Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:18, доклад
При наблюдении за работой учителей, не любящих свою профессию, совершенно случайных в школе. Они не собирались специально заниматься самоанализом! Но как он расстраивались, как изнемогали под тяжестью недовольства, неудовлетворенности после каждого своего поверхностного урока! Неудовлетворенность толкала их к выводам: «Они (ученики) ничего не учат!»; «Они ничего не делают!» И еще тысячи обвинений в «их» адрес. Вывод явно однобокий, но он есть результат определенного отрицательного ощущения, которое требует выбрать один из двух путей (оба полезны для школы): менять профессию или становиться настоящим учителем. Под влиянием коллектива, в результате планомерной работы руководителей школы, под влиянием педагогической литературы эти недовольные собой учителя начинают контролировать себя, анализировать свои уроки и делать объективные выводы.
САМОАНАЛИЗ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
Психологи утверждают, что человек способен довольно точно себя оценить, следовательно, может узнать, что надо укрепить, развить в себе, а что преодолеть, ликвидировать. Человек может научиться перестраиваться с наименьшей затратой нервной энергии, приспосабливаться к конкретным жизненным ситуациям. Овладеть этими, навыками молодому учителю — значит повысить качество труда, коэффициент полезного действия урока и чаще испытывать чувство удовлетворения от работы.
Каков ты, учитель, раскрывается, прежде всего, на уроке. Важным отделом лаборатории труда учителя является самоанализ, самоконтроль. Самоанализ ускоряет развитие педагогических способностей. Это самый доступный способ изучения личного опыта, его психологического исследования. Самоанализ свойствен самой природе учительского труда.
Эмоциональная сфера личности учителя особенно чутка: еще не осознав удачу или провал, учитель ощущает, чувствует их. Поэтому учитель всегда самый первый «отдел технического контроля» своего дела. Самокритичный, ищущий учитель, безусловно, занимается самоанализом, но и учитель посредственный, по тем или иным причинам не признающий такого самоконтроля, все равно непременно ощущает удачу или неудачу своей работы на уроке.
При наблюдении за работой учителей, не любящих свою профессию, совершенно случайных в школе. Они не собирались специально заниматься самоанализом! Но как он расстраивались, как изнемогали под тяжестью недовольства, неудовлетворенности после каждого своего поверхностного урока! Неудовлетворенность толкала их к выводам: «Они (ученики) ничего не учат!»; «Они ничего не делают!» И еще тысячи обвинений в «их» адрес. Вывод явно однобокий, но он есть результат определенного отрицательного ощущения, которое требует выбрать один из двух путей (оба полезны для школы): менять профессию или становиться настоящим учителем. Под влиянием коллектива, в результате планомерной работы руководителей школы, под влиянием педагогической литературы эти недовольные собой учителя начинают контролировать себя, анализировать свои уроки и делать объективные выводы.
Я думаю, что наряду со многими известными формами повышения квалификации учителей самоанализ — один из эффективных способов педагогического самоусовершенствования. Учитель, анализируя использованные приемы обучения, сопоставляя их, выбирает наиболее результативные. Подвергая анализу связи между методами и приемами обучения и достигнутыми результатами, педагог вырабатывает в себе профессиональную сноровку, навыки применения более интенсивных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, обретает и развивает способность разбираться в конкретных педагогических ситуациях, чтобы найти соответствующий способ действий. Познавая различную эффективность того или иного метода, приема работы на уроке, учитель развивает то ценное в своем труде, что приобрел, и уже конструирует, создает новые методические комбинации. Объективно оценивая свою работу, учитель познает себя и начинает самую трудную вещь: предъявляет требования к себе, а значит, активизирует свои динамические духов вые резервы. Он становится творцом в педагогическом процессе, ибо творчество учителя — это и управление самим собой.
Роль самоанализа в работе учителя подтвердило и анкетирование.
Анкета с вопросами:
Свои уроки анализируют все опрашиваемые. Сразу после уроков производит самоанализ большая часть учителей, некоторые спустя какое-то время, лишь немногие учителя способны проанализировать фрагменты урока на самом уроке и перестроиться соответственно задуманной цели. Что касается осознанности качества урока, то почти все обследуемые учителя показали, что подсознательное чувство — первый сигнал к самоанализу. У многих он тут же выливается в осознание удачи или неудачи, у некоторых — какое-то время спустя после урока, в зависимости от самочувствия учителя, рабочей нагрузки или других обстоятельств. У молодых учителей осознанность в самоанализе значительно отстает по времени от появления подсознательного чувства. Чаще и тщательнее учителя анализируют свои неудачные уроки. Очень немногие сосредоточивают внимание на фиксации причин удач, и то лишь после многолетнего стажа работы, когда поставили перед собой задачу найти закономерности успехов на уроке.
Сосредоточение внимания на неудачах учителя объясняли тем, что удача успокаивала, соответствовала задуманному, а неудача вызывала беспокойство, раздумье, стремление избавиться от тех или иных недостатков. Поскольку больше подвергались самоанализу неудачные уроки, учителя более четко могли назвать причины неудач. Это:
Обращали внимание, особенно молодые, учителя, более всего, — это недостаточная психологическая подготовка к общению, к контактности с учащимися; отсутствие элементарных коммуникативных навыков.
