Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:22, реферат
Понятие эмоционального интеллекта (эи) появилось сравнительно недавно и произвело настоящий переворот во многих сферах человеческой деятельности, в особенности в деловой сфере. В настоящее время это явление интенсивно изучается, поскольку имеет прикладное значение для любой компании: доказано, что уровень эмоционального интеллекта сотрудников прямо пропорционален эффективной деятельности фирм, их стремительному росту и получению прибыли. Значимость выбранной мной темы представляется в ее новизне, инновационном подходе к пониманию интеллекта, в возможности исследования новых горизонтов человеческой личности, а также в возможности разработки системы методов для выявления уровня эи и его дальнейшего развития.
Введение 3
Эмоциональный интеллект 3
Роль эмоционального интеллекта в социально-психологической адаптации (на примере специалистов) 4
Эмоциональный интеллект, примеры формирования 6
Прикладное значение ЭИ. Вывод 7
Список использованной литературы: 9
Эссе по социальной психологии на тему
«Роль эмоционального интеллекта в эффективной деятельности»
Москва, 2012
Оглавление
Введение 3
Эмоциональный интеллект 3
Роль эмоционального интеллекта в
социально-психологической
Эмоциональный интеллект, примеры формирования 6
Прикладное значение ЭИ. Вывод 7
Список использованной литературы: 9
Понятие эмоционального интеллекта
(эи) появилось сравнительно недавно
и произвело настоящий
Понятие ЭМИ П. Саловей, Дж. Мейер и Д. Големан определяют как некую способность понимать собственные эмоции и эмоции других людей, использовать полученные знания для осознания и решения возникающих проблем. Как известно, ни один человек не может стать полноценной личностью без общения с обществом. Обращаясь к статье Психологического Журнала «Дубна», «Человек, по природе своей существо эмоциональное, сталкивается с эмоциональностью другого человека, возникает проблема совместимости и соотношения данных эмоциональных реакций». По мнению автора, Нгуен Минь Аня, разрешается данная проблема в диалоге, в непосредственном взаимодействии людей. Исход любого межличностного и внутриличностного взаимодействий определяется уровнем эмоционального интеллекта (ЭМИ), который необходимо формировать, развивать уже в дошкольном возрасте.
Понятие ЭМИ для дошкольного
возраста понимается как умение ориентироваться
на другого человека, учитывать его
эмоции и чувства, и на основе этого,
предотвращать конфликтные
Понятие ЭМИ играет огромную роль не только в жизни детей, но и, в особенности, взрослых. Новоиспеченные специалисты, поступая на работу, начинают новый уровень своего личностного становления – профессиональный. В это время он сталкивается с специфическими профессиональными требованиями, новыми условиями труда, новой системой ценностей в коллективе, а также большим несоответствие между накопленными в академической деятельности знаниями и реальным наполнением своей профдеятельности. Все перечисленное требует умения к безболезненной адаптации, поиска способов поведения во взаимоотношениях с коллегами, нахождения собственного оптимума (баланса) в сложившейся ситуации. Очевидно, что помимо высокой компетенции и профессионализма современного специалиста требуется такое свойство как эмоциональный интеллект, который является ключом к успешной, счастливой и плодотворной деятельности в любой компании, фирме и т.п. На данном этапе, несомненно, важно проявить умение рефлексировать свои эмоциональные проявления и контролировать их, а также обладать способностью к эмпатии, чтобы осознавать и контролировать эмоциональные проявление руководства, коллектива, чтобы успешно и бесконфликтно взаимодействовать. В следующей изученной мною статье «Роль ЭМИ в адаптации на примере специалистов» я изучила новые особенности данного понятия и сделала новые выводы, которые несколько отличались от выводов, полученных из статьи о дошкольниках. Следует указать, что социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности есть частный случай социально-психологической адаптации, и здесь понятие эмоционального интеллекта раскрывается не только (как в примере с дошкольниками) в эмпатии (умении понять переживания другого ребенка), но как процесс активного приспособления личности к условиям и требованиям окружающей организационной среды, в результате которого личность получает возможность успешно выполнять свою профессиональную деятельность и поддерживать состояние удовлетворенности различными сторонами своего труда [Налчаджян, 1988; Ромм, 2002]
Существует несколько важных критериев, принятых авторами данной статьи, по которым определяется уровень ЭМИ сотрудника. Во-первых, к внешним критериями целесообразно отнести динамику карьерного роста, особенности межличностных взаимодействий в коллективе, а также продуктивную деятельность. К внутреннем критериям отнесем отношение к компании и коллективу и к самому себе, лояльность в коммуникациях, осознание себя как профессионала. В ходе проведенного исследования с помощью модели Люсина, выяснилось несколько интересных моментов:
После изучения второй предложенной
статьи, я решила обобщить некоторые
полученные выводы. Следуя результатам
и диаграммам, представленным в статье,
я поняла, что уверенность молодых
специалистов в своей успешной деятельности,
а также их ощущения зависят, в
первую очередь, от внутриличностных качеств
(ЭМИ), нежели от межличностных умений
к коммуникации. Наиболее удовлетворенными
своей деятельностью
Уточним еще раз, что такое
ЭМИ. ЭМИ – это способности
анализа, распознавания и управления
эмоциями, но есть несколько моментов,
требующих уточнения: в основе умения
управлять своими эмоциями лежит
умение управлять чужими эмоциями,
что приводит к эффективному взаимодействию.
