Развития непроизвольной и произвольной памяти дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 22:02, реферат

Описание работы

Целью данного исследования явилось изучение особенностей развития непроизвольной и произвольной памяти дошкольников.

Задачи:

Изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;

Охарактеризовать виды памяти, их особенности в дошкольном возрасте;

Выявить наиболее продуктивный вид памяти у детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

СООТНОШЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 50.00 Кб (Скачать файл)

2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНОГО  ВИДА ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методы исследования

 
На базе ГУО «Мотневичский ясли – сад» города Чечерска я проводила работу по выявлению наиболее продуктивного вида памяти. Для оценки уровня я использовала метод эксперемента. В нем участвовали 12 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Я брала по 4 ребенка с каждой возрастной группы (4 ребенка в возрасте 3-4 лет, 4 ребенка в возрасте 4-5 лет и 4 ребенка в возрасте 5-6 лет) 
Таблица №2 Отбор детей по возрасту.

 
Возраст 
 

 
3-4 года 

 
4-5 лет

 
5-6 лет

 
1

 
Павлюков Иван

 
Филлипенко Влад

 
Евтягин Вадим

 
2

 
Зайцева Оля

 
Мельникова Елена

 
Турок Влад

 
3

 
Грубова Валентина

 
Журавлева Алеся

 
Конюшенко Анастасия

 
4

 
Леднев Николай

 
Терещенко Елизавета

 
Журавлева Яна


 
Для подготовки к эксперименту я взяла три набора предметных картинок размером 5*7см (по 10 в каждом).Каждый набор разбит на три группы: овощи, фрукты, одежда. 
 
Я проводила эксперимент в три серии через день, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии использовался новый набор картинок. Участие в трех сериях принимали одни и те же дети. 
 
Первая серия эксперимента была направлена на изучение пассивной непроизвольной памяти дошкольников. Я ребенку показывала картинки изображением предметов, которые он должен рассмотреть. Задача запомнить не ставилась. Я говорила: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки я показывала последовательно одна за другой. После демонстрации я просила ребенка: «Назови картинки, которые ты запомнил».  
 
Вторая серия эксперимента была направлена на изучение активной непроизвольной памяти. Здесь я использовала прием классификации материала. Я предлагала ребенку разложить набор картинок в три ряда, т.е. на три группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания я убирала картинки и просила ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам. 
 
Третья серия эксперимента была направлена на изучение произвольной памяти. Я показывала ребенку третий набор картинок и предлагала запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания я не указывала. Каждую картинку я показывала в течение трех секунд. После показа всех картинок я просила воспроизвести по памяти предметы, изображенные на них. 

2.2. Обработка и анализ результатов эксперимента

 
По полученным результатам я вычислила средние показатели по каждой возрастной группе и по каждой серии эксперимента. Данные приведены в таблице №3 Более подробно изложен материал в приложении 1.  
 
Таблица №3 Средние показатели эксперимента

 
Возраст детей

 
1 серия

 
2 серия

 
3 серия

 
3-4 года

 
3,5

 
6,75

 
5,5

 
4-5 лет

 
5

 
9

 
6,25

 
5-6 лет

 
7,75

 
12,75

 
9,25


 

2.3. Выводы к главе

 
По полученным данным я сделала следующие выводы. 
 
Непроизвольное пассивное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет. 
 
Непроизвольное активное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет. 
 
Произвольное запоминание наиболее продуктивно у детей 5-6 лет и наименее продуктивно у детей 3-4 лет. 
 
У детей 3-4 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание. 
 
У детей 4-5 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание. 
 
У детей 5-6 лет наиболее продуктивным является непроизвольное активное запоминание, а наименее продуктивным – непроизвольное пассивное запоминание. Для выбранных мною групп характерна тенденция к увеличению продуктивности непроизвольного пассивного и активного, произвольного запоминания с возрастом. 
 
Таким образом, во всех возрастных группах непроизвольное активное запоминание является наиболее продуктивным. Исходя из выше представленных выводов, необходимо проведение работы, направленной на выработку у детей средств и приемов произвольного запоминания. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
На основе изложенного в курсовой работе материала я сформулировала следующие выводы. 
 
Человеческая память играет огромную роль в функционировании его психики и связана со всеми психическими процессами. 
 
Человек лучше запоминает то, что он может выразить словами, а не просто воспринять на слух. Еще лучше запоминается материал, являющийся результатом осмысления. 
 
В развитии памяти человека, на сегодняшний день большую роль играет период дошкольного детства, а не школьного, как считалось раньше. В этом возрасте начинают формироваться такие особенности памяти, как запоминание. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер. Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. 
 
В июле 2011 года на базе ГУО «Мотневичского ясли - сада» города Чечерска я проводила исследование, в котором принимало участие 12 человек 3-6 лет. В соответствии с поставленными задачами я провела исследование по определению преобладающего вида памяти у детей дошкольного возраста. На основе проведенного эксперимента я пришла к выводу, что у детей в период дошкольного возраста непроизвольное запоминание является наиболее продуктивным видом памяти, а именно, непроизвольное активное запоминание. Этот вывод и подтверждает правильность мною сформированной гипотезы. 
 
Исходя из выводов, основной задачей как родителей, так и педагогов – это ускорить развитие произвольной памяти. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, а также различные игры и упражнения для ее развития. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  
    Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М.: Л., 1980. – 427с.
  2.  
    Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. – Спб.: Питер, 2001. – 288с.
  3.  
    Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 2000. – 213с.
  4.  
    Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 1982. – 396с.
  5.  
    Выготский, Л. С. Психология: мир психологии / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСПО – Пресс, 2002. – 1008с.
  6.  
    Гнедова, Н. М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников / Н. М. Гнедова. – М., 1976. – 247с.
  7.  
    Дрыгун, М. А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. Ч.2 / М. А. Дрыгун, Л. Л. Михайлова; под ред. М. А. Дрыгуна. – Мн.:Жасскон, 2006. – 208с.
  8.  
    Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. – М., 1961. – 514с.
  9.  
    Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2. / З. М. Истомина. – М., 1991. – 348с.
  10.  
    Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве / З. М. Истомина. – М., 1967. – 111с.
  11.  
    Каменская, Б. И., Вернн, А. М. Память человека / Б. И. Каменская, А. М. Вернн. – М.: Наука, 1973. – 239с.
  12.  
    Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Спб.: Питер, 2000. – 196с.
  13.  
    Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелсти / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
  14.  
    Лентьев, А. Н. Развитие памяти / А. Н. Леонтьев. – М.,1931. – 279с.
  15.  
    Лурия, А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М., 1975. – 183с.
  16.  
    Макселон, Ю. Психология / Ю. Макселон. – М.: Просвещение, 1998. – 425с.
  17.  
    Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 239с.
  18.  
    Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр Академия, 1997. – 373с.
  19.  
    Немов, Р. С. Общие основы психологии: кн.1 / Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1994. – 235с.
  20.  
    Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 608с.
  21.  
    Панько, Е. А. Развитие познавательных процессов дошкольников: учеб. пособие \ Е. А. Панько. – Минск, 1984. – 136с.
  22.  
    Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 1998. – 302с.
  23.  
    Сергеев, Б. Тайны памяти / Б. Сергеев. – М., 1981. – 272с.
  24.  
    Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 1995. – 448с.
  25.  
    Смирнова, А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1966. – 256с.
  26.  
    Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Владос, 1995. – 462с.

 

 


Информация о работе Развития непроизвольной и произвольной памяти дошкольников