Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:36, творческая работа
РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов рефлексии(Р).
Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем, чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Р. помогает нам учиться на своих ошибках.
В философии Плотина самопознан
Античную философию интересовали прежде всего пути приобщения человека к миру идей (эйдосов). Самосознание личности, обоснование морального решения в самом субъекте предполагает не просто моральную суверенность личности, но обоснование всех норм и регулятивов самим субъектом с помощью его размышления. Добродетель для античной философии совпадала со знанием, а эйдетический дискурс совпадал с этико-аксиологическим.
2. ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ
«РЕФЛЕКСИЯ» В ЭПОХУ
В эпоху Средневековья
рефлексия трактовалась как
Фома Аквинский отмечал необходимость рефлексии над актами мышления: «Познается истина интеллектом согласно тому, что интеллект обращается к своим действиям и... познает сами свои действия». Рефлексия трактуется им как специфическая способность ума, которая позволяет постичь универсальное и благодаря которой человек достигает понимания формы. В онтологии Фомы Аквинского по "Мнимой универсалы" все предметы природы это единство формы и материи. Человек познает "общее" в мире через мнимые универсалии, т.е. через анализ самого себя. Общее есть Бог, другого общего, кроме Бога, не существует. Познавая себя, общее в мире, человек приближается к Богу.
Роджерс Бэкон (1214-1292) считает внутренний опыт - "мистическим озарением". Рефлексия в данной концепции рассматривается в контексте внутреннего опыта человека, предметом которого является Бог. Бог одаривает человека внезапным "мистическим озарением". Чтобы стать желанным Богу, необходимо понять себя.
Итак, для средневековья при рассмотрении вопроса рефлексии центральной фигурой Бог. Познавая себя, человек приближается к Богу.
3. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕННИЯ КАК ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ: Ф. ПЕТРАРКА, М. КУЗАНСКИЙ
Мыслители Возрождения, выдвигая идею человека как микрокосма, в котором в концентрированной форме выражаются все силы макрокосма, исходили из того, что познание природных сил есть вместе с тем и самопознание человека, и наоборот. Представителями данной эпохи является Ф.Петрарка, Н.Кузанский.
Ф.Петрарка (1304-1374), рассматривая
"творческие потенции человека"
Н.Кузанський (1401-1464) рассматривает
рефлексию как творческую
Итак, в эпоху Возрождения
человек идентифицируется не
только с различными
4. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (17-
Изменения в трактовке рефлексии в философии Нового времени связаны с выдвижением на первый план проблем обоснования знания и с поиском оснований знания в субъекте. Автономность рефлексии как способа организации знания и была впервые осмыслена в метафизике субъективности.
Декарт (1596-1650) выделяя понятие "субстанции" считает, что человеку свойственна определенная духовная субстанция, присущая только людям и обладает самосознанием. Есть рефлексия отождествляется с умственной самосознанием как атрибутом внутреннего духовного мира человека и выступает как способ постижения непосредственно достоверных основоположений СОЗНАНИЯ.
Дж. Локк (1632-1704) в работе "Опыт о человеческом разуме" выделяет первичные и вторичные качества, присущие человеку. Первые дают знания о свойствах предметов, их Локк отождествляет с внешним опытом - ощущениями. Вторичные качества отождествляются с внутренним опытом, т.е. рефлексией - это наблюдение ума, направленное на собственную деятельность, порождает особые знания, вроде того, как рождаются знания о внешнем. Локк расширяет область рефлексии, полагая, что и чувства могут послужить ее источником. Объектом рефлексии могут стать не только операции нашего ума, но и восприятие, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание – «все различные действия нашего ума».
Г.В.Леибниц (1646-1716) рассматривал рефлексию в контексте теологии. Он утверждал, что мир состоит из монад - духовных элементов бытия, для которых характерно активность и самостоятельность. Монады он разделял на низшие, которым свойственны неясные представления (неорганический, растительный мир), e животных достигают ступени ощущений, а у человека - ясного понимания, способности к суждениям, рассуждения, т.е. к рефлексии. Рефлексия для Лейбница не что иное, как внимание к тому, что у нас происходит.
Д.Юм (1711-1776), выделяя понятие "ассоциация", отмечал, что человек познает окружающий мир, самого себя и свою связь с действительностью путем рефлексии. Это познание он отождествлял с возникающими в сознании человека ассоциациями. Ассоциации - это рефлексия над впечатлениями, полученными извне.
Кант (1724-1804 г.) рассматривал "трансцендентальные апперцепции (единство сознания, составляет возможности всякого познания)". В работе "Антропология с прагматической точки зрения" Кант отмечает, что рефлексия - источник познания, ум. Философ трактовал настоящую рефлексию как механизм отнесения знаний и представлений в соответствующие познавательных способностей: рефлексия определяет источники познания (разум или чувственное созерцание), которые формируют понятие. Кант различал логическую рефлексию, при которой представления просто сравниваются друг с другом, и трансцендентальную рефлексию, при которой сравниваемые представления связываются с той или иной познавательной способностью – с чувственностью или рассудком.
Немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) рефлексию отождествлял с "внутренним чувством", что создает не только себя, но и весь окружающий мир. Рефлексивная деятельность проявляется в его принципе единства противоположностей: соотношение "Я" и «Не - Я".У Фихте рефлексия совпадает с философией, трактуемой как наукоучение, т.е. как рефлексия научного знания о самом себе. Рефлексия, подчиняющаяся определенным законам, принадлежит к необходимым способам действий ума.
У Гегеля (1770-1831) рефлексия мирового духа выступает движущей силой его развития, внутренней формой исторического самосознания и саморазвития культуры. Рефлексия является высшей формой духовной деятельности человека. Для концепции Гегеля рефлексия - это взаимное отображение одного в другом. Он ввел термин "рефлексовать - вращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Гегеля рефлексия представляет собой движущую силу развития духа. Рассматривая рассудочную рефлексию как необходимый момент познавательного процесса и критикуя в этой связи романтиков, Гегель вместе с тем выявляет ее ограниченность: фиксируя абстрактные определения, рефлексия рассудка не в состоянии выявить их единство, однако претендует на окончательное, абсолютное знание. Гегель полагал, что в предмете воплощается дух, который обнаруживает в нем самого себя.
Гегель выделяет три типа рефлексии: 1) полагающую, которая соответствует описательным наукам, 2) внешнюю, или сравнивающую, которая отражает господство в науке метода сравнения, и 3) определяющую. Последняя фиксирует моменты сущности в их самостоятельности и обособленности друг от друга. В целом гегелевское учение о рефлексии раскрывает категориальную структуру той науки, которая фиксирует тождество, различие и противоположность, но не постигает противоречия науки, которая противопоставляет субъекту вещь как свой предмет и не вскрывает их единства, выражаемого в жизни абсолютного духа.
5. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
РЕФЛЕКСИИ В СОВЕТСКОЙ
В своих трудах П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн., А.Р.Лурия подчеркивают широту представленности категории "рефлексия" и неоднозначность в толковании самого понятия. Однако ученые выделяют универсальность механизма действия рефлексии, в основе которого лежит принцип обратной связи.
М.Бехтерев в своей работе "Сознание и его границы" дал онтологический анализ сознания, его структуры, уровней и функций, показал связь сознания с психическими переживаниями человека, акцентируя внимание на субъективности сознания. По его мнению, рефлексия проявляется в умении человека вводить в сферу сознания представления и научиться отчитываться о явлениях, происходящих в его сознании, то есть анализировать психические процессы, происходящие в нем .
Л.Рубинштейн (1889-1960) вводит аксиологический аспект понимания рефлексии как "мировоззренческих чувств личности". Он подчеркивал, что рефлексия - это изменение внутреннего состояния субъекта под влиянием внешних причин, это умение человека изменять свое состояние, по-разному проявлять себя во взаимодействии с другими людьми. Ученый указывал на два пути существования человека: жизнь, что не выходит за пределы непосредственных связей человека, т.е. жизни, представляет собой естественный процесс, в котором очевидна непосредственность и целостность человека. Второй способ связан с проявлением рефлексии, будто прекращает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы.
Л.С.Выготский (1896-1934) утверждал, что внутренние процессы человеческой психики складываются на почве интерпсихо-логических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности. Обобщение внутренних форм психической деятельности находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением.
Б.Г.Ананьев отмечал, что, отражая внешний мир, человек создает свой внутренний мир, который, в свою очередь, направляет, регулирует, активизирует ее деятельность. Внутренний мир человека не только критерий ее работы (переработка опыта, выработки собственных позиций и убеждений, путей самоопределения и т.д.), но и показатель духовного богатства, индивидуальности и способности к рефлексии.
По утверждению М.М. Бахтина, рефлексия - это всегда "пересечения двух сознаний", диалог между ними. Диалог, по его мнению, не средство формирования личности, а средство определения ее. Только в общении, во взаимодействии человека с другим человеком раскрывается "человек в человеке" как для других, так и для самого себя. Ученый подчеркивал важность формирования рефлексивного отношения к себе.
А.Н. Леонтьев подчеркивал, что рефлексия - это отношение к своему бытию, опосредованное совместной деятельностью, способствует формированию определенного представления о себе самом как личности, способной на общественно значимые поступки и действия. Представление себя (субъективный образ своего "Я") складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков, действий с канонами и социальными нормами, принятыми в обществе. Рефлексия - это также поиски соответствия между строением внешней практической деятельности и внутренней умственной деятельностью.
Щедровицкий Г.П., кроме
собственно теоретических