Самооценка детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:10, творческая работа

Описание работы

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но они являются следствием несвоевременного или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, аллалия, ринолалия) и в меньшей степени – фукнциональные (дислалия).

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 19.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Самооценка детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но они являются следствием несвоевременного или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, аллалия,  ринолалия) и в меньшей степени – фукнциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения лексики, грамматики, фонематических процессов и тд. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», т.е. ведут к развитию у детей закомплексованности, мешая им общаться между собой, со взрослыми, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. 
     К особенностям личности детей с речевой патологией можно отнести страх ошибиться и вызывать насмешку окружающих, что приводит к снижению речевой активности и вербального общения. Осознание собственного речевого расстройства способно порождать как дисгармоничные черты характера, так и разнообразные симптоматические черты характера (Ю.Г. Демьянов 1984г.). Часто развитие личности идет по невротическому типу: отмечаются замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы, для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и своих возможностях. Дети с нарушениями речи тяготеют к контактам с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых из них возникает страх перед детским коллективом, и они избегаю его. Все перечисленные факторы являются первопричиной низкой самооценки у детей.

Знать самооценку ребенка очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое дети, как социальные существа, неизбежно включаются. Речевое недоразвитие сужает возможности общения, искажает его нормальное формирование, что способствует появлению своеобразных черт личности.

Вопрос самооценки ребенка с речевой патологией тесно связан с проблемой оценки ребенком и окружающими речевого дефекта. По мнению Л.С. Выготского, дефект является понятием социальным, отклонение в развитии само по себе не делает ребенка дефективным, только социальные условия существования ребенка приводят к осознанию им своей неполноценности.

Наличие тяжелого речевого нарушения  может по-разному повлиять на личностное развитие ребенка и его социальную адаптацию. При правильно созданных условиях обучения и воспитания ребенку удается компенсировать речевое нарушение и стать полноценным членом общества.

И наоборот, неблагоприятные социальные условия развития ребенка, незнание основных механизмов формирования личности в норме и в ситуации речевой патологии могут стать причиной его социальной дезадаптации.

Таким образом, самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработаны в трудах отечественных психологов – Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, зарубежных – Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса .

Вместе с тем, в специальной литературе в настоящий момент представлено недостаточно данных, раскрывающих особенности таких структур личности, как самосознание и самооценка, у детей с речевой патологией. Недостаточное исследование особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи делает данную проблему актуальной для дальнейшего изучения. Анализ данной проблемы и определил структуру данной курсовой работы.

Цель исследования: разработать, апробировать и обосновать эффективность коррекционной программы, направленной на повышение самооценки у детей младшего  школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования: коррекционная программа, направленная на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

     Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- провести теоретический  анализ специальной психолого-педагогической  литературы по проблеме изучения  самооценки у детей младшего  школьного возраста с тяжелыми  нарушениями речи;

- в ходе эмпирического  исследования определить особенности  самооценки детей младшего школьного  возраста с тяжелыми нарушениями  речи;

- разработать коррекционную  программу, направленную на   повышение  самооценки детей младшего школьного  возраста с тяжелыми нарушениями  речи;

- обосновать эффективность  коррекционной программы, направленной  на   повышение самооценки детей  младшего школьного возраста  с тяжелыми нарушениями речи.

     В соответствии с намеченной целью и задачами будут определены и использованы следующие методы исследования:

ü теоретический - включает в себя анализ и обобщение специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования;

ü эмпирический:  психодиагностические методики;

ü  качественный и количественный анализ полученных данных.

     В данной курсовой работе раскрыты 2 главы:

1) теоретические основы  изучения самооценки у детей  младшего школьного возраста  с тяжелыми нарушениями речи;

2) эмпирическое исследование  особенностей самооценки детей  младшего школьного возраста  с тяжелыми нарушениями речи.

     Объем курсовой работы составляет ? страниц, для написания было использовано ? литературных источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Самооценка детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи