Речь и её влияние на формирование познавательных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:19, реферат

Описание работы

Под речью понимается способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. С помощью речи люди передают информацию, договариваются, узнают своих и чужих, развлекаются и выясняют отношения.
Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....3
Глава I. Речь, виды, функции, нарушения…………………………. 4
Глава II. Влияние речи на формирование познавательных
процессов………………………………………………...…….……. 11
Заключение………………………………………………………… ..14
Список используемой литературы……………………………… .15

Файлы: 1 файл

Реферат Психология Терентьев.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ РЕЧИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Познавательные процессы : восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать , запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Общее представление о познавательных процессах:

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека : механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет природа породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.

Интересующая человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.  
Первичные, исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.

Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.

Поскольку будем оценивать распределение и переключение внимания, а также мышление, то разберем сами эти понятия: "внимание" и "мышление".

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного или непроизвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

Мышление относится к высшим познавательным процессам. Высшие познавательные функции – это сложные прижизненно формирующиеся психические процессы. Они социальны по своему происхождению, связаны с программированием жизнедеятельности человека посредством постановки целей и задач. В результате чего психическая ориентировка становится произвольной, появляются особые виды внимания, памяти, восприятия: произвольное внимание, произвольная память, наблюдение. Особенность высших психических функций состоит в том, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позднее, в онтогенезе – как внутренний, то есть интрапсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение, выполняющие высшие познавательные функции, во многом определяют сознание личности.

Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде. В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму. Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п. Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе рассматривалась тема речи и её влиянии на формирование познавательных процессов.

Я узнал, что под речью понимается способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка, что с помощью речи люди передают информацию, договариваются, узнают своих и чужих, развлекаются и выясняют отношения. Также я узнал, что познавательные процессы начинаются с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.

В результате проведенной мною работы, мне кажется, что я справился с поставленной целью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Немов С. Р. Общие основы психологии. Книга 1. М.: Просвещение, 2010.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
  3. Сорокун П. А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005.
  4. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. –Т.3. –Л., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Речь и её влияние на формирование познавательных процессов