Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа
Целью данной работы является определение роли эмоций и чувств в жизни человека.Задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме эмоций в жизни человека;
2. Теоретически выявить факторы, влияющие на возникновение эмоций;
3. Теоретически изучить влияние положительных и отрицательных эмоций на деятельность человека;
4. Исследовать особенности эмоционального состояния работников фирмы. База исследования: типография «ОДЕОН», г. Благовещенск.
Введение 4
1 Общая характеристика эмоциональной сферы человека 6
1.1 Определение эмоционального состояния 6
1.2 Виды эмоций 8
1.3 Факторы, вызывающие эмоции 11
2 Эмоции и чувства в жизни человека 19
2.1 Положительное влияние эмоций и чувств на человека 19
2.2 Отрицательное влияние эмоций и чувств на человека 23
2.3 Эмпирическое исследование уровня эмоциональности сотрудников типографии «ОДЕОН» 26
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложение А. Типовая карта методики САН 33
Приложение Б. Средние баллы САН по опросу 34
Приложение В. Процентное соотношение баллов респондентов по категориям САН 35
Тест состоял из тридцати пар противоположных характеристик, по которым испытуемых просили оценить свое состояние. Каждая пара представляла собой шкалу, в которой испытуемый должен был отметить цифру, отражающую степень выраженности той или иной характеристики своего состояния (Приложение А).
Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом учитывается, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Интерпретация результатов. Выводы об уровне эмоционального состояния делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждой категории: самочувствие, активность, настроение. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. При анализе функционального состояния учитывается не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Результаты исследования. Рассмотрев результаты опроса (Приложение Б), можно сделать вывод, что почти каждый человек имеет средний балл по категории «самочувствие» равный примерно 5,0. По категории «активность» - примерно 5,5. По категории «настроение» средний балл примерно равен 5,0. Таким образом, таблица 1 показывает, что практически все испытуемые находятся в благоприятном состоянии на момент проведения опроса. У испытуемых наблюдается высокая активность, к тому же в опроснике, в паре «желание отдохнуть – желание работать» отметки испытуемых преобладают в правой стороне. Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по теме, можно вывести следующее заключение.
Эмоциональные процессы – это специфический класс процессов психической регуляции, приводимых в действие факторами, значимыми для индивида. Существенным свойством этих процессов являются их регуляторные функции в:
- модификации запаса
энергии, которой может
- формировании тенденции к поддержанию контакта с фактором, воздействующим на индивида, либо тенденции к устранению контакта с данным фактором; соответственно можно разделять эмоции на положительные и отрицательные;
- организация специфических форм реагирования, соответствующих качественным особенностям фактора, действующего на субъекта; то есть можно говорить о различных модальностях эмоций.
Эмоциональные процессы вызываются факторами, значимыми для индивида. Прежде всего, это физические воздействия на органы чувств. Способность сенсорных раздражителей вызывать эмоции меняется под влиянием опыта. Важными для индивида являются также раздражители, источник которых – протекание и результаты собственной активности. Эмоциональными раздражителями могут быть все те факторы, которые сигнализируют о значимых для субъекта событиях. Эмоции у человека могут также вызываться посредством высших психических процессов, при помощи которых он производит анализ и интерпретацию ситуации.
Эмоциональные процессы воздействуют на другие регуляторные процессы, на внутреннее состояние организма, а также непосредственно на внешнее поведение. Воздействие на другие регуляторные процессы определяется уровнем возбуждения, знаком и содержанием эмоций. И положительные и отрицательные эмоции оказывают влияние на протекание познавательных процессов. Влияние эмоциональных процессов на качество выполнения интеллектуальных и моторных заданий зависит от степени эмоционального возбуждения. Эмоциональные процессы оказывают организующее влияние на поведение человека, являются причиной возникновения устойчивой готовности к определенному реагированию на некоторый круг внешних ситуаций.
Практическое исследование показало, что улучшение самочувствия не увеличивает активность испытуемых (можно предположить, что самочувствие в меньшей степени зависит от вида деятельности, нежели от других факторов), балл самочувствия выше у тех опрашиваемых, кто заполнял карту примерно в середине рабочего дня (можно предположить, что в середине рабочего дня наблюдается меньшая степень утомления, по сравнению с концом рабочего дня), а также при высокой активности респонденты имеют средние баллы самочувствия и настроения.
Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы______________________
Дата______________ Время__________________
1. Самочувствие хорошее |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Чувствую себя слабым |
3. Пассивный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Активные |
4, Малоподвижный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Подвижный |
5. Веселый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Грустный |
6. Хорошее настроение |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Плохое настроение |
7. Работоспособный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разбитый |
8. Полный сил |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Обессиленный |
9. Медлительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Быстрый |
10. Бездеятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Деятельный |
11. Счастливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несчастный |
12. Жизнерадостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мрачный |
13. Напряженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Расслабленный |
14. Здоровый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Больной |
15. Безучастный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Увлеченный |
16. Равнодушный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Взволнованный |
17. Восторженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Унылый |
18. Радостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Печальный |
19. Отдохнувший |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Усталый |
20. Свежий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Изнуренный |
21. Сонливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Возбужденный |
22. Желание отдохнуть |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Желание работать |
23. Спокойный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Озабоченный |
24. Оптимистичный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пессимистичный |
25. Выносливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Утомляемый |
26. Бодрый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Вялый |
27. Соображать трудно |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Соображать легко |
28. Рассеянный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Внимательный |
29. Полный надежд |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разочарованный |
30. Довольный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Недовольный |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица №1
Средние баллы САН по опросу
№ |
С |
А |
Н |
1 |
4,7 |
4,2 |
4,5 |
2 |
6,7 |
6,7 |
7,0 |
3 |
4,4 |
4,0 |
4,2 |
4 |
5,2 |
4,3 |
5,3 |
5 |
3,9 |
3,9 |
4,0 |
6 |
2,8 |
4,6 |
2,1 |
7 |
4,2 |
4,9 |
3,5 |
8 |
5,9 |
6,1 |
5,5 |
9 |
5,0 |
4,4 |
4,9 |
10 |
5,4 |
4,6 |
5,2 |
11 |
5,6 |
5,6 |
6,5 |
12 |
4,0 |
4,5 |
4,3 |
13 |
6,4 |
5,5 |
6,1 |
14 |
5,5 |
4,6 |
6,0 |
15 |
4,5 |
4,1 |
3,7 |
16 |
4,8 |
4,9 |
4,7 |
17 |
4,8 |
5,6 |
4,9 |
18 |
5,2 |
3,7 |
6,3 |
19 |
4,8 |
5,0 |
6,3 |
20 |
6,4 |
5,3 |
6,7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица №2
Процентное соотношение баллов респондентов по категориям САН
высокий |
средний |
низкий | |
С |
50% |
45% |
5% |
А |
35% |
65% |
0% |
Н |
50% |
45% |
5% |