Роль отца и матери в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:26, реферат

Описание работы

Эта тема, наверное, как никогда актуальна в современных условиях глобального кризиса института семьи и брака. Последствия этого мы видим в обществе повсеместно: повышение количества разводов, неполных семей, бытового насилия, детей оставленных в детских домах и приютах, безразличного или негативного отношения в семьях к детям, из-за этого растет уровень детской преступности. Быть может, мы забыли истоки и «классику» воспитания и семьи, быть может, в огромном потоке информации мы потеряли истину, запутавшись в теориях и слухах?

Содержание работы

Введение
Библейские принципы в отцовстве и материнстве

Психологические принципы в отцовстве и материнстве

Мнения классиков и современников о отцовстве и материнстве

Специфические особенности отца в семье

Специфические особенности матери в семье

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Роль отца и матери.docx

— 29.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

(ФГБОУ ВПО "ЗабГУ")

Социальный факультет

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Демография»

На тему «Роль отца и матери в семье»

 

 

 

Выполнила: студентка Тур 12

Никифорова Ю.А.

Проверила:

Назарова Т.В.

 

 

 

 

Чита, 2013 год

Содержание

 

Введение

  1. Библейские принципы в отцовстве и материнстве

 

  1. Психологические принципы в отцовстве и материнстве

 

  1. Мнения классиков и современников о отцовстве и материнстве

 

  1. Специфические особенности отца в семье

 

  1. Специфические особенности матери в семье

 

Заключение

  1. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эта тема, наверное, как никогда актуальна в современных условиях глобального кризиса института семьи и брака. Последствия этого мы видим в обществе повсеместно: повышение количества разводов, неполных семей, бытового насилия, детей оставленных в детских домах и приютах, безразличного или негативного отношения в семьях к детям, из-за этого растет уровень детской преступности. Быть может, мы забыли истоки и «классику» воспитания и семьи, быть может, в огромном потоке информации мы потеряли истину, запутавшись в теориях и слухах? Думаю сегодня необходимо вернуться к началу, к становлению этого социального института, посмотреть на примеры воспитания и построения семьи, принесшие положительные результаты, и взять для себя лучшее и на этом строить свое мнение и позицию. Растет уровень безотцовщины, что является фактически проклятием, ведь в только в полноценной семье  и правильных ролях родителей можно говорить о развитом и духовном воспитании и обществе в целом. Ее корни идут из последствий разрушительных войн XX века, но с последствиями справляться предстоит нам.

Предлагаю в данной работе рассмотреть тексты Священного Писания христиан – Библию, высказывание классиков и современных ученных, священнослужителей и писателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Библейские принципы в отцовстве и материнстве

Когда мы говорим о семье, о роли матери и отца, логичным будем сначала сказать, что отцом и матерью становятся муж и жена и то как они относятся друг к другу и какие отношения между ними – формирует их как родителей.

Говоря о идеале отношений в семье будет разумным привести такой отрывок: « Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.» (Быт.2:24) Жена и муж должны быть ближе всего друг ко другу, как духовно, так и душевно, и физически. Такая атмосфера и отношения сделают их счастливыми, и будет отличной для воспитания и формирования как здоровых и полноценных личностей детей.

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1-е Петра 3:1-4)

Этот отрывок говорит о том, как жена должна относиться к мужу.

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.»  (1Петра 3:7)

Также в Библии много говорится о роли и действиях родителей:

«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.» (Притчи 19:18)

 «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.» (Притчи 29:17)

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Ефесянам 6:4)

 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.» (Колосянам 3:21)

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.» (Пс.126:3-5)

Такие высказывания и принципы кажутся нам сегодня несовременными, но история и многие поколения показывают, то это те принципы на которых строятся крепкие семьи. Ведь если каждый член семьи, в частности, отец и мать, будут знать свои роли и стараться их исполнять в упорядоченном, а не хаотичном и экспериментальном, порядке их вложениях сил и времени в материнство\ отцовство принесет хорошие «плоды» в виде благородных детей.

 

2. Психологические принципы в отцовстве и материнстве

Нельзя забывать о наследственности, то, как воспитывались они сами. Чаще всего дети поступают так, как поступали их родители, имеют те же политические, мировоззренческие взгляды и такие же взгляды на воспитание детей.

