Роль эмоционального интеллекта в эффективной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Понятие эмоционального интеллекта (эи) появилось сравнительно недавно и произвело настоящий переворот во многих сферах человеческой деятельности, в особенности в деловой сфере. В настоящее время это явление интенсивно изучается, поскольку имеет прикладное значение для любой компании: доказано, что уровень эмоционального интеллекта сотрудников прямо пропорционален эффективной деятельности фирм, их стремительному росту и получению прибыли. Значимость выбранной мной темы представляется в ее новизне, инновационном подходе к пониманию интеллекта, в возможности исследования новых горизонтов человеческой личности, а также в возможности разработки системы методов для выявления уровня эи и его дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение 3
Эмоциональный интеллект 3
Роль эмоционального интеллекта в социально-психологической адаптации (на примере специалистов) 4
Эмоциональный интеллект, примеры формирования 6
Прикладное значение ЭИ. Вывод 7
Список использованной литературы: 9

Файлы: 1 файл

ЭМИ!.docx

— 30.92 Кб (Скачать файл)

 

Эссе по социальной психологии на тему

«Роль эмоционального интеллекта в эффективной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Эмоциональный интеллект 3

Роль эмоционального интеллекта в  социально-психологической адаптации (на примере специалистов) 4

Эмоциональный интеллект, примеры формирования 6

Прикладное  значение ЭИ. Вывод 7

Список  использованной литературы: 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие эмоционального интеллекта (эи) появилось сравнительно недавно  и произвело настоящий переворот  во многих сферах человеческой деятельности, в особенности в деловой сфере. В настоящее время это явление  интенсивно изучается, поскольку имеет  прикладное значение для любой компании: доказано, что уровень эмоционального интеллекта сотрудников прямо пропорционален эффективной деятельности фирм, их стремительному росту и получению прибыли. Значимость выбранной мной темы представляется в ее новизне, инновационном подходе к пониманию интеллекта, в возможности исследования новых горизонтов человеческой личности, а также в возможности разработки системы методов для выявления уровня эи и его дальнейшего развития.

Эмоциональный интеллект

Понятие ЭМИ П. Саловей, Дж. Мейер и Д. Големан определяют как некую способность понимать собственные эмоции и эмоции других людей, использовать полученные знания для осознания и решения возникающих проблем. Как известно, ни один человек не может стать полноценной личностью без общения с обществом. Обращаясь к статье Психологического Журнала «Дубна», «Человек, по природе своей существо эмоциональное, сталкивается с эмоциональностью другого человека, возникает проблема совместимости и соотношения данных эмоциональных реакций». По мнению автора, Нгуен Минь Аня, разрешается данная проблема в диалоге, в непосредственном взаимодействии людей. Исход любого межличностного и внутриличностного взаимодействий определяется уровнем эмоционального интеллекта (ЭМИ), который необходимо формировать, развивать уже в дошкольном возрасте.

Понятие ЭМИ для дошкольного  возраста понимается как умение ориентироваться  на другого человека, учитывать его  эмоции и чувства, и на основе этого, предотвращать конфликтные ситуации. Структура эмоционального интеллекта дошкольника состоит из рационального и эмоционального уровней, активно взаимодействующих между собой. Рациональный уровень ( с помощью которого дети находят основание для выбора модели поведения) делится на три составляющие: «Я-концепция», жизненные ориентиры ребенка в соответствии с полученным опытом и нравственное представление в соответствии с воспитанием в семье. Эмоциональный уровень (благодаря которому ребенок находит основания проверки стиля поведения) состоит из эмоциональной ориентации на другого, эмпатии.  В дошкольном возрасте, можно говорить об ЭМИ, когда у детей возникает ориентация на другого человека, на его переживания, и при этом ребёнок старается вести себя соответственно этим переживаниям.  После изучения статьи о формирования ЭМИ у старших дошкольников, я сделала для себя несколько интересных выводов:

