
изначально в развивающуюся систему. Например, любой цветок,
как бы он ни изменялся, распустившись или увядая, остается ро-
зой или фиалкой, не превращаясь в ландыш или ромашку. Его раз-
витие преформировано и ограничено структурой того семени, из
которого вырастает конкретный цветок. Но ограничено ли разви-
тие психики? В определенной степени психологи склонны были
17*260 Часть П. Пс и х о л о г ия
положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, на-
пример, ограничения, связанные с продолжительностью жизни
человека, его врожденными способностями, границами его ощу-
щений и т.д. В то же время многие данные показывают, что разви-
тие, познание, совершенствование воли, личности человека не
имеют предела.
Если первоначально речь шла о преимущественном доминиро-
вании биологического фактора, а само развитие понималось как
созревание врожденных качеств, то уже в работах ученых XIX в.
появляется другой подход к пониманию процесса генезиса психи-
ки. Говоря о саморазвитии психики, ученые подчеркивали, что это
саморазвертывание данных от рождения качеств, которое зависит
от окружающей среды, направляющей течение этого процесса. По-
этому частичное ограничение уровня развития психики связано с
влиянием окружающего мира, с тем запасом значений, которые по-
лучает ребенок. Ведь именно на их основе вырабатываются лично-
стные смыслы; на имеющийся уровень знаний опираются и откры-
тия новых законов и понятий. Недаром известный ученый
Д.М. Болдуин настаивал на том, что определение одаренности (и,
тем более, гениальности) меняется в зависимости от времени, так
как гений и общество должны быть едины в понимании пригодно-
сти и правильности новых мыслей, их соответствия общественным
ценностям.
Еще одним важным аспектом в изучении развития психики в
онтогенезе является соотнесение качественных и количественных
параметров этого процесса, анализ возможностей революционно-
го и эволюционного путей становления психического. Частично с
этим связывался и вопрос о темпе развития и возможностях его из-
менения.
Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи, как гово-
рилось выше, считали, что развертывание психики происходит по-
степенно, эволюционно. При этом существует преемственность при
переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован,
хотя частично и может ускоряться или замедляться в зависимости
от условий. Работы известного немецкого психолога В. Штерна, в
частности его идея о том, что темп развития психики индивидуален
и характеризует особенности
бал этот взгляд. Однако естественно-научные постулаты, доказавшие
связь психического с нервной системой, не давали возможностиГлава 4. Развитие психики 26]
подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики,
связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совер-
шенствованием. Так, например, П.П. Блонский, связывавший разви-
тие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность
ускорения его темпа, так как темп умственного развития, по его мне-
нию, пропорционален темпу соматического развития, который не
может быть ускорен.
Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоа-
налитиков показали, что нервная система человека является про-
дуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты
бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность
психики при формировании и переформировании поведенческих
актов, так же как и работы Павлова, Бехтерева и других ученых, ко-
торые устанавливали достаточно сложные условные рефлексы у
маленьких детей и животных. Таким образом, было доказано, что
при целенаправленной и четкой организации среды возможно до-
биться быстрых изменений в психике ребенка и существенно уско-
рить темп его психического развития, например при обучении
определенным знаниям и
к мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и рево-
люционные, скачкообразные периоды в развитии психики, при ко-
торых происходит резкий переход накопленных количественных
изменений в качественные. Например, исследования подростково-
го периода привели
о его кризисном характере, обеспечивающем резкий переход на
новую стадию. При этом он подчеркивал, что такой качественный
скачок определяется тремя процессами — стабилизационными, ко-
торые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кри-
зисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ре-
бенка, и появляющимися в этот период новыми элементами, харак-
терными уже для взрослых людей.
Однако сам путь развития психики все же характеризовался
большинством психологов как преимущественно эволюционный, а
возможность полностью изменить его направленность и индивиду-
альные особенности была постепенно отвергнута. Исследование
же этапов развития психики в онтогенезе дало возможность по-
нять, как сочетаются литические (эволюционные) и критические
(революционные) периоды в
получило отражение в