Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:19, реферат
Под речью понимается способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. С помощью речи люди передают информацию, договариваются, узнают своих и чужих, развлекаются и выясняют отношения.
Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии.
Введение……………………………………………………………....3
Глава I. Речь, виды, функции, нарушения…………………………. 4
Глава II. Влияние речи на формирование познавательных
процессов………………………………………………...…….……. 11
Заключение………………………………………………………… ..14
Список используемой литературы……………………………… .15
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Познавательные процессы : восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать , запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Общее представление о познавательных процессах:
Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека : механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет природа породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.
Интересующая человека информация
не всегда представлена именно в том виде, в котором она
ему необходима и непосредственно воспринимается
его органами чувств. Поэтому информацию
о мире необходимо не только воспринимать,
но и перерабатывать, выделяя в ней то,
что скрыто от прямого восприятия. Иногда
человеку приходится решать довольно
сложные задачи, непростым путем извлекая
из полученной информации самые нужные
сведения. Для этого у них есть такие психологические
познавательные процессы, как внимание,
воображение, память, мышление и речь.
Первичные, исходные сведения о мире человек
получает через ощущения. Они предоставляют
человеку сведения о разнообразных свойствах
воздействующей на него окружающей средой.
Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает
мир в образах и позволяет человеку целостно
представлять окружающие предметы и явления
в совокупности многих характерных для
них свойств.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.
Поскольку будем оценивать распределение и переключение внимания, а также мышление, то разберем сами эти понятия: "внимание" и "мышление".
Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.
Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного или непроизвольного внимания.
Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.
Мышление относится к высшим познавательным процессам. Высшие познавательные функции – это сложные прижизненно формирующиеся психические процессы. Они социальны по своему происхождению, связаны с программированием жизнедеятельности человека посредством постановки целей и задач. В результате чего психическая ориентировка становится произвольной, появляются особые виды внимания, памяти, восприятия: произвольное внимание, произвольная память, наблюдение. Особенность высших психических функций состоит в том, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позднее, в онтогенезе – как внутренний, то есть интрапсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение, выполняющие высшие познавательные функции, во многом определяют сознание личности.
Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде. В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму. Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п. Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассматривалась тема речи и её влиянии на формирование познавательных процессов.
Я узнал, что под речью понимается способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка, что с помощью речи люди передают информацию, договариваются, узнают своих и чужих, развлекаются и выясняют отношения. Также я узнал, что познавательные процессы начинаются с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.
В результате проведенной мною работы, мне кажется, что я справился с поставленной целью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Речь и её влияние на формирование познавательных процессов