Роль эмоций в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы. Поскольку человек находится под влиянием некоторых актуальных потребностей и интересов, то в каждый момент времени он находится в том или ином эмоциональном состоянии.

Содержание работы

1. Эмоции 3
2. Виды эмоций 4
3. Роль эмоций в жизни человека 9
Библиографический список 14

Файлы: 1 файл

к.р. Психология.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Эмоции 3

2.  Виды эмоций 4

3.  Роль эмоций в жизни человека 9

Библиографический список 14

 

  1. Эмоции

В процессе эволюции животного  мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга  – эмоции. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы. Поскольку человек находится под влиянием некоторых актуальных потребностей и интересов, то в каждый момент времени он находится в том или ином эмоциональном состоянии. Иными словами, эмоции как специфические переживания характеризуют жизнь в целом и все процессы, связанные с ее сохранением и развитием. К эмоциям относятся, например, переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, а также многочисленные и разнообразные чувства, которые человек может испытывать по разным поводам и в различных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния достаточно динамичны, они меняются время от времени, переходят одно в другое, иногда – в свою прямую противоположность. Например, радость может смениться печалью, страх – гневом, удовольствие – неудовольствием, Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны.

Эмоции имеются и  у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

 

  1. Виды эмоций

Эмоциональный мир человека намного богаче эмоционального мира любого животного (животные, по крайней мере высшие, способны переживать состояния, аналогичные некоторым эмоциям человека). У человека имеются следующие основные виды эмоций: настроения, простейшие или биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Настроение – это относительно слабое, но долгое время существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного  времени, обычно от нескольких часов  до нескольких дней. Настроение человека определяется общим настроем человека или отражает его настрой в данный момент времени. Настроение представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным для нее переживаниям. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Простейшими или биологическими эмоциями называются такие эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих органических потребностей. Обычно это состояния типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного.

Простейшие, или биологические, эмоции порождают и сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть или приятной, или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Простейшие эмоции связаны с процессами удовлетворения таких основных органических потребностей, как потребность в пище, воде, кислороде, сексуальная потребность и ряд других.

Эти эмоции являются врожденными и  имеются не только у человека, но и у животных. Они подвержены определенной, закономерной динамике и имеют циклический  характер. Это означает, что такие  эмоции возникают время от времени, периодически усиливаются и ослабляются и, кроме того, приятные переживания в них чередуются с неприятными.

Аффектами называют сравнительно кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные  переживания, бурно протекающие  и имеющие яркое внешнее выражение (экспрессию). Это, например, радость, печаль, страх, гнев. В отличие от настроения аффект возникает внезапно и нарастает очень быстро.

Если простейшие, или биологические, эмоции появляются в ходе деятельности, направленной на удовлетворение тех  или иных потребностей, и как бы сопровождают эту деятельность, составляя ее фон, то аффекты появляются или в начале или в конце деятельности, отражая, соответственно, ожидания человека от предстоящей деятельности или ее конечный результат.

Аффекты обычно возникают, когда деятельность имеет или предполагает неожиданный для человека результат, или когда на пути осуществления деятельности возникает неожиданное трудно преодолимое препятствие, или, напротив, препятствие неожиданно исчезает.

Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

Чувства представляют собой особую, специфически человеческую разновидность  эмоций. Большинство эмоциональных переживаний человека представлено именно чувствами.

Чувства можно определить как сложный  комплекс разнообразных эмоциональных  переживаний, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства всегда имеют вполне конкретную, предметную отнесенность.

Чувства почти всегда можно анализировать, то есть разделять на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства в отличие от других эмоций могут входить и определенные ощущения, получаемые в результате восприятия соответствующих им объектов. Ощущения, входящие в состав чувств, всегда имеют определенную эмоциональную окраску.

Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут  быть одинаковыми по знаку, например положительными или отрицательными, приятными или неприятными, а также разными, противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, которые включают разные эмоциональные переживания, называют противоречивыми или амбивалентными. Например, одного и того же человека можно одновременно и любить и ненавидеть; к одному и тому же событию можно одновременно относиться и положительно, и отрицательно; один и тот же предмет в одно и то же время может нам нравиться и не нравиться. Здесь мы имеем дело с противоречивыми, или амбивалентными, чувствами.

