Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:56, реферат
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым.Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).
самооценка человека
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым.Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).
Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение - самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.
Оценку себя в целом
как хорошего или плохого принято считать
общей самооценкой, а оценку достижений
в отдельных видах деятельности - парциальной.
Помимо этого выделяют актуальную (то,
что уже достигнуто) и потенциальную (то,
на что способен) самооценку. Потенциальную
самооценку часто называют уровнем притязаний.
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную,
т. е. соответствующую/
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.
Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения в той или иной области, представляются более или менее скромными.
Почему так?
Психологи выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.
Известно, что личностью
человек не рождается, а становится
ею в процессе совместной с другими
людьми деятельности и общении с
ними. Совершая те или иные поступки,
человек постоянно (но не всегда осознанно)
сверяется с тем, что ожидают
от него окружающие. Иными словами
он как бы 'примеряет' на себя их требования,
мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения
окружающих, человек вырабатывает механизм,
с помощью которого происходит регуляция
его поведения - самооценку.
Причины низкой (заниженной)
самооценки личности разнообразны. Чаще
других отмечают такие причины, как
негативные внушения окружающих, либо
негативные самовнушения. Низкая (заниженная)
самооценка нередко обусловлена
влиянием и оценкой родителей
в детстве, а в последующей
жизни — внешней оценкой
На самооценку личности
влияет сопоставление образов
У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.
Бывает, что родители
или ближайшие родственники ребенка
склонны переоценивать, восхищаясь
как он(а) хорошо читает стихи или играет
на музыкальном инструменте, как он умен
и сообразителен, но попадая в другую среду
(к примеру, в детский сад или школу) такой
ребенок подчас испытывает драматические
переживания, поскольку его оценивают
по реальной шкале, по которой его способности
оказываются оцененными далеко не столь
высоко. В этих случаях, завышенная родительская
оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка
диссонанс в период, когда собственные
критерии адекватной самооценки еще не
выработались. Тогда завышенный уровень
самооценки сменяется заниженным, вызывая
у ребенка психотравму, тем более сильную,
чем в более позднем возрасте она произошла.
Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.
Важным моментом, служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни. В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней.
Нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека (поведения человека в обществе).
Она выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на развитие личности , её деятельность , поведение и её взаимоотношения с другими людьми . Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения , самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха или неуспеха , достижения целей определённого уровня , то есть уровня притязаний личности .
Люди с адекватной
либо высокой самооценкой настроены более
оптимистично , нежели те , у кого самооценка
занижена; они успешно решают встающие
перед ними задачи , так как чувствуют
уверенность в собственных силах. Такие
люди менее подвержены стрессу и тревожности,
доброжелательно воспринимает окружающий
мир и себя самого.Верная самооценка дает
человеку нравственное удовлетворение
и поддерживает его человеческое достоинство.Основы
самовосприятия закладываются в детстве
и могут оказывать влияние на весь дальнейший
ход жизни.