Под управлением следует
Таким образом, если сформулировать определение эмоционального интеллекта с учетом этих замечаний, оно будет выглядеть следующим образом: эмоциональный интеллект – это способность вызывать и сохранять положительные (радость) и отрицательные (гнев, страх, печаль) эмоции; способность переводить положительные эмоции в отрицательные (и наоборот) по поводу некоторого события у себя или у другого человека – с целью добиться соответствующего поведения (в случае положительных эмоций – поведения «Присвоить событие», в случае отрицательных эмоций – поведения «Избавиться от события»). Панкратова [2010]. На настоящее время разработано множество тестов, кейсов и программ, позволяющих развивать эмоциональный интеллект. Крупные компании ежегодно тратят средства на обучение и развитие персонала вместо частичного улучшение технологии, тем самым увеличивая прибыль в считанные разы. Типичным образцом подобного тренинга является разработанный группой авторов [Ciarrochi, Mayer, 2007; Hughes, Patterson, Terrel, 2005; Lewkowicz, 2007] тренинг. Рассмотрим вкратце основные моменты:
В начале тренинга участники обсуждают кейсовые случаи достаточного и недостаточного поведения в рамках владения ЭМИ, которые помогают осознать важность эмоций во всех стадиях принятия решений. Далее участники проходят упражнения, соответствующие четырем тематическим блокам: «Распознавание эмоций», в ходе которого им дается инструмент для определения собственных эмоций; «Эмоциональное содействие мышлению», в ходе которого используются методы и знания Пола Экмана (показываются характерные выражения лица с эмоциями. .). От участников тренинга требуется оценить, насколько часто они испытывают данные физические ощущения, и соотнести их с названием эмоций; Далее идет блок «Понимание эмоций», во время которого также используются общепринятые микровыражения, а также задаются вопросы наподобие «Почему вы испытываете такие эмоции? Можете ли вы их сразу распознать»; В заключительной теме «Управление эмоциями» вырабатывается умение вызывать нужные эмоции как у себя, так и у другого человека. Также давно признано, что эмоциональный интеллект стремительно развивается благодаря актерской практике. Именно там, в актерском училище, опытные профессионалы учат на классических произведениях как понимать, анализировать, переживать и вызывать в себе нужные эмоции, чтобы публика сказала «Верю!» При работе над ролью актер определяет эмоциональную партитуру, согласно которой должно меняться его эмоциональное состояние по ходу сценического действия [Захава, 1973]. Вызов необходимых для роли эмоций происходит путем обращения к эмоциональной памяти, где хранятся следы реальных переживаний человека. Другими словами, основой сценических эмоций актера являются его реальные переживания, которые он испытывал в своей жизни. Панкратова [2010]. Одним из главных открытий легендарного Станиславского является положение о том, что успешное понимание и передача эмоций актером зависят от степени его «веры» в происходящее. Лишь при этом условии игра будет правдивой. Таким образом, можем сделать вывод о том, что актерская практика является очень полезным способом формирования ЭМИ, поскольку именно в актерских методиках более детально и глубоко изложены приемы формирования эмоционального интеллекта.
На сегодняшний день роль ЭМИ неоспоримо велика. Наука накопила большое количество информации о том, «как работают» эмоции. По словам Д. Карузо, одного из основателей данного понятия, «Эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов». Уже сейчас на рынок выброшена идея тренингов и коучингов в сфере ЭМИ, несмотря на то, что явления до конца не изучено, но уже достаточно популяризировано. Данная концепция оказалась очень нужной и своевременной, поскольку учеными было установлено, что большинство топ-менеджеров и преуспевающих бизнесменов испытывают чувство неудовлетворенности собственной профессией и хотят ее сменить. Сегодня принципиально изменилась концепция отношений руководителей и подчиненных, которая больше не предполагает ситуацию «я начальник - ты дурак». Руководитель сегодня не обязательно посвящен в специфику работы подчиненных, зависящих от него, он лишь задает необходимый эмоциональный фон. Сотрудники сегодня требуют к себе индивидуального подхода, хотят чувствовать себя «командными игроками», а свою работу важной и нужной. Так, в таком «оркестре» по словам автора статьи «Личный пример и кусок мыла» Елены Хлевной, любой скрипач или виолончелист может свести на нет усилия дирижера. Очевидно, что навыки работы в команде выходят на первый план, и концепция ЭМИ (как необходимые способности для коммуникации) становится актуальна. Согласно научной концепции, ЭМИ помогает решить самые сложные управленческие задачи, умело пользуясь четырьмя его составляющими:
Информация о работе Роль эмоционального интеллекта в эффективной деятельности