Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:33, реферат
Воображение в своем, совершенно специфическом смысле слова может быть лишь у человека. Лишь у человека, который как субъект публичной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Введение………………………………..………………………………………….2
1.Воображение…………………………………………………………………….3 1.1 Функции воображения………………………………………….…………….6
1.2 Виды воображения……………………………………………………………7
1.3 ”Техника” воображения……………………………..………………………10
1.4 Воображение в творчестве……...…………………………………………..11
2. Художественное творчество…………………………………………………15
2.1 Предрасположенность к творчеству……..…………………………………15
2.2 Психологические механизмы художественного творчества…..………….16
2.3 Принципы интерпретации творчества…...…………………………………19
Заключение………….……………………………………………………………22
Список использованной литературы………...…………………………………24
Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.
2.3 Принципы интерпретации творчества
Творчество является атрибутом
человеческой деятельности, её “необходимое,
существенное, неотъемлемое свойство”.
Оно предопределило возникновение
человека и человеческого общества,
лежит в основе дальнейшего прогресса
материального и духовного
Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Предварительным условием творческой
деятельности выступает процесс
познания, накопления знания о предмете,
который предстоит изменить.
Творческая деятельность – это самодеятельность,
охватывающая изменение действительности
и самореализацию личности в процессе
создания материальных и духовных ценностей,
новых более прогрессивных форм управления,
воспитания и т.д. и раздвигающая пределы
человеческих возможностей. [1]
В основе творчества лежит
принцип деятельности, а конкретнее
трудовой деятельности. Процесс практического
преобразования человеком окружающего
мира в принципе обусловливает и
формирование самого человека.
Творчество является атрибутом деятельности
лишь человеческого рода. Родовой сущностью
человека, его важнейшим атрибутивным
свойством, является предметная деятельность,
суть которой – творчество. Однако этот
атрибут не присущ человеку с рождения.
В данный период он присутствует только
в виде возможности. Творчество не дар
природы, а приобретенное через трудовую
деятельность свойство. Именно преобразующая
деятельность, включение в неё являются
необходимым условием развития способности
к творчеству. Преобразующая деятельность
человека, воспитывает в нем, субъекта
творчества, прививает ему соответствующие
знания, навыки, воспитывает волю, делает
его всесторонне развитым, позволяет создавать
качественно новые уровни материальной
и духовной культуры, т.е. творить.
Таким образом, принцип деятельности,
единство труда и творчества раскрывают
социологический аспект анализа основ
творчества.
Культурологический аспект исходит из
принципа преемственности, единства традиции
и новаторства. [3]
Творческая деятельность
есть главный компонент культуры,
её сущность. Культура и творчество
тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены.
Немыслимо говорить о культуре без творчества,
поскольку оно – дальнейшее развитие
культуры (духовной и материальной). Творчество
возможно лишь на основе преемственности
в развитии культуры. Субъект творчества
может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя
с духовным опытом человечества, с историческим
опытом цивилизации. Творчество в качестве
необходимого условия включает в себя
вживание его субъекта в культуру, актуализацию
некоторых результатов прошлой деятельности
людей.
Возникающее в творческом процессе взаимодействие
между различными качественными уровнями
культуры выдвигает вопрос о взаимосвязи
традиции и новаторства, ибо нельзя понять
природу и сущность новаторства в науке,
искусстве, технике, правильно объяснить
характер инноваций в культуре, языке,
в различных формах социальной деятельности
вне связи с диалектикой развития традиции.
Следовательно, традиция является одной
из внутренних детерминаций творчества.
Она составляет основу, изначальную базу
творческого акта, прививает субъекту
творчества определенную психологическую
установку, способствующую реализации
тех или иных потребностей общества.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что воображение - одна из важнейших сторон нашей жизни. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения.
В связи с особенностями и
причинами возникновения
Воображение - основа творческого
процесса. Творческие способности не
сводятся к знаниям, умениям и
навыкам, хотя проявляются и развиваются
на их основе. Творческая способность
- это качество личности, существующее
только относительно определенной деятельности.
Существует несколько форм связи
воображения с
1) Воображение всегда создаётся
из пережитых человеком
2) Воображение имеет
3) Воображение имеет
Проследив связь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимые для начала творческого процесса:
- Наличие достаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристики интересующего вас объекта или явления.
- Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи.
- Наличие сильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретённые и известные ранее данные.
1. Никифорова, О.И. Исследование по психологии художественного творчества/ О.И. Никифорова. – М.: МГУ, 1999. – 142 с.
2. Койн, К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай // Harvard Business Review. - Россия. - 2008. - №4.
3. Рубинштейн, С.Л. «Основы общей психологии»/ С.Л. Рубинштейн.- М.: Питер,2007. -526 с.
4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия.- СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
5. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / Ред.сост. А.Н. Воронин. - М.: РАН Ин-т психологии, 2001. - 275 с.
6. Пономарев, Я. А. Психология творчества/ Я.А. Пономарев – М.: Наука, 2001.-230 с.