Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 22:02, реферат
Целью данного исследования явилось изучение особенностей развития непроизвольной и произвольной памяти дошкольников.
Задачи:
Изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;
Охарактеризовать виды памяти, их особенности в дошкольном возрасте;
Выявить наиболее продуктивный вид памяти у детей дошкольного возраста.
На
базе ГУО «Мотневичский ясли – сад» города
Чечерска я проводила работу по выявлению
наиболее продуктивного вида памяти. Для
оценки уровня я использовала метод эксперемента.
В нем участвовали 12 детей в возрасте от
3 до 6 лет. Я брала по 4 ребенка с каждой
возрастной группы (4 ребенка в возрасте
3-4 лет, 4 ребенка в возрасте 4-5 лет и 4 ребенка
в возрасте 5-6 лет)
Таблица №2 Отбор детей по возрасту.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для
подготовки к эксперименту я взяла три
набора предметных картинок размером
5*7см (по 10 в каждом).Каждый набор разбит
на три группы: овощи, фрукты, одежда.
Я
проводила эксперимент в три серии через
день, индивидуально с каждым ребенком.
В каждой серии использовался новый набор
картинок. Участие в трех сериях принимали
одни и те же дети.
Первая
серия эксперимента была направлена на
изучение пассивной непроизвольной памяти
дошкольников. Я ребенку показывала картинки
изображением предметов, которые он должен
рассмотреть. Задача запомнить не ставилась.
Я говорила: «Я сейчас покажу картинки,
а ты внимательно посмотри на них». Картинки
я показывала последовательно одна за
другой. После демонстрации я просила
ребенка: «Назови картинки, которые ты
запомнил».
Вторая
серия эксперимента была направлена на
изучение активной непроизвольной памяти.
Здесь я использовала прием классификации
материала. Я предлагала ребенку разложить
набор картинок в три ряда, т.е. на три группы:
«Что к чему подходит?» После выполнения
задания я убирала картинки и просила
ребенка вспомнить и перечислить все картинки
по рядам.
Третья
серия эксперимента была направлена на
изучение произвольной памяти. Я показывала
ребенку третий набор картинок и предлагала
запомнить как можно больше картинок для
того, чтобы затем их припомнить. Средства
и приемы запоминания я не указывала. Каждую
картинку я показывала в течение трех
секунд. После показа всех картинок я просила
воспроизвести по памяти предметы, изображенные
на них.
По
полученным результатам я вычислила средние
показатели по каждой возрастной группе
и по каждой серии эксперимента. Данные
приведены в таблице №3 Более подробно
изложен материал в приложении 1.
Таблица №3 Средние показатели
эксперимента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По
полученным данным я сделала следующие
выводы.
Непроизвольное
пассивное запоминание наиболее продуктивно
у детей 5-6 лет и наименее продуктивно
у детей 3-4 лет.
Непроизвольное
активное запоминание наиболее продуктивно
у детей 5-6 лет и наименее продуктивно
у детей 3-4 лет.
Произвольное
запоминание наиболее продуктивно у детей
5-6 лет и наименее продуктивно у детей
3-4 лет.
У
детей 3-4 лет наиболее продуктивным является
непроизвольное активное запоминание,
а наименее продуктивным – непроизвольное
пассивное запоминание.
У
детей 4-5 лет наиболее продуктивным является
непроизвольное активное запоминание,
а наименее продуктивным – непроизвольное
пассивное запоминание.
У
детей 5-6 лет наиболее продуктивным является
непроизвольное активное запоминание,
а наименее продуктивным – непроизвольное
пассивное запоминание. Для выбранных
мною групп характерна тенденция к увеличению
продуктивности непроизвольного пассивного
и активного, произвольного запоминания
с возрастом.
Таким
образом, во всех возрастных группах непроизвольное
активное запоминание является наиболее
продуктивным. Исходя из выше представленных
выводов, необходимо проведение работы,
направленной на выработку у детей средств
и приемов произвольного запоминания.
На
основе изложенного в курсовой работе
материала я сформулировала следующие
выводы.
Человеческая
память играет огромную роль в функционировании
его психики и связана со всеми психическими
процессами.
Человек
лучше запоминает то, что он может выразить
словами, а не просто воспринять на слух.
Еще лучше запоминается материал, являющийся
результатом осмысления.
В
развитии памяти человека, на сегодняшний
день большую роль играет период дошкольного
детства, а не школьного, как считалось
раньше. В этом возрасте начинают формироваться
такие особенности памяти, как запоминание.
Запоминание в этом возрасте носит в основном
непроизвольный характер. Но уже в возрасте
5-6 лет начинает формироваться произвольная
память.
В
июле 2011 года на базе ГУО «Мотневичского
ясли - сада» города Чечерска я проводила
исследование, в котором принимало участие
12 человек 3-6 лет. В соответствии с поставленными
задачами я провела исследование по определению
преобладающего вида памяти у детей дошкольного
возраста. На основе проведенного эксперимента
я пришла к выводу, что у детей в период
дошкольного возраста непроизвольное
запоминание является наиболее продуктивным
видом памяти, а именно, непроизвольное
активное запоминание. Этот вывод и подтверждает
правильность мною сформированной гипотезы.
Исходя
из выводов, основной задачей как родителей,
так и педагогов – это ускорить развитие
произвольной памяти. Большую помощь в
этом оказывают современные диагностические
методики, которые позволяют определить
уровень развития памяти у детей, а также
различные игры и упражнения для ее развития.
Информация о работе Развития непроизвольной и произвольной памяти дошкольников