Чувства, которые испытывает один человек по отношению к другому, кроме того, могут быть низменными и возвышенными. Низменными обычно называют чувства, которые порождены  отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, цивилизованном и культурном обществе. К низменным чувствам относятся, например, ненависть, зависть, вражда. Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали (любовь, доброта, сопереживание, сочувствие). Чувства также делятся на группы в соответствии с предметами, к которым они относятся. Так, например, выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, моральные чувства, правовые чувства. Эстетические чувства связаны с восприятием и переживанием прекрасного, например произведений искусства, культуры. Интеллектуальные чувства связаны с переживаниями, которые касаются идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач и т.п. Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали (например, чувство стыда). Правовыми называют чувства, которые соотносятся с переживаниями по поводу соблюдения или нарушения людьми норм морали (например, чувство справедливости). В отличие от других эмоций чувства человека не являются врожденными и приобретаются им в процессе жизни. Кроме того, у одного и того же человека они могут время от времени меняться в зависимости от приобретаемого жизненного опыта и отношения человека к тому объекту, на который направлены чувства. По мере психологического развития человека как личности закономерно меняются и его чувства: они становятся более возвышенными. Если человек как личность деградирует (в результате некоторых заболеваний или низменного, аморального образа жизни), то обычно меняются, становясь низменными, и его чувства.

Страстями принято называть самые  сильные чувства человека, явно преобладающие  над остальными его чувствами, причем настолько сильные, что уже не человек управляет ими, а они  управляют человеком.

Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительными и возвышенными называют страсти, побуждающие человека к достижению благородных, положительных целей, идущих на пользу не только ему, но и другим людям. Отрицательными или низменными называют страсти, в результате которых человек наносит вред себе и другим. Одной из разновидностей положительных страстей является любовь, а одной из разновидностей отрицательных страстей – фанатизм – чрезмерная увлеченность чем-либо, что приносит человеку не пользу, а вред, например, фанатизм спортивных болельщиков, алкогольная или наркотическая зависимость.

Стрессом называют такое  эмоциональное состояние человека, при котором нарушается его нормальная психическая деятельность или физическая активность. Стресс – это очень  стойкое, чрезмерно сильное отрицательное  эмоциональное состояние, которое  может возникать у человека в результате длительной и невыносимой физической или психической нагрузки. Стресс – это также особое психофизиологическое состояние организма, при котором нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, имеют место нарушения в социальном поведении человека. Иногда данное состояние называют состоянием социальной и психологической дезадаптации человека. Стресс – это единственное из всех эмоциональных состояний человека, которое играет исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением человека, поэтому стрессов необходимо всячески избегать. Тем не менее, современная жизнь, особенно в индустриальном, развитом обществе, настолько сложна, что полностью избежать стрессов практически невозможно.

 

 

  1. Роль эмоций в жизни человека

Отражательно-оценочная  роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника – радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции.

Эмоции помогают оценивать  не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные функции.

Коммуникативная функция эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную функцию, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое.

Телодвижения и телесные состояния обычно соответствуют  внутренним, психологическим состояниям, а также мыслям и образу человека, выражают его отношение к тому, что сейчас происходит с ним и вокруг него. Эта информация является важной в общении людей, она передается с помощью соответствующих эмоций от человека к человеку. Причем этот способ коммуникации в какой-то мере заменяет и дополняет общение с помощью слов. Если в процессе общения с людьми человек никаким образом не выражает свои эмоции, от этого его общение становится бедным и поверхностным.

Мотивационная функция эмоций проявляется в том, что они могут выступать в качестве самостоятельных источников активности или поведения человека, то есть в качестве мотивов поведения. В данной функции эмоций есть две стороны. Одна заключается в том, что эмоции могут явиться отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти. Эмоции могут направлять и поддерживать активность человека на определенном уровне. В данной роли кроме чувств и страстей выступают настроения, биологические эмоции, аффекты.

Регулирующая  функция эмоций выражается в том, что они могут устанавливать общий уровень активности человека, понижая или повышая ее. Соответственно, выделяют астенические эмоции, которые снижают общий уровень активности, и стенические эмоции, которые этот уровень повышают. Стеническую, то есть стимулирующую, роль обычно выполняют приятные, положительные переживания; астеническую роль – неприятные, отрицательные переживания. Например, хорошее настроение человека стимулирует его активность, а плохое настроение тормозит активность. Есть, однако, исключения из данного правила: почти все аффекты, как положительные, так и отрицательные, обычно играют в жизни человека стимулирующую роль. Тем не менее, и в случае стимулирования деятельности со стороны отрицательных эмоций они выступают в своей регулирующей функции.

Информация о работе Роль эмоций в жизни человека