Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:06, реферат
Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.
1.Возникновение понятия рефлексии;
2.Какого психологическое содержании рефлексии;
3.В чем сущность методологического аспекта рефлексии;
4.Какова роль рефлексии в деятельности;
5.Какие типы (виды) рефлексии рассматриваются в современной психологии;
6.Какие существуют формы рефлексии;
7.Каковы функции рефлексии;
8.Заключение;
9.Список литературы.
Содержание.
1.Возникновение понятия
2.Какого психологическое
3.В чем сущность
4.Какова роль рефлексии в деятельности;
5.Какие типы (виды) рефлексии рассматриваются в современной психологии;
6.Какие существуют формы
7.Каковы функции рефлексии;
8.Заключение;
9.Список литературы.
2.
1.Возникновение понятия рефлексии.
Решающим событием, определившим развитие рефлексии, было возникновение в рамках философии наиболее общих представлений о познании, впоследствии систематизированных в одном из её разделов — теории познания. В этом контексте понимание есть «незаместимый, вживую выполняемый индивидом творческий акт». Акт понимания при этом является ни чем иным, как «сдвигом нас самих из прежнего, первоначального состояния и как бы вживание в новое состояние (когда мы уже понимаем)». В результате такого процесса происходит расширение возможностей человека воспринимать, понимать, помнить и чувствовать.
3.
2.Какого психологическое содержании рефлексии.
Объем и полифоничность психологического
содержания рефлексии, ее полифункциональность,
богатый спектр признаков и свойств свидетельствуют
о важности и уникальности места и роли
рефлексии в интегральной структуре личности
человека. Рефлексивные процессы выделяются
практически во всех сферах психологической
действительности. Развитие рефлексивной
психологии связано с именем А.Буземана,
который впервые выделил ее в качестве
самостоятельной дисциплины в начале
20-го века. Само слово "рефлексия"
происходит от позднелатинского "reflexio",
что буквально означает "обращение
назад, отражение".
В настоящее
время складываются традиции исследования
рефлексивных процессов в отдельных областях
психологии. Для раскрытия психологического
содержания различных феноменов рефлексия
рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (
Если резюмировать
роль и место рефлексии в мышлении, то
можно отметить, что:
-рефлексия есть проявление высокого уровня
развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев,
В.В.Давыдов, А.З.Зак, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн);
-рефлексия позволяет человеку сознательно
регулировать, контролировать свое мышление
как с точки зрения его содержания, так
и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов,
Д.Дьюи);
-рефлексия есть фактор продуктивности
мыслительной деятельности (И.С.Ладенко,
Я.А.Пономарев);
-рефлексия помогает "войти" в ход
решения задачи другого человека, осмыслить
его, "снять" содержание и, в случае
необходимости, внести необходимую коррекцию
или стимулировать новое направление
решения (Ю.Н.Кулюткин, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская).
В личностной сфере человека рефлексия
охватывает как коммуникативные процессы,
так и процессы самоосмысления, самосознания:
-рефлексия является гарантом позитивных
межличностных контактов, определяя такие
партнерские личностные качества, как
проницательность, отзывчивость, терпимость,
безоценочное принятие и понимание другого
человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев,
Б.Ф.Ломов);
-рефлексия обеспечивает взаимопонимание
и согласованность действий партнеров
в условиях совместной деятельности, кооперации
(В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);
-рефлексия как способность человека к
самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению
стимулирует процессы самосознания, обогащает
"Я-концепцию" человека, является
важнейшим фактором личностного самосовершенствования
(А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко);
\
4.
Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов в значительной степени условно.
В психологической реальности
бытия человека его мышление не изолировано
от его личностных особенностей. Напротив,
как показывают результаты экспериментальных
исследований, продуктивность мышления
в значительной мере зависит от реализации
личностной позиции субъекта мышления,
от глубины его "личностных смыслов"
(А.Н.Леонтьев), вовлеченных в решение
проблемы. Механизмом, опосредующим и
связывающим операционально-
Существенным, на наш взгляд, является
то, что с развитием научного знания расширились
границы применения категории рефлексии.
Отечественные исследователи И.Н.Семенов
и С.Ю.Степанов показали, что рефлексия
активно используется не только на философском,
но и на общенаучном уровне, выступая в
качестве:
-методологического средства междисциплинарных
разработак и неклассических направлений
современной науки (теория рефлексивных
игр, теория рефлексивного управления
и т.п.);
-объяснительного принципа для ряда общественных
и гуманитарных дисциплин (социология,
логика, лингвистика, экология и др.).
