Развитие,психики в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:01, доклад

Описание работы

Важным для психологии является и вопрос о границах и осо-
бенностях динамики процесса психического развития, о том, яв-
ляется ли он преформированным или непреформированным.
Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный
изначально в развивающуюся систему

Файлы: 1 файл

развитие психики в онтогенезе.docx

— 17.06 Кб (Скачать файл)

4.3. Развитие,психики в онтогенезе

Виды развития психики

В гл. 1 уже говорилось о том, что  существует два вида психиче-

ского развития — филогенетическое и онтогенетическое, между

которыми имеется известное сходство. В связи с изучением законо-

мерностей, определяющих динамику развития психики в онтогене-

зе, особую актуальность приобретает вопрос о роли наследственно-

сти и среды в этом процессе, соотношении роста и развития. Если

рост связан преимущественно с  количественными изменениями, с

увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга,

то развитие подразумевает и  качественные преобразования, изме-

нения в мироощущении, понимании  себя и окружающих. Необхо-

димо отметить и тот факт, что в психологии разделение роста и

развития особенно сложно, так как  становление психической сфе-

ры, о чем подробно говорилось в предыдущей главе, тесно связано

с ростом материального субстрата  психики.

Важным для психологии является и вопрос о границах и осо-

бенностях динамики процесса психического развития, о том, яв-

ляется ли он преформированным или непреформированным.

Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный

изначально в развивающуюся  систему. Например, любой цветок,

как бы он ни изменялся, распустившись  или увядая, остается ро-

зой или фиалкой, не превращаясь в ландыш или ромашку. Его раз-

витие преформировано и ограничено структурой того семени, из

которого вырастает конкретный цветок. Но ограничено ли разви-

тие психики? В определенной степени психологи склонны были

17*260 Часть П. Пс и х о л о г ия

положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, на-

пример, ограничения, связанные с  продолжительностью жизни

человека, его врожденными способностями, границами его ощу-

щений и т.д. В то же время многие данные показывают, что разви-

тие, познание, совершенствование воли, личности человека не

имеют предела.

Если первоначально речь шла  о преимущественном доминиро-

вании биологического фактора, а само развитие понималось как

созревание врожденных качеств, то уже в работах ученых XIX в.

появляется другой подход к пониманию  процесса генезиса психи-

ки. Говоря о саморазвитии психики, ученые подчеркивали, что это

саморазвертывание данных от рождения качеств, которое зависит

от окружающей среды, направляющей течение этого процесса. По-

этому частичное ограничение уровня развития психики связано с

влиянием окружающего мира, с  тем запасом значений, которые  по-

лучает ребенок. Ведь именно на их основе вырабатываются лично-

стные смыслы; на имеющийся уровень знаний опираются и откры-

тия новых законов и понятий. Недаром известный ученый

Д.М. Болдуин настаивал на том, что определение одаренности (и,

тем более, гениальности) меняется в  зависимости от времени, так

как гений и общество должны быть едины в понимании пригодно-

сти и правильности новых мыслей, их соответствия общественным

ценностям.

Еще одним важным аспектом в изучении развития психики в

онтогенезе является соотнесение  качественных и количественных

параметров этого процесса, анализ возможностей революционно-

го и эволюционного путей  становления психического. Частично с

этим связывался и вопрос о темпе  развития и возможностях его из-

менения.

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи, как гово-

рилось выше, считали, что развертывание психики происходит по-

степенно, эволюционно. При этом существует преемственность при

переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован,

хотя частично и может ускоряться или замедляться в зависимости

от условий. Работы известного немецкого  психолога В. Штерна, в

частности его идея о том, что  темп развития психики индивидуален

и характеризует особенности данного  человека, несколько поколе-

бал этот взгляд. Однако естественно-научные постулаты, доказавшие

связь психического с нервной системой, не давали возможностиГлава 4. Развитие психики 26]

подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики,

связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совер-

шенствованием. Так, например, П.П. Блонский, связывавший разви-

тие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность

ускорения его темпа, так как  темп умственного развития, по его  мне-

нию, пропорционален темпу соматического развития, который не

может быть ускорен.

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоа-

налитиков показали, что нервная система человека является про-

дуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты

бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность

психики при формировании и переформировании поведенческих

актов, так же как и работы Павлова, Бехтерева и других ученых, ко-

торые устанавливали достаточно сложные условные рефлексы у

маленьких детей и животных. Таким  образом, было доказано, что

при целенаправленной и четкой организации  среды возможно до-

биться быстрых изменений в  психике ребенка и существенно  уско-

рить темп его психического развития, например при обучении

определенным знаниям и умениям. Это привело некоторых ученых

к мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и рево-

люционные, скачкообразные периоды в развитии психики, при ко-

торых происходит резкий переход накопленных количественных

изменений в качественные. Например, исследования подростково-

го периода привели российского  психолога А.Б. Залкинда к мысли

о его кризисном характере, обеспечивающем резкий переход на

новую стадию. При этом он подчеркивал, что такой качественный

скачок определяется тремя процессами — стабилизационными, ко-

торые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кри-

зисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ре-

бенка, и появляющимися в этот период новыми элементами, харак-

терными уже для взрослых людей.

Однако сам путь развития психики  все же характеризовался

большинством психологов как преимущественно  эволюционный, а

возможность полностью изменить его  направленность и индивиду-

альные особенности была постепенно отвергнута. Исследование

же этапов развития психики в онтогенезе дало возможность по-

нять, как сочетаются литические (эволюционные) и критические

(революционные) периоды в процессе  становления психики, что

получило отражение в периодизации Л.С. Выготского.


Информация о работе Развитие,психики в онтогенезе