Роль семьи в процессе социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:13, реферат

Описание работы

Семья – это здоровое взаимодействие между членами семьи, имеющими одни цели, ориентиры и ценности. В семье все связаны взаимными правами и обязанностями, эмоциональной близостью, совместным ведением хозяйства.
Семья для ребёнка (подростка)– это первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания окружающей такой странной и непонятной для него действительности первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта. Это разновозрастная группа, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

Файлы: 1 файл

Роль семьи в процессе социализации личности..docx

— 31.13 Кб (Скачать файл)

Введение

Социализация – это процесс и результат усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Семья – это здоровое взаимодействие между членами семьи, имеющими одни цели, ориентиры и ценности. В семье все связаны взаимными правами и обязанностями, эмоциональной близостью, совместным ведением хозяйства.

Семья для  ребёнка (подростка)– это первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания окружающей такой  странной и непонятной для него действительности первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта. Это разновозрастная группа, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  семьи в процессе социализации личности

Самым первым и самым главным социальным  институтом, встречающимся на пути ребёнка, является семья. Она закладывает фундаментальные основы в процессе становления и выработки мировоззрения ребенка, которое играет основополагающую роль в его социальном развитии.

Самым важным механизмом социализации личности в  семье, является воспитание, т.е. целенаправленное воздействие на личность, в результате самостоятельного осмысления действительности человеком.

Практически все, что происходит в жизни человека можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Влияние семьи продолжается не прерывно, с рождения и на протяжении всей жизни и ощущается даже тогда, когда ребёнок находиться за пределами дома.

Самая главная  роль семьи заключается в социальном  научении ребёнка взаимодействию с  окружающим миром, в получении социального  опыта.

Процесс социального  научения проходит по двум основным направлениям.

С одной  стороны, приобретение социального  опыта идёт в процессе непосредственного  взаимодействия ребёнка с семьей, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. [4,291] На протяжении взросления личности, семья в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек показывает ребёнку образцы самых разных форм поведения, слова, жесты, манеры, отношения к людям, к труду и к внешнему миру.

Мир ребёнка, в котором он живёт дома, должен иметь определённый смысл и порядок. Тогда ребёнок будет учиться  его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, а что нельзя делать, он всё время будет учиться познавать. [1,55]

Родители  должны понимать, что если они хотят  воспитать в ребёнке, интерес  к окружающему миру и людям, любознательность, отзывчивость и нравственность, то они сами должны быть на соответствующем  уровне. Поведение близких взрослых и вся их жизнь имеет воздействующее влияние.

Родителям необходимо уметь эмоционально общаться с ребёнком, они сами должны быть личностно развиты, уметь строить  отношения с окружающими. Эмоциональный  комфорт ребёнка является важнейшим  условием его нормального развития. В семье необходимо обращать внимание на нравственное становление личности ребёнка - на воспитание чувства любви  к окружающим людям. А этому можно  научить только, самому проявляя заботу и внимание  к своему ребёнку.

Таким образом, особенности формирования личности ребёнка определяются направленностью  личности самих родителей, ведущими мотивами их жизни и деятельности.[2,59] Родители готовят своего ребёнка к тому, чего они хотят сами. Поэтому необходимо чёткое осознание правильности своей жизни.  Именно в детях выражается то, что скрывается в родителях от самих себя. Семья является той первичной социальной основой, которая формирует нравственный и психологический склад личности.

Функции воспитания в формировании личности

Семейное  воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На воспитание влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.[7]

Функции семейного  воспитания:

  • организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;
  • ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника;
  • профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;
  • превентивная (предупредительная) - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.

Стили семейного воспитания

От того, каким будет общение между  родителем и ребёнком, зависит  их взаимная привязанность. Для возникновения  привязанности более значимы  улыбки, беседы, игры, возможность поделится  чувствами, чем просто удовлетворение физических потребностей ребёнка.[5,93]

Авторитарный стиль. Доминируют такие методы, как требование, принуждение. Родитель единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей являются приказы, они могут выражаться как в жёсткой, так и в мягкой форме. Авторитарный родитель всегда контролирует поведение детей, требователен к чёткости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется.

Дети  таких родителей отличались замкнутостью и робостью, почти не стремились к независимости, обычно были угрюмы и раздражительны. Мальчики в подростковом возрасте бурно реагируют на запреты  и карающиеся меры, зачастую становятся непослушными и агрессивными. Девочки  же чаще остаются пассивными и зависимыми.

Демократический стиль. Этот стиль наиболее способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребёнке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и реализует их в жизни; прислушивается к мнению ребёнка, но не исходит только из его желаний.

Дети  демократических родителей лучше  всего адаптированы. По сравнению  с другими детьми они более  уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. У таких детей развивается высокая самооценка, в школе учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные в другом стиле воспитания.

Попустительский стиль. Сопровождается в семье отсутствием всяческих отношений: отстраненность и отчуждённость членов семьи друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого. В глазах ребёнка мать и отец выступают:  как источник эмоционального тепла и поддержки, без которой ребёнок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть; как пример для подражания; как старший друг и советчик, которому можно доверять всё. В основе эмоциональной привязанности ребёнка к родителям лежит зависимость от них. Мать для ребёнка кажется ближе, чем отец. По мере взросления, эта зависимость начинает ребёнка тяготеть. Родители не проявляют свои чувства, любовь  по отношению к ребёнку.  Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви.  Но также избыток эмоционального тепла тоже вреден для детей. Он затрудняет формирование внутренней автономии (независимости)  и порождает устойчивую потребность в опеке.

