Речевые способы воздействия на партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:44, доклад

Описание работы

Речевое воздействие-,в широком смысле — воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами — с помощью сообщений на естественном языке. В узком смысле, который на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.

Файлы: 1 файл

Речевые способы воздействия на партнера.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

1. Автоматически оценивающее,  ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое  

1. Не заботясь о  реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное 

Раскрепощенно, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь  к собеседнику, без эмоций, задавая  открытые вопросы, задумываясь

Типичные фразы 

1. «Ты должен», «Ты  не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя» 

1. «Я хочу», «Я бы  очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!»,  «Высший класс!, «Мне без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не  верю в свои силы» «Я не  смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!» 

Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает возможность  дискуссии

Интонация, манера говорить 

1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично,  саркастически, с нажимом. 2. Тепло,  успокаивающе, сочувственно 

1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся  голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо 

Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко

Жесты 

1. Поднятый вверх указательный  палец, руки на бедрах, руки  скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2.Поглаживание по голове 

1. Напряженный или  расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная  голова, стоит навытяжку, пожимает  плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова 

Корпус прямой, его  положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена  вперед.

Заключение

Манипулирование используется практически во всех сферах применения языка, особенно часто оно применяется в политике, психотерапии и рекламе. Вряд ли можно отрицать то, что, каждый день общаясь друг с другом, мы пытаемся периодически навязать кому-нибудь свою точку зрения: свое личное отношение к человеку, ситуации, свой взгляд на проблему и ее решение и т.п. Таким образом, уже само наше существование в обществе диктует нам правила использования языка и его психолингвистических возможностей.

Человек обычно окружает свое сознание неким защитным барьером, способным противостоять чужому воздействию и по возможности обеспечивать именно согласование деятельности, а не просто включение себя в чужие планы; и сам же человек является часовым, охраняющим этот защитный барьер и контролирующим проход через него. Эффективное преодоление защитного барьера – это и есть то, что понимается под речевым воздействием в узком смысле и что изучается специальной дисциплиной, именуемой теорией речевого воздействия.

Прежде всего, следует  назвать две обширных сферы, всегда привлекавшие и привлекающие к себе повышенное общественное внимание и лучше всего изученные с интересующей нас точки зрения. Это, с одной стороны, политическая, а с другой – рекламная коммуникация

Следующие две сферы, в которых значительна роль как  речевого воздействия, так и прикладного  анализа языковых форм, используемых при общении, развиты в современных западных обществах. Это, во-первых, процессуальная и судебная практика соревновательного типа

Другая сфера интенсивного речевого воздействия с использованием особенностей языковых форм – это  психотерапия, а также такой ее вид, как нейролингвистическое программирование

К числу предпосылок  речевого воздействия заведомо относятся  следующие:психологические,когнитивные,логические,социологические, коммуникационно-семиотические и структурно-семиотические. Все данные предпосылки были подробно рассмотрены в данной работе. Так же были рассмотрены основные способы речевого воздействия ,такие как убеждение ,доказывание ,уговаривание ,принуждение и другие.

Наука о речевом воздействии  представляет собой науку об усилении коммуникативной позиции личности в процессе общения, защите личностью своей коммуникативной позиции и приемах ослабления коммуникативной позиции собеседника.

Понятия социальной и  коммуникативной роли также входят в теоретический арсенал науки  о речевом воздействии. Социальная роль понимается как реальная социальная функция человека, а коммуникативная роль - как принятое для той или иной социальной роли нормативное коммуникативное поведение. Коммуникативные роли могут и не соответствовать социальной роли говорящего - их репертуар гораздо шире, чем набор социальных ролей, и их выбор, смена, умение разыграть (проситель, беспомощный, маленький человек, крутой, знаток, решительный и мн.др.) составляют одну из сторон искусства речевого воздействия отдельной личности. Ср. таких мастеров исполнения различных коммуникативных ролей как Чичиков, Хлестаков, Остап Бендер.

В жизни встречаются ситуации, когда по каким-то причинам приходится скрывать свою цель и мы вынуждены искать обходные пути. Допуская возможность разовой манипуляции, игры, цель которой – избежать затруднительного положения, американский психолог Э.Шостром резко осуждает манипулирование и речевое воздействие как основной стиль общения. Постоянное манипулирование и речевое воздействие опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. А объекту манипулирования и речевого воздействия его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978;

 

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997;

 

3. Чалдини Р. Психология влияния. 3-е международное издание. М. — СПб, 1999;

 

4. Липсиц И. Секреты умелого руководителя. М., Экономика, 1994;

 

5. Лебедева. М.М. Уметь вести переговоры. М., 1991;

 

6. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995;

 

7. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., Наука, 1996.

 


Информация о работе Речевые способы воздействия на партнера