  • Во-первых, существует несколько предпосылок, по которым можно определить формирование эмоционального интеллекта у детей. Среди них: совместная деятельность, так как именно в ней развиваются необходимые качества самоконтроля, доброжелательности, терпимости и умению взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; отношения «я-ты», которое определяется психологами как генезис личности; смена эмоциональной ориентации с внутриличностной на межличностную.
  • Во-вторых, очень важной является способность воспитателей в детских садах и родителей понимать, контролировать и направлять правильное формирование ЭМИ у детей.
  • После проведения определенных тренингов и семинаров, направленных на определение уровня ЭМИ у детей, а также его корректировка с помощью методик «рисования», чтения рассказов и их обсуждения, «придумывания конца предложениям» и много другого, наблюдаются существенные изменения в ответах детей, отражающие смену ориентации личности с внутриличностной на межличностную.

Роль  эмоционального интеллекта в социально-психологической  адаптации (на примере специалистов)

 

Понятие ЭМИ  играет огромную роль не только в жизни детей, но и, в особенности, взрослых. Новоиспеченные специалисты, поступая на работу, начинают новый уровень своего личностного  становления – профессиональный. В это время он сталкивается с специфическими профессиональными требованиями, новыми условиями труда, новой системой ценностей в коллективе, а также большим несоответствие между накопленными в академической деятельности знаниями и реальным наполнением своей профдеятельности. Все перечисленное требует умения к безболезненной адаптации, поиска способов поведения во взаимоотношениях с коллегами, нахождения собственного оптимума (баланса) в сложившейся ситуации. Очевидно, что помимо высокой компетенции и профессионализма современного специалиста требуется такое свойство как эмоциональный интеллект, который является ключом к успешной, счастливой и плодотворной деятельности в любой компании, фирме и т.п. На данном этапе, несомненно, важно проявить умение рефлексировать свои эмоциональные проявления и контролировать их, а также обладать способностью к эмпатии, чтобы осознавать и контролировать эмоциональные проявление руководства, коллектива, чтобы успешно и бесконфликтно взаимодействовать.  В следующей изученной мною статье «Роль ЭМИ в адаптации на примере специалистов» я изучила новые особенности данного понятия и сделала новые выводы, которые несколько отличались от выводов, полученных из статьи о дошкольниках. Следует указать, что социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности есть частный случай социально-психологической адаптации, и здесь понятие эмоционального интеллекта раскрывается не только (как в примере с дошкольниками) в эмпатии (умении понять переживания другого ребенка), но как процесс активного приспособления личности к условиям и требованиям окружающей организационной среды, в результате которого личность получает возможность успешно выполнять свою профессиональную деятельность и поддерживать состояние удовлетворенности различными сторонами своего труда [Налчаджян, 1988; Ромм, 2002]

Существует несколько  важных критериев, принятых авторами данной статьи,  по которым определяется уровень ЭМИ сотрудника. Во-первых, к внешним критериями целесообразно отнести динамику карьерного роста, особенности межличностных взаимодействий в коллективе, а также продуктивную деятельность. К внутреннем критериям отнесем отношение к компании и коллективу и к самому себе, лояльность в коммуникациях, осознание себя как профессионала. В ходе проведенного исследования с помощью модели Люсина, выяснилось несколько интересных моментов:

  • Молодых специалистов со среднем уровнем ЭМИ руководство оценивает как наиболее адаптированных профессионалов, соответствующих своей должности
  • Специалисты с низким и высоким уровнем ЭМИ практически не одинаково испытывают неудовлетворенность своей профессией, работой или коллективом. Специалисты с низким ЭМИ чаще испытывают неудовлетворенность работой чем специалисты со средним и высоким ЭМИ.
  • Специалисты и с низким уровнем ЭМИ больше направлены на работу в коллективе, в налаживании связей, а специалисты с высоким ЭМИ напротив испытывают затруднения в общении, более избирательно относятся к выбору контактов, а также сталкиваются с проблемой выбора стратегии поведения (собственная инициатива и лидерство борются с желанием начальства)
  • Интересным представился вывод о том, что для достижения удовлетворенности специалисту необходимы развитые внутриличностные свойства ЭМИ, нежели межличностные, которые в данном случае рассматривались как незначимые.
  • Молодые специалисты, с высоким уровнем ЭМИ более идентифицируют себя с компанией, а специалисты с низким- с коллективом.