Кроме
того, сегодня рассматривается собственно
психологический аспект рефлексии в отличие
от ее философских трактовок, анализируется
история вычленения в психологии (в частности,
в исследованиях мышления и сознания)
рефлексии как особого психологического
явления.
5.
3.В чем сущность
В контексте философской
проблематики рефлексия обычно трактуется
как: 1) способность разума и мышления
обращаться на себя; 2) анализ знания с
целью получения нового знания; 3)
самонаблюдение за состоянием ума и
души; 4) исследовательский акт, направленный
на основания собственного осуществления.
В 17-веке английский
философ Джон Локк (1632-1704) впервые употребил
понятие «рефлексия», подразумевая под
ним процесс (как и опыт) за счет которого
происходит накопление и получение новых
идей. Рефлексия – это один из источников
познания, а предметом познания становится
сама мысль, т.е. мысль объективизируется
для рефлексии. Объективация выступает
важным компонентом рефлексивного механизма
(этапом рефлексивного процесса). Она предполагает
сравнение результатов рефлексии с ее
процессом и способами получения рефлексивного
представления. Отсутствие этого сравнения
ведет к появлению "недостаточной рефлексии",
на что указывал И.Кант: "… мы можем
принимать некоторые познания, например
непосредственно достоверные положения,
без исследования, т.е. не проверяя условий
их истинности, однако мы не можем и не
имеем права ни о чем судить без рефлексии,
т.е. без сравнения познания с той познавательной
способностью, из которого оно может возникнуть".
Противопоставление категорий "явление
- сущность" характерна для классической
философии, что и приводит к связыванию
смысла рефлексии с процессами объективизации.
Недопустимость такого противостояния
в экзистенциальной философии имеет следствием
придание большего гносеологического
значения пониманию. Необходимость соотнесения
этих традиций породило проблему связи
понимания и рефлексии на уровне субъективных
способностей.
Для И.Канта
рефлексия противостоит пассивному, она
играет роль разрушителя схематизмов
мышления. Он рассматривает ее не в понимании
индивидуального, а в понимании коллективного,
подразумевая, что не всегда предполагает
сравнение, то есть она на одном человеке
невозможна. Выделял два вида рефлексии
– трансцендентальную и логическую. Г.Гегель
(1770-1831) строго разграничивал рефлексию
на субъективную, связанную с самосознанием
и объективную или ту, которая связанна
с практической деятельностью.
В последней трети 20-го века М.К.Мамардашвили,
Г.П.Щедровицкий, И.С.Ладенко, В.А.Лекторский,
В.С.Швырев, А.П.Огурцов пытались осуществить
философскую проработку понятия рефлексии
в контексте проблемы сознания и деятельности.
Философский план анализа позволил выделить
следующие аспекты рефлексии:
1) онтологический, где рефлексия – модус
существования психологического в виде
данностей сознания;
2) гносеологический, где рефлексия как
интроспективное начало психологического
познания, является методом самонаблюдения
(Дж.Локк);
3) методологический, где рефлексия рассматривается
как модальность взаимодействия (взаимоотражения)
категорий познания (И.Кант);
4) аксиологический, где рефлексия рассматривается
как «мировоззренческие чувства» личности,
выражающие экзистенциально-этические
ценности ее бытия и сознания (С.Л.Рубинштейн).
Первые три аспекта выделяют рефлексию
как рациональное начало организации
психического в его интеллектуально-познавательных
проявлениях. Четвертый аспект знаменует
переход от философско-интеллектуального
к личностно-психологическому пониманию
рефлексии.
Надо отметить, что еще задолго до Локка
в философии противопоставлялось чувственно
7.
4.Какова роль рефлексии в деятельности.
Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.
8.
5.Какие типы (виды) рефлексии рассматриваются в современной психологии.
Отсутствие единого
подхода к пониманию и изучению
феномена рефлексии предполагает построение
различных классификаций.
I. Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют
следующие типы рефлексии и области ее
научного исследования:
1.Кооперативная
рефлексия имеет прямое отношение к психологии
управления, педагогике, проектированию,
спорту. Психологические знания данного
типа рефлексии обеспечивают, в частности,
проектирование коллективной деятельности
и кооперацию совместных действий субъектов
деятельности. При этом рефлексия рассматривается
как «высвобождение» субъекта из процесса
деятельности, как его «выход» во внешнюю,
новую позицию как по отношению к прежним,
уже выполненным деятельностям, так и
по отношению к будущей, проектируемой
деятельности с целью обеспечения взаимопонимания
и согласованности действий в условиях
совместной деятельности. При таком подходе
акцент ставится на результаты рефлексирования,
а не на процессуальные моменты проявления
этого механизма.
2.Коммуникативная
рефлексия рассматривается в исследованиях
социально-психологического и инженерно-психологического
плана в связи с проблемами социальной
перцепции и эмпатии в общении. Она выступает
как важнейшая составляющая развитого
общения и межличностного восприятия,
которая характеризуется А.А.Бодалевым
как специфическое качество познания
человека человеком.
Коммуникативный аспект рефлексии несет
ряд функций: познавательную, регулятивную
и развития. Эти функции выражаются в смене
представлений о другом субъекте на более
адекватные для данной ситуации, они актуализируются
при противоречии между представлениями
о другом субъекте общения и его вновь
раскрывающимися индивидуальными психологическими
чертами.
3.Личностная
рефлексия исследует собственные поступки
субъекта, образы собственного Я как индивидуальности.
Анализируется в общей и патопсихологии
в связи с проблемами развития, распада
и коррекции самосознания личности и механизмов
построения Я-образа субъекта. С.Ю. Степанов
и И.Н.Семенов выделяют несколько этапов
осуществления личностной рефлексии:
переживание тупика и осмысление задачи,
ситуации как не решаемой; апробирование
личностных стереотипов (шаблонов действия)
и их дискредитация; переосмысление личностных
стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации
и самого себя в ней заново. Процесс переосмысления
выражается, во-первых, в изменении отношения
субъекта к самому себе, к собственному
«я» и реализуется в виде соответствующих
поступков, и, во-вторых, в изменении отношения
субъекта к своим знаниям, умениям. При
этом переживание конфликтности не подавляется,
а обостряется и приводит к мобилизации
ресурсов «Я» для достижения решения задачи.
На взгляд Ю.М.Орлова, личностный тип рефлексии
несет функцию самоопределения личности.
Личностный рост, развитие индивидуальности,
как сверхличностного образования, происходит
именно в процессе осознания смысла, который
реализуется в конкретном сегменте жизненного
процесса. Процесс же самопознания, в виде
постижения своей Я-концепции, включающей
воспроизведение и осмысление того, что
мы делаем, почему делаем, как делаем и
как относились к другим, и как они относились
к нам и почему, посредством рефлексии
ведет к обоснованию личностного права
на изменение заданной модели поведения,
деятельности, с учетом особенностей ситуации.
4.Предметом
интеллектуальная рефлексии являются
знания об объекте и способы действия
с ним. В настоящее время работы в данном
направлении явно преобладают в общем
объеме публикаций, отражающих разработку
проблематики рефлексии в психологии.
Интеллектуальная рефлексия рассматривается
преимущественно в педагогической и инженерной
психологии в связи с проблемами организации
когнитивных процессов переработки информации
и разработки средств обучения решению
типовых задач.
В последнее время, помимо этих четырех
аспектов рефлексии, выделяют экзистенциальную,
культуральную и саногенную. Объектом
исследования экзистенциальной рефлексии
являются глубинные, экзистенциальные
смыслы личности. Рефлексия, возникающая
в результате воздействия эмоциогенных
ситуаций, ведущих к переживанию страха
неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п.,
приводящая к уменьшению страдания от
негативных эмоций, определяется Ю.М.Орловым
как саногенная. Ее основная функция заключается
в регуляции эмоциональных состояний
человека.
II.
Н.И.Гуткина при экспериментальном изучении
выделяет следующие виды рефлексии:
1.Логическая – рефлексия в области мышления,
предметом которой является содержание
деятельности индивида.
2.Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной
сферы, связана с процессами развития
самосознания.
3.Межличностная – рефлексия по отношению
к другому человеку, направлена на исследование
межличностной коммуникации.
III. Отечественные
ученые С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев предлагают
виды рефлексии в процессах педагогического
общения:
1.Социально-перцептивная рефлексия, предметом
которой является переосмысление, перепроверка
педагогом собственных представлений
и мнений, которые у него сформировались
об учащихся в процессе общения с ними.
