Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 08:30, курсовая работа
Цель исследования: исследовать ценностные ориентации современной
молодежи.
Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.
Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.
Введение……………………………………………………………….. 3 стр.
Глава 1. Особенности Я-концепции в юношеском возрасте……… 7 стр.
1.1 Юношескиий возраст…………………………………………… 7 стр.
1.2 Задачи развития юношеского возраста………………………… 9 стр.
Глава 2. Организация и проведение психологического исследования…………………………………………………………... 31 стр.
2.1. Используемая методика и ее описание………………………… 31 стр.
2.2. Анализ полученных данных…………………………………… 33 стр.
Заключение…………………………………………………………… 38 стр.
Список использованных источников……………………………… 40 стр.
7) материально обеспеченная жизнь
(отсутствие материальных
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);
10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
11) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
12) равенство (равные возможности для всех);
13) самостоятельность как
14) свобода (независимость в поступках и действиях);
15) счастливая семейная жизнь;
16) творчество (возможность творческой деятельности);
17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).
Инструментальные ценности:
1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);
2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);
3) высокие запросы;
4) чувство юмора;
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и в других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки;
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы);
16) честность;
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость, умение понять другого человека.
2.2 Анализ полученных данных
После обработки данных мы получили следующие результаты:
Наиболее значимые терминальные ценности |
Среднее значение |
Место | ||
девушки |
юноши |
девушки
|
юноши | |
здоровье |
2,15 |
2,65 |
1 |
2 |
любовь |
4,35 |
8,65 |
2 |
|
материально обеспеченная жизнь |
5,9 |
2 |
3 |
1 |
счастливая семейная жизнь |
5,5 |
6,85 |
4 |
|
наличие хороших друзей |
6,05 |
4 |
5 |
3 |
развлечения |
12,05 |
5,75 |
5 | |
свобода |
9 |
6,2 |
6 | |
активная деятельная жизнь |
7,75 |
5,2 |
4 | |
Наиболее значимые инструментальные ценности |
девушки |
юноши |
девушки |
юноши |
независимость |
8,2 |
2 |
1 | |
твердая воля |
8,55 |
3,1 |
2 | |
жизнерадостность |
7,85 |
4,35 |
3 | |
честность |
7,05 |
6,4 |
4 | |
образованность |
5,7 |
8,5 |
1 |
|
Менее значимые терминальные ценности |
девушки |
юноши |
девушки |
юноши |
уверенность в себе |
9 |
8,35 |
||
жизненная мудрость |
10,45 |
14,25 |
||
развитие |
10,65 |
13 |
||
интересная работа |
10,2 |
10,35 |
||
продуктивная жизнь |
11,1 |
12,8 |
||
общественное призвание |
10,7 |
8,5 |
||
познание |
10,95 |
12,75 |
Менее значимые инструментальные ценности |
девушки |
юноши |
||
смелость в отстаиваниях своего мнения |
7,1 |
11,55 |
||
самоконтроль |
8,45 |
7,05 |
||
ответственность |
7,95 |
9,45 |
||
широта взглядов |
10,7 |
8,15 |
||
эффективность в делах |
10,35 |
7,8 |
||
терпимость |
11,25 |
11,95 |
||
чуткость |
9,55 |
15,7 |
||
аккуратность |
11 |
14,3 |
||
воспитанность |
7,75 |
13,55 |
||
высокие запросы |
12,75 |
11,51 |
||
рационализм |
10,15 |
7,45 |
||
исполнительность |
12,05 |
11,1 |
||
Принебрегаемые терминальные ценности |
||||
красота природы и искусства |
14,35 |
17,25 |
||
счастье других |
15,35 |
16,75 |
||
творчество |
15,5 |
16,3 |
||
Принебрегаемые инструментальные ценности |
||||
непримиримость к недостаткам в себе и других |
16,8 |
17,5 |
По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей как “здоровье”, “наличие хороших и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы и искусства”, “творчество”, “непримиримость к недостаткам в себе и других”.
Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье (90% девушек, 90% юношей), любовь (85% девушек и только 25% юношей), материальная обеспеченность (60% девушек, 100% юношей), счастливая семейная жизнь (75% девушек и только 45% юношей), наличие хороших друзей (65% девушек, 90% юношей). Юноши в отличии от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения (0% девушек, 60% юношей), свободу (35% девушек, 60% юношей), активную деятельную жизнь (40% девушек, 85% юношей). Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность (65% девушек, 2% юношей), независимость (35% девушек, 100% юношей), твердая воля (45% девушек, 80% юношей), честность (60% девушек, 70% юношей), чуткость (35% девушек, 0% юношей), аккуратность (45% девушек, 5% юношей), воспитанность (55% девушек, 5% юношей).
Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” (100% юн., 35% дев.), “наличия хороших друзей” (90% юн., 65% дев.), “материально обеспеченной жизни” (100% юн., 60% дев.), а для девушек более значимы такие ценности как “любовь” (85% дев., 25% юн.), “счастливая семейная жизнь” (75% дев., 45% юн.), “воспитанность”(55% д., 5% юн.), “чуткость”(35% д., 0% юн.), “аккуратность” (45% д., 5% юн.).
То, что у юношей на первом месте стоит ценность материально обеспеченной жизни или по-другому финансовой независимости, можно объяснить тем, что они рассчитывают только на свои силы, тогда как многие девушки планируют обеспечить свое будущее путем удачного замужества.
Вообще различия в ценностных ориентациях юношей и девушек можно объяснить тем, что в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. Так некоторые закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских социальных ролей, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) влияют на различные аспекты социального поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.
Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали следующий вывод: различия между ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.
Заключение
В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности поиска смысла жизни в юношеском возрасте. В основной части курсовой работы были проанализированы теоретические исследования юношеского возраста, получены общие сведения о юношеском возрасте.
Теоретический анализ литературы по проблеме поиска смысла жизни в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
* Юность – это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя);
* Юность – решающий этап
* Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте;
* Смысл жизни – это врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности;
* В поиске смысла жизни
* На основе выработанной системы ценностей происходит определение смысла жизни.
В эмпирической части данной работы мы провели изучение ценностных ориентаций, с целью выявления различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.
В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили различия в ценностных ориентациях юношей и девушек, что подтверждает нашу гипотезу. Так для девушек наиболее значимыми ценностями являются “любовь”, “счастливая семейная жизнь”, ”здоровье”, также “воспитанность”, “чуткость”, “аккуратность”. Для юношей выше значение “независимости” (самостоятельности), “наличия хороших друзей”, “материально обеспеченной жизни” (финансовой независимости). Таким образом, можно предположить, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.
Полученные результаты нашего исследования могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам, в исследовательских работах по изучению юношей и девушек.
Реализуемый нами подход к практическому изучению ценностных ориентаций молодежи представляется нам достаточно перспективным для дальнейших изучений этой проблемы.
Список использованных источников
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр “Академия”; Раритет.-1997.
3. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.,1984.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.
5. Бернс. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с анг/Общ, ред. Парамонова Н. И, Дорогова Л. И.—М.: Издательская группа «Прогресс»,1986.
6. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.
7. Бобалев А. А. «О психологическом понимании. Я человека, Я-образ и Я-концепция. Мир психологи.2002.№ 2.
8. Выготский Л. С. Собр. соч.,т,3,—М.: 1983.
9. Дашковский Н. И. «К вопросу о коммуникации с внутренним Я// Мир психологи.2002 №2
10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
11. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 2001г.
12. Кон И. С. Открытие «Я».— М.: 1978.
13. Костенко С. С. «К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентов, компетенции жизнеутверждающей адаптации//Высшее образование сегодня.2008 №8.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
16. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). Под общей редакцией А. А.Реана Санкт-Петербург «прайм – ЕВРОЗНАК» изд. дом «НЕВА». Москва ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
17. Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. “ Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений “ – 2-е изд., стереотип. – М.; издат. центр “ Академия “; Высшая школа, 2001.
Информация о работе Рефлексия и становление «Я» образа в юношестком возрасте