После изучения второй предложенной статьи, я решила обобщить некоторые  полученные выводы. Следуя результатам  и диаграммам, представленным в статье, я поняла, что уверенность молодых  специалистов в своей успешной деятельности, а также их ощущения зависят, в  первую очередь, от внутриличностных качеств (ЭМИ), нежели от межличностных умений к коммуникации. Наиболее удовлетворенными своей деятельностью представляются специалисты с высоким ЭМИ, за счет отождествления себя с «профессионалом», с компанией и своей профессией, нежели с коллективом. Но, с точки  зрения руководителей, наиболее социально-адаптированными  в профессиональной деятельности являются специалисты со средним ЭМИ. Шокирующим представляется вывод о том, что работники с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта оказываются менее адаптированными за счет более низких оценок руководства по коммуникативным навыкам, профессионализму и успешности межличностного взаимодействия. Важной проанализированной мной статьи представляется в том, что результаты зафиксированных в ней исследований можно использовать для отбора молодых специалистов на работу.

Эмоциональный интеллект, примеры формирования

Уточним еще раз, что такое  ЭМИ. ЭМИ – это способности  анализа, распознавания и управления эмоциями, но есть несколько моментов, требующих уточнения: в основе умения управлять своими эмоциями лежит  умение управлять чужими эмоциями, что приводит к эффективному взаимодействию. Под управлением следует понимать искусственный вызов нужных эмоций, сохранение эмоционального состояния, также его корректировка, изменение.

 

Таким образом, если сформулировать определение эмоционального интеллекта с учетом этих замечаний, оно будет  выглядеть следующим образом: эмоциональный  интеллект – это способность  вызывать и сохранять положительные (радость) и отрицательные (гнев, страх, печаль) эмоции; способность переводить положительные эмоции в отрицательные (и наоборот) по поводу некоторого события у себя или у другого человека – с целью добиться соответствующего поведения (в случае положительных эмоций – поведения «Присвоить событие», в случае отрицательных эмоций – поведения «Избавиться от события»).  Панкратова [2010]. На настоящее время разработано множество тестов, кейсов и программ, позволяющих развивать эмоциональный интеллект. Крупные компании ежегодно тратят средства на обучение и развитие персонала вместо частичного улучшение технологии, тем самым увеличивая прибыль в считанные разы.  Типичным образцом подобного тренинга является разработанный группой авторов [Ciarrochi, Mayer, 2007; Hughes, Patterson, Terrel, 2005; Lewkowicz, 2007] тренинг. Рассмотрим вкратце основные моменты:

В начале тренинга участники  обсуждают кейсовые случаи достаточного и недостаточного поведения в  рамках владения ЭМИ, которые помогают осознать важность эмоций во всех стадиях  принятия решений. Далее участники  проходят упражнения, соответствующие  четырем тематическим блокам: «Распознавание эмоций», в ходе которого им дается инструмент для определения собственных  эмоций; «Эмоциональное содействие мышлению», в ходе которого используются методы и знания Пола Экмана (показываются характерные выражения лица с  эмоциями. .). От участников тренинга требуется оценить, насколько часто они испытывают данные физические ощущения, и соотнести их с названием эмоций; Далее идет блок «Понимание эмоций», во время которого также используются общепринятые микровыражения, а также задаются вопросы наподобие «Почему вы испытываете такие эмоции? Можете ли вы их сразу распознать»; В заключительной теме «Управление эмоциями» вырабатывается умение вызывать нужные эмоции как у себя, так и у другого человека. Также давно признано, что эмоциональный интеллект стремительно развивается благодаря актерской практике. Именно там, в актерском училище, опытные профессионалы учат на классических произведениях как понимать, анализировать, переживать и вызывать в себе нужные эмоции, чтобы публика сказала «Верю!» При работе над ролью актер определяет эмоциональную партитуру, согласно которой должно меняться его эмоциональное состояние по ходу сценического действия [Захава, 1973]. Вызов необходимых для роли эмоций происходит путем обращения к эмоциональной памяти, где хранятся следы реальных переживаний человека. Другими словами, основой сценических эмоций актера являются его реальные переживания, которые он испытывал в своей жизни. Панкратова [2010]. Одним из главных открытий легендарного Станиславского является положение о том, что успешное понимание и передача эмоций актером зависят от степени его «веры» в происходящее. Лишь при этом условии игра будет правдивой. Таким образом, можем сделать вывод о том, что актерская практика является очень полезным способом формирования ЭМИ, поскольку именно в актерских методиках более детально и глубоко изложены приемы формирования эмоционального интеллекта.

Прикладное значение ЭИ. Вывод

 

На сегодняшний день роль ЭМИ неоспоримо велика. Наука накопила большое количество информации о  том, «как работают» эмоции. По словам Д. Карузо, одного из основателей данного  понятия, «Эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов». Уже сейчас на рынок выброшена идея тренингов и коучингов в сфере ЭМИ, несмотря на то, что явления до конца не изучено, но уже достаточно популяризировано. Данная концепция оказалась очень нужной и своевременной, поскольку учеными было установлено, что большинство топ-менеджеров и преуспевающих бизнесменов испытывают чувство неудовлетворенности собственной профессией и хотят ее сменить. Сегодня принципиально изменилась концепция отношений руководителей и подчиненных, которая больше не предполагает ситуацию «я начальник - ты дурак». Руководитель сегодня не обязательно посвящен в специфику работы подчиненных, зависящих от него, он лишь задает необходимый эмоциональный фон. Сотрудники сегодня требуют к себе индивидуального подхода, хотят чувствовать себя «командными игроками», а свою работу важной и нужной. Так, в таком «оркестре» по словам автора статьи «Личный пример и кусок мыла» Елены Хлевной, любой скрипач или виолончелист может свести на нет усилия дирижера. Очевидно, что навыки работы в команде выходят на первый план, и концепция ЭМИ (как необходимые способности для коммуникации) становится актуальна. Согласно научной концепции, ЭМИ помогает решить самые сложные управленческие задачи, умело пользуясь четырьмя его составляющими:

  • Идентификация эмоций. Это первая ступень ЭМИ, которая предполагает умение дифференцировать истинные и ложные эмоции, распознание переход из одного эмоционального состояние в другое, определяя их по своему физическому состоянию или собеседника.
  • Фасилитация мышления. Это вторая ступень, взаимосвязанная с первой, предполагающее способность вызывать, контролировать и изменять нужный эмоциональный фон у себя для эффективного взаимодействия с собеседниками. Фасилитация мышления очень необходима, поскольку именно эмоции (даже негативные) помогают принимать подчас самые важные решения в профессиональной (и не только) деятельности.
  • Понимание и анализ. Третья ступень состоит из навыков классифицировать  сложные эмоции, распознавать их, прослеживать переходы эмоций из одной в другую. Автором статьи приводится интересный пример про «кусок мыла», в котором специалист Карл  Ватт, отчаявшийся разговорами и убеждениями заставить сотрудников применять свой продукт, однажды пошел купил кусок хозяйственного мыла и помыл на глазах у рабочих станок. Это настолько поразило окружающих, что внедрение его продукта 5S сдвинулось с мертвой точки. В данном примере мы видим важность умения вызывать нужные эмоции для эффективной деятельности (что кстати было доказано в прошлой рассмотренной статье, где с помощью рекламы вызывались некоторые эмоции, заставляющие людей покупать товар).
  • Управление э
  • моциями и чувствами других людей. Это четвертая и заключительная ступень ЭМИ. Эта рефлексивная регуляция помогает оставаться открытым к любым эмоциональным проявлениям (как негативным, так и позитивным) или отстраняться от них, в зависимости от их пользы и информативности.

Информация о работе Роль эмоционального интеллекта в эффективной деятельности