Самооценка человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым.Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Файлы: 1 файл

Значение самооценки человека во взаимоотношениях.docx

— 21.62 Кб (Скачать файл)

     самооценка  человека  

Самооценка —  ценность, которая приписывается  индивидом себе или отдельным  своим качествам. В качестве основного  критерия оценивания выступает система  личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым.Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения  с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам  и неудачам.

Человек, живя и  действуя в окружающем мире, постоянно  сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с  делами и успехами других людей. Такое  же сравнение - самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в  учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать  сами себя.

                                                  

                                                          Виды самооценки 

Оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по - разному.

                                                   

                                                         Адекватная самооценка 

Самооценка оказывает  существенное влияние на эффективность  деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в  себе, позволяет успешно ставить  и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает  такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации  к условиям различных социумов.

Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда  люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как  реальные их достижения в той или иной области, представляются более или менее скромными.

Почему так?

Психологи  выявляют два типа поведения (мотивации) –  стремление к успеху и избегание  неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее  акцентировано на трудностях, и в  этом случае мнения, высказываемые  в социуме, просто менее значимы  для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет  больше осторожности и нередко находит  в жизни подтверждение своим  страхам, что его путь к целям  сопряжен с бесконечными препятствиями  и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять  самооценку.

Известно, что личностью  человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими  людьми деятельности и общении с  ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают  от него окружающие. Иными словами  он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция  его поведения - самооценку. 

                                   Низкая (заниженная) самооценка и ее  причины 

Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как  негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена  влиянием и оценкой родителей  в детстве, а в последующей  жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве  дают заниженную самооценку ближайшие  родственники, или  позже ,учителя  говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью.

На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей  заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают  слишком большую важность тому или  иному событию, либо считают, что  проигрывают в сравнении с  другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях  оценки и самооценки (как и что  именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут  оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

                                        Завышенная самооценка  и ее причины 

Бывает, что родители или ближайшие родственники ребенка  склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла. 

                                    Перфекционизм и уровень самооценки 

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

 Важным моментом, служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни. В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней.

Нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все  равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а  в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.

                                                               Выводы

Самооценка является  центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе;  выступает в качестве важной детерминанты всех форм  и видов деятельности и социального поведения  человека (поведения человека в обществе). 

Она выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на развитие личности , её деятельность , поведение и её взаимоотношения с другими людьми . Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения , самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха или неуспеха  , достижения целей определённого уровня , то есть уровня притязаний личности .

Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично , нежели те , у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи , так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого.Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать влияние на весь дальнейший ход жизни. 
 

Информация о работе Самооценка человека