 Не для кого ни  секрет, что то, какими дети будут  в будущем родителями, определяет то, какими были или есть их родители (за редким исключением).

В социологии Зигмунда Фрейда есть несколько стадий социализации, то есть развития и становления личности, которые он выделяет по возрасту, физиологическому и психологическому развитию. В этой теории Фрейд говорит о том, что в разные возрастные отрезки своей жизни ребенок берет пример сначала с родителя противоположного пола, старается добиться от него большего внимания, любви, после стремиться стать копией родителя одного с ним пола. Это откладывает определенную ответственность на родителей- быть эталоном и примером для воспитания.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

 

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением . Д.В. Колесов называет это формированием психологического пола и отмечает особую роль семьи в данном процессе: для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

 

3. Мнения классиков и современников о отцовстве и материнстве

 «Не пытайтесь воспитать детей, они все равно будут копировать вас. Воспитывай себя.»

Очень интересное высказывание, с которым я, пожалуй, соглашусь. Часто я замечаю, что родители учат правильным вещам, к примеру, не курить, но сами курят, последствиями такого воспитания будут курящие, по крайнем мере будут пробовать курить. Мы слышим много слов, но словам сейчас так трудно верить, но когда мы видим слова, подтвержденные делом, это совсем другое. По-моему, так и подтверждается истина слов. Когда родитель не курит, учит ребенка не курить, результат будет более эффективным. Это касается всех сфер жизни, как психологической и душевной – наставление о добром и справедливом отношении к людям, о почтении к страшим, о личном достоинстве, так и физического воспитания- начиная с утренней зарядки и заканчивая трудолюбием.

В «Маленьком принце» Антуана де Сента-Экзюпери так ярко выражен этот принцип. Мы думаем, что, сказав правильные слова, нам удастся хорошо воспитать детей, но слова непременно должны быть основаны на правильных делах. Из-за этого в подростковом возрасте дети начинают не доверять своим родителям, происходит много сор, потому что дети не выносят лицемерия, слыша одно, а видя абсолютно другое.

Ректор Московского теологического института Сергей Ястржембский сказал: «Задача родителей- воспитать детей так, чтобы они могли жить без родителей».

Рассуждая, в этих словах можно обнаружить глубокий смысл- так часто родители не воспитывая детей, «прилепляют» их к себе, давая им ощущение, что они буду жить с ними всегда, но ведь это не так. Мне кажется, в этом высказывании говорится о том, что с детства родители должны воспитывать в детях личностные качества, дать возможность формироваться его особенному характеру, приучать к роли девочки\ мальчика, обязанностям, присущим тому или иному полу, воспитывать ответственность за свои поступки, в атмосфере любви, понимания, поддержки. Есть родители, которые придерживаться такой точки зрения: ребенка нужно только холить и лелеять, а потом, лет в 13- 14 начать воспитывать, все проблемы решать за него. Но я думаю, что тогда вырастет растение, изнеженное, эгоистичное, совершенно не приспособленное к жизни. Я считаю, что задача родителей- подготовить ребенка к будущей жизни и вложить все то, что ему пригодиться, воспитать как самостоятельную личность, а не паразита.

 

Специфические особенности отца в семье

«Один отец значит больше, чем сто учителей».

Д. Герберт

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом.

Отец - это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах. Отцовство- также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины- матерями.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает, единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Но роль отца сводится не только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Обеспечение семьи финансами, трудоемкие дела в хозяйстве - это прежде всего обязанность отца.

 

Специфические особенности матери в семье

«Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мама».

С. Джейет

Основная роль женщины в семье - материнство. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка и функции матери в семье.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Однако способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине.

Следует отметить, что характер отношения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности. Биологическая связь между матерью и ребенком не сразу превращается в ту психологическую, которая накрепко спаяет их на всю оставшуюся жизнь. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью послe рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека. С другой стороны справедливо будет отметить, что изменений, происходящих в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка, значительно больше, чем подобных изменений в характере матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины - менее важное событие.

Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла - модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать - к ней самой). В этом возрасте (3-6 лет) может появиться пристальное внимание к матери, чувствительность к ее оценке, некоторая конкуренция за внимание отца и очень и особенная чуткость к тому, как отец относится к матери, а мать на это отвечает. Все меряется на себя и усваивается накрепко.

Информация о работе Роль отца и матери в семье