2.Коммуникативная рефлексия заключается
в осознании субъектом того, как его воспринимают,
оценивают, относятся к нему другие ("Я
– глазами других").
3.Личностная рефлексия – осмысление собственного
сознания и своих действий, самопознание.
Е.В.Лушпаевой
описывает такой тип рефлексии, как «рефлексия
в общении», который представляет собой
"сложную систему рефлексивных отношений,
возникающих и развивающихся в процессе
межличностного взаимодействия". Автор
выделяет следующие компоненты в структуре
"рефлексия в общении": личностно-коммуникативная
рефлексия (рефлексия «Я»); социально-перцептивная
(рефлексия другого «Я»); рефлексия ситуации
или рефлексия взаимодействия.
Наиболее общими способами рефлексирования
являются выражение уверенности, предположения,
сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии
активизируются при условии создания
установки наблюдать и анализировать
собственное познание, поведение и понимание
этого поведения другими.
11.
6.Какие существуют формы рефлексии.
Рефлексия собственной
деятельности субъекта рассматривается
в трех основных формах в зависимости
от функций, которые она выполняет
во времени: ситуативная, ретроспективная
и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок»
и «самооценок» и обеспечивает непосредственную
включенность субъекта в ситуацию, осмысление
ее элементов, анализ происходящего в
данный момент, т.е. осуществляется рефлексия
"здесь и теперь". Рассматривается
способность субъекта соотносить с предметной
ситуацией собственные действия, координировать,
контролировать элементы деятельности
в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки
уже выполненной деятельности, событий,
имевших место в прошлом. Рефлексивная
работа направлена на более полное осознание,
понимание и структурирование полученного
в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки,
мотивы, условия, этапы и результаты деятельности
или ее отдельные этапы. Эта форма может
служить для выявления возможных ошибок,
искать причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление
о предстоящей деятельности, представление
о ходе деятельности, планирование, выбор
наиболее эффективных способов, конструируемых
на будущее.
Субъект деятельности может быть представлен
как отдельным индивидом, так и группой.
Исходя из этого, И.С.Ладенко описываетвнутрисубъектные и межсубъектные
формы рефлексии. Во внутрисубъектных
формах различают корректирующую, избирательную
и дополняющую. Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации
выбранного способа к конкретным условиям.
Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного,
двух или более способов решения задачи.
С помощью дополняющей рефлексиипроизводится усложнение выбранного
способа посредством добавления к нему
новых элементов. Межсубъектные формы
представлены кооперативной, состязательной
и противодействующей рефлексией.
Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения общей ими цели. Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.
Противодействующая рефлексия в
12.
7.Каковы функции рефлексии.
Рефлексия выполняет
определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет
человеку сознательно планировать, регулировать
и контролировать свое мышление (связь
с саморегуляцией мышления); во-вторых,
позволяет оценивать не только истинность
мыслей, но и их логическую правильность;
в-третьих, рефлексия не только улучшает
результаты решения задач, но и позволяет
решать задачи, которые без ее применения
решения не поддаются.
В педагогическом
процесс рефлексия выполняет следующие
функции:
— проектировочная (проектирование и
моделирование деятельности участников
педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее
эффективных способов взаимодействия
в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного
общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности
деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности
совместной деятельности участников педагогического
процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению
во взаимодействии и деятельности).
13.
8.Заключение.
Наиболее эффективное развитие рефлексивной компетентности достигается при использовании рефлексивных методик обучения и создании акмеологических условий, а именно: наличие одного проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельности, организация рефлексивной среды. Кроме этого, требуется личностная включенность участников рефлексивных практикумов в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения. В результате, кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и навыков в области своей профессии, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта -- того, что способствует достижению высоких результатов в деятельности. Акмеологическое значение рефлексивной компетентности для профессионала состоит еще и в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяет формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности. Рефлексивная компетентность -- акмеологический феномен, способствующий достижению наивысших результатов в деятельности, и может быть квалифицирована как мета-компетентность.
Современное состояние развития государства,
общества и экономики требует
от теории и практики образования
методологического и
14.
9.Список литературы.
1.Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 2007.
2.Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004.
3.Равен Дм. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М., 2002.
4.Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М„ 2006.
5.Маркова А.К.
Информация о работе Рефлексия как механизм развития компетентного специалиста