Рекомендации психолога по разрешению конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:20, методичка

Описание работы

Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается тот ученик, кто менее симпатичен учителю, а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик всегда остается виновным.

Файлы: 1 файл

Рекомендации психолога по разрешению конфликтов.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 


Библиотечка психологической службы гимназии № 1532

 

 

 

 

Рекомендации  психолога по разрешению конфликтов

 

(по материалам психологических  изданий)

 

 

Основным звеном при разрешении педагогической ситуации считается  проведение ее психологического анализа.

 

Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения  учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым  оказывается тот ученик, кто менее  симпатичен учителю, а поэтому учителя  удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик всегда остается виновным.

 

Психологический анализ дает возможность  увидеть положительное в поступках  «плохого» ученика и «пакость»  в поведении образцового и  тем самым правильно разрешить  ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» ребенка.

 

Грамотно проведенный психологический  анализ поможет учителю найти  не только варианты разрешения, но и  возможные пути предупреждения или  погашения конфликта.

 

Психологи разработали несколько  вариантов опорных схем для проведения анализа ситуаций. Вот один из них:

 

-   описание ситуации и  ее участники;

 

- определение в ситуации момента,  когда учитель мог бы предупредить  ее переход в конфликт;

 

-  что помешало учителю сделать  это (эмоциональное состояние,  присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность);

 

-   какие приемы воздействия  мог бы использовать учитель  в ситуации и как он их  использовал; оценка;

 

- какую информацию получил учитель  о своих педагогических успехах  и просчетах; анализ своего  поведения в ситуации и ошибки;

 

-  варианты отношений с учеником  после конфликта. 

 

ПРИМЕР:

«Идет урок математики в 7 классе. Учительница  опытная, большой стаж работы. Она  предлагает учащимся решить задачу из учебника. Заметив, что один ученик не начинает выполнять работу, она  его резко спросила: «А ты почему не работаешь?»

 

Родители этого мальчика пьют, нервная  система его неуравновешенна. Воспитывает  ребенка бабушка.

 

На вопрос учителя он ответил  грубостью. Учитель потребовала, чтобы  он вышел из класса. В ответ снова  грубость и невыполнение «приказа». Ребята притихли, ждали разрешения конфликта и, конечно, не занимались заданием. Учительница выбежала из класса, пошла к директору и потребовала немедленного удаления грубияна из класса. Когда в класс зашел директор, мальчик выбежал из класса, а затем из школы.

 

Анализ конфликтной ситуации:  большая доля вины в возникновении  и обострении конфликта лежит  на учительнице, которая не учла индивидуальных особенностей ребенка, плохо знала  его семейные условия. Резкий тон  и настойчивость требования вызвали его на ответную грубость (импульсивность поступка, переходящего в аффективное действие). Это способствовало быстрому развитию и обострению конфликта.

 

Учительнице надо было оставить ребенка  в покое и продолжать работу в  классе, а после урока провести с ним индивидуальную беседу.

 

Таким образом, причиной конфликта  оказались:  характер общения учителя  с мальчиком (приказной тон), утомление  учителя; конфликт усилился в силу неуравновешенной нервной системы ученика.

 

2. Что говорить? Как  говорить?

 

При разговоре с детьми учителю  надо четко знать, что следует  сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение  разговора), когда сказать, чтобы  достигнуть цели обращенной к ребенку  речи (время и место), при ком  сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

 

За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась  культура общения между учителями  и учениками. Причину этого они  видят в снижении культуры общения  в быту, в семье, и в итоге  в школе.

 

Как правило, грубое, резкое замечание учителя вызывает ответную грубость со стороны ученика, а заканчивается такое «общение» заявлением учителя: «Выйди из класса!».

 

Ученик редко ответит грубостью  на спокойное, доброжелательное обращение  к нему учителя (без сарказма и злой иронии), в этом случае он или виновато молчит, или оправдывается, а иногда заплачет, извинится перед учителем.

 

При разговоре с учеником по поводу его поступка учителю уместно  проявить искренний интерес к  личности ребенка, а не торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу его поведения, угрожать наказанием, упрекать за непослушание.  В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отношению к учителю, «закроется» для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену «словесными ударами».

 

Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенок, попавшего в беду, которому грозит наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.

 

Сближению позиций учителя и  ученика, взаимопониманию помогут  некоторые приемы, которые не всегда используются учителями.

 

Постарайтесь называть ученика по имени, даже тогда, когда вы сердитесь на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, объединит с учеником. Следует учитывать, что именно подростки не так часто слышат свое имя. В школе к ним чаще обращаются по фамилии.

 

3. Невербальные средства  общения и умение слушать.

 

В общении учителя с учениками  большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации  речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации, то при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослого.

 

При восприятии слов он вначале реагирует  на интонацию ответным действием  и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик и монотонная речь учителя лишают воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты криком, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, и это порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы. 

 

Учителю так же надо уметь слушать  ученика и услышать его. Результативность речи учителя во многом зависит от его умения слушать, «настроиться на волну» ученика. Это не так легко  сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание («Ладно, все понятно, иди!»), хотя он так и не сказал главного для него. Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

 

4. Не упрекайте ребенка  его близкими!

 

Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус и учителя и взрослого, если начинает упрекать ученика за его неблагополучную семью, за поведение его родителей. 

 

5. «Возврат эмоций».

 

Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций».

 

Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций и откликнуться на переживания ребенка.

 

Учитель вместе  с учениками  «проживает» каждый возрастной период становления их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, огорчается за срывы в поведении и работе, великодушно прощает – все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает сопереживание и взаимопонимание, помогает избавиться от стереотипов в отношениях с учениками. Без этого немыслимо педагогическое сотрудничество, когда учитель может увидеть хорошее в «отпетом» ученике, выразить надежду на его исправление.

 

Ученики ценят хорошие отношения  с теми учителями, которые могут разделить их радости и огорчения. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще, отношения не доходят до конфронтации.

 

6. Наказание.

 

При разрешении конфликтов учителя  считают наказание с помощью  оценок одним из основных средств воздействия. Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика.

 

 Одним из методов наказания,  часто применяемых в последнее  время, становится вызов родителей,  упреки им за все проступки  ученика и выставление низких оценок за поведение – но этого необходимо избегать.

 

7. Приглашение «третьего».

 

Для разрешения конфликта, когда отношения  между учителями и учениками  принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».

 

При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику и глубоко понять причины конфликта.

 

Таким «третьим» могут быть и  родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком.




Информация о работе Рекомендации психолога по разрешению конфликтов