Это - такие причины неудач, как нелюбовь учителя к данному разделу программы, неприязнь к одному из учеников, недовольство собой, срываемое на учениках.
Интересно, что главным фактором, определяющим удачу или неудачу урока, большинство учителей назвали самочувствие учителя или, по выражению некоторых, настроение, творческое или нетворческое состояние.
Большинство учителей считают, что можно найти обобщающие принципы самоанализа, не исключая при этом его индивидуального характера.
Всесторонний самоанализ учительской деятельности предполагает, что учитель отчитывается перед собой за качество изучения раздела программы, темы и ее составной части, при этом тщательно исследует то, какую роль, сыграла его работа в формировании системы взглядов и поведения учеников. Ставя перед собой задачу, раскрыть двери творческой лабораторий учителя в подготовке урока, сосредоточиваем внимание молодых учителей на анализе их урока.
Учитель может быть вооружен едиными принципами анализа урока. Сделанные наблюдения, личный опыт и проверка его в практике учительской работе позволяют сформулировать эти принципы следующим образом:
сопоставление того, что должно быть сделано на уроке, с тем, что фактически осуществлено; выяснение степени продвижения учащихся (в знаниях, навыках, развитии) по сравнению с предполагаемыми результатами; учет активности, самостоятельности и заинтересованности, учащихся на данном уроке, а, следовательно, подлинность сотрудничества с учащимися или имитация его.
Усвоив эти основные направления самоанализа, молодой специалист может перейти к более детальному с учетом требований оптимизации учебного процесса. Параметры такого самоанализа дает М. Поташник в заочном семинаре руководителей школ.
Не претендуя на охват всех граней урока молодой учитель будет систематически их использовать, сможет достаточно определенно, а не приблизительно учитывать сильные и слабые стороны своего труда и настойчиво, планомерно ставить перед собой реальные задачи повышения квалификации. Сознательно анализируя свои уроки, трезво, без лишнего самобичевания и удручающей безнадежности, учитель совершенствует свою деятельность во имя главного: подготовки воспитанников к продолжению образования, творческому труду, активному участию в жизни общества.
Так же как работает над собой спортсмен, музыкант, артист, переходя от простых задач и проб к более сложным, начинающий учитель обретает возможность разумно регулировать и совершенствовать свою работу не только в процессе подготовки урока, отбирая наиболее рациональные и целесообразные педагогические приемы, но и на самом уроке проявлять гибкость и в ходе его при необходимости перестраиваться, быстро находить приспособления для лучшего выполнения поставленной цели.
Так же как артист или музыкант хорошо подготовленную роль или концерт творит во время публичного выступления, учитель сейчас, на уроке осуществляет задуманные действия, организует их, совместно с учениками, ориентируясь, на содружество, соавторство с ними, Поэтому через самоанализ, учитель познай самого себя, свой творческий потенциал и всмотрись в себя глазами твоих учащихся, проверь, такой ли ты, каким они тебя ждут и каким тебя - видят,- вот ключевая задача самоанализа.
Самоконтроль не только способен спасти урок: нередко он рождает дорогой сердцу учителя контакт, без которого немыслима плодотворная творческая работа в школе.
Нужно учителю следить за собой, не спуская глаз, создать «следящую систему», как в технике.
Особенно сложные психологическ
Опрос определяет настрой всего урока, оказывает психологическое воздействие на коллектив класса, на самочувствие учителя, влияет на темп работы, создает определенную атмосферу.
Вот почему самоанализ в организации и проведения опроса крайне необходим, зачастую он оказывается регулятором находчивости, справедливости учителя.
Опрос требует особой психологической подготовки учителя. В каждом учителе есть, добрая и злая воля. Добрая воля учителя помогает ученику ярче раскрыться при ответе, очень стараться, рождает веру в себя; злая воля учителя мертвит, сковывает ученика, унижает его достоинство. Злая воля при ответе по чтению требует выученности, обилия цитат, железной логики, последовательности, которую проводил учитель при объяснении материала. При доброй воле учителя, если даже «восхождение» не получится, т. е. ответ ученика будет оценен низшим баллом, ученик не обидится, а лишь осознает свое неумение, захочет лучше подготовиться к следующему разу.
Самоанализ убеждает в необходимости мобилизовать перед опросом свою добрую волю.
Самоанализ помогает учителю еще в очень важном деле: он помогает найти свой стиль, соответствующий индивидуальным психологическим особенностям.
В результате самоанализа можно найти для себя ту меру подготовки к уроку, которая предполагает творчество на самом уроке.
Каждый учитель может и должен найти свою меру подготовки к уроку.
Это касается и молодого учителя, недостаточная подготовленность которого обрекает урок на провал, но и «переподготовленность» лишает урок красок, искренности, живого общения учителя с учениками
Овладев искусством самоанализа, учитель обретает мощное оружие самоуправления и самоусовершенствования на уроке, находит пути проникновения в свои возможности, получает способы накопления своих творческих ресурсов и умение с большой пользой реализовать их на уроке, что в свою очередь вызывает удовлетворение от труда, пополняет духовные силы учителя, его творческий энтузиазм.
Самоанализ должен носить оптимистический характер, быть проникнут общественными интересами и содействовать тому, чтобы во имя этих интересов происходило самоусовершенствование учителя.