Дети, отвергнутые своими родителями, часто проявляют агрессию и могут стать правонарушителями.

Либеральный стиль. Родители не участвуют в процессе обучения и воспитания своих детей. Многие проблемы, могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой- то работы родителям приходится уговаривать своих детей. Они иногда лишь контролируют поведение детей.  Детям предоставлена излишняя свобода, родители не устанавливают каких – либо ограничений. Такой родитель отличается низкой требовательность и слабой ответственность за результат воспитания.

Дети  таких родителей, также могут  быть непослушными, избалованными и  агрессивными. К тому же, они склонны  потакать своим слабостям, импульсивны  и не умеют вести себя на людях. Хотя в некоторых случаях они  становятся активными, решительными и  творческими людьми.

Ни один стиль воспитания не может проявляться  в «чистом» виде. Смена стиля воспитания от авторитарного (властного) к демократическому (снисходительному) характеризуется  психологической «ломкой» человека.

Дисгармония семейного воспитания

Неправильное  воспитание отрицательно влияет на личность ребёнка.  Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но  и приводить к  развитию неврозов, формированию психических  расстройств на базе акцентуированных (чрезмерно выраженных отдельных черт и их сочетании) черт.[4, 295]

Личко А.Е. выделил несколько типов неправильного  воспитания:

  • Гипопротекция- недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка, возникает риск возникновения асоциального поведения, в большинстве случаев попадают в плохую компанию, забрасывают учебу, пробуют алкоголь, наркотики, в некоторых случаях впадают в зависимость от них;
  • Доминирующая гиперпротекция- чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга, усиливает несостоятельность, неуверенность в себе;
  • Потворствующая гиперпротекция- (воспитание по типу «кумира семьи») — обожание, немедленное удовлетворение желаний ребенка, восторги, преувеличение качеств ребенка. Он живет в атмосфере похвал и восторга. И не обязательно, что бы ему поклонялась вся семья, будет достаточно мамы или бабушки, например. Такой метод воспитания развивает в ребенке эгоизм, он привыкает получать желаемое немедленно и без лишних разговоров, у него нет упорства в достижении цели, он не умеет постоять за себя и очень часто у него не получается осуществить то, к чему он так стремится — лидировать среди сверстников, руководить, подчинять себе других.
  • Воспитание «в культе болезни» - болезнь ребёнка, даже незначительное недомогание предоставляет ребёнку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок - маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех, сочувствия и сострадания. И даже "борется" за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом способны приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув жертвовать ничем, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.
  • Эмоциональное отвержение - ребёнок ощущает не нужность, что им тяготятся. В результате у него развивается бедная эмоциональная сфера, низкая самооценка, чувство одиночества. Часто такие дети находят выход в учёбе. [6]
  • Условия жёстких взаимоотношений - срывание зла на подростке и душевная жестокость. В таких семьях часто происходят суровые расправы за мелкие проступки или непослушание. Жестокость может быть не только физическая, но и психологическая: подчёркнутое безразличие, разного рода "проклятья", психологический прессинг, вербальная агрессия. Жестокое отношение часто имеет результатом агрессивность ребёнка, разного рода нарушения личности. [6]
  • Условия повышенной моральной ответственности - на ребёнка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Возложение непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей. Ожидание от ребёнка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.[6]

В воспитании присутствует требовательность, формальность в подходе к ребёнку, приводящие во многом к бесполому  воспитанию и эмоциональной уплощённости ребёнка, его неумению вписаться  в эмоционально окрашенную ситуацию.

  • Противоречивое воспитание - несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребёнка. Непоследовательность, противоречивость порождают ситуативность поведения ребёнка, лживость. [6]

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации ровесники замещают родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.

Особенности материнской  и отцовской воспитательных ролей [4,245]

Материнская и отцовская любовь также является важным фактором в  социализации личности. Материнская любовь -  первая и наиболее значимая. Мать выступает посредником между младенцами  и окружающими, что способствует возникновению у ребёнка доверия к миру,  что необходимо для его нормального психического развития и является основой для формирования отношения к людям. Отцовская любовь обеспечивает пример поведения родителей в будущем, формирование жизненной позиции. Связью матери и ребёнка является эмоционально - чувственный компонент, тогда как у отцов преобладает социальная составляющая (рациональный компонент).

Материнская любовь дана ребёнку от рождения,  и её не нужно завоёвывать (она либо есть, либо нет). Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребёнок ожидания взрослого.  Подрастая, ребёнок начинает нуждаться в отцовском руководстве, авторитете и одобрении.   Отцу важно видеть в малыше  своё достойное продолжение. Он обращает внимание на воспитание у ребёнка тех качеств, которые помогут ему справляться с возникающими жизненными проблемами. Но иногда ребёнок не готов сделать то, чего от него ждут. Поэтому мужчине важно скорректировать уровень своих ожиданий, до уровня возрастных возможностей ребёнка.  Образ матери олицетворяет дом, в котором существует ребёнок, а образ отца связан с окружающим этот дом миром. Материнская любовь даёт ребёнку                      чувство безопасности, отцовская - помогает ориентироваться в окружающем мире.

Информация о работе Роль семьи в процессе социализации личности