Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:10, творческая работа
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны, но они являются следствием несвоевременного или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, аллалия, ринолалия) и в меньшей степени – фукнциональные (дислалия).
Тема: Самооценка детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения речи – достаточно распространенное
явление не только среди детей, но и среди
взрослых. Причины возникновения этих
нарушений весьма разнообразны, но они
являются следствием несвоевременного
или неэффективно оказанного лечения.
Наиболее сложными являются органические
нарушения (дизартрия, аллалия,
ринолалия) и в меньшей степени – фукнциональные
(дислалия). На этом фоне в большинстве
случаев у таких детей присутствуют в
той или иной степени нарушения лексики,
грамматики, фонематических процессов
и тд. Все эти нарушения, если их вовремя
не исправить в детском возрасте, вызывают
трудности общения с окружающими, а в дальнейшем
влекут за собой определенные изменения
личности в цепи развития «ребенок – подросток
– взрослый», т.е. ведут к развитию у детей
закомплексованности, мешая им общаться
между собой, со взрослыми, мешая им учиться
и в полной мере раскрыть свои природные
способности и интеллектуальные возможности.
К особенностям личности
детей с речевой патологией можно отнести
страх ошибиться и вызывать насмешку окружающих,
что приводит к снижению речевой активности
и вербального общения. Осознание собственного
речевого расстройства способно порождать
как дисгармоничные черты характера, так
и разнообразные симптоматические черты
характера (Ю.Г. Демьянов 1984г.). Часто развитие
личности идет по невротическому типу:
отмечаются замкнутость, негативизм, эмоциональная
напряженность. Дети обидчивы, плаксивы,
для них характерна повышенная ранимость,
неуверенность в себе и своих возможностях.
Дети с нарушениями речи тяготеют к контактам
с детьми более младшего возраста, которые
лучше их принимают. У некоторых из них
возникает страх перед детским коллективом,
и они избегаю его. Все перечисленные факторы
являются первопричиной низкой самооценки
у детей.
Знать самооценку ребенка очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое дети, как социальные существа, неизбежно включаются. Речевое недоразвитие сужает возможности общения, искажает его нормальное формирование, что способствует появлению своеобразных черт личности.
Вопрос самооценки ребенка с речевой патологией тесно связан с проблемой оценки ребенком и окружающими речевого дефекта. По мнению Л.С. Выготского, дефект является понятием социальным, отклонение в развитии само по себе не делает ребенка дефективным, только социальные условия существования ребенка приводят к осознанию им своей неполноценности.
Наличие тяжелого речевого нарушения может по-разному повлиять на личностное развитие ребенка и его социальную адаптацию. При правильно созданных условиях обучения и воспитания ребенку удается компенсировать речевое нарушение и стать полноценным членом общества.
И наоборот, неблагоприятные социальные условия развития ребенка, незнание основных механизмов формирования личности в норме и в ситуации речевой патологии могут стать причиной его социальной дезадаптации.
Таким образом, самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработаны в трудах отечественных психологов – Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, зарубежных – Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса .
Вместе с тем, в специальной литературе в настоящий момент представлено недостаточно данных, раскрывающих особенности таких структур личности, как самосознание и самооценка, у детей с речевой патологией. Недостаточное исследование особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи делает данную проблему актуальной для дальнейшего изучения. Анализ данной проблемы и определил структуру данной курсовой работы.
Цель исследования: разработать, апробировать и обосновать эффективность коррекционной программы, направленной на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: коррекционная программа, направленная на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- провести теоретический
анализ специальной психолого-
- в ходе эмпирического
исследования определить
- разработать коррекционную
программу, направленную на повышение
самооценки детей младшего
- обосновать эффективность коррекционной программы, направленной на повышение самооценки детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с намеченной целью и задачами будут определены и использованы следующие методы исследования:
ü теоретический - включает в себя анализ и обобщение специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования;
ü эмпирический: психодиагностические методики;
ü качественный и количественный анализ полученных данных.
В данной курсовой работе раскрыты 2 главы:
1) теоретические основы изучения самооценки у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
2) эмпирическое исследование особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Объем курсовой работы составляет ? страниц, для написания было использовано ? литературных источника.
Информация о работе Самооценка детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи