Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа
Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.(Спиркин А.Г)
Самооценка играет значимую роль в становлении индивидуальных особенностей личности. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в психологии личности. Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
1.Введение
2. Понятие самооценки
3. Виды самооценки
4.Формирование самооценки
5. Заключение
Московский Государственный Институт Индустрии Туризма ( МГИИТ)
Контрольная работа №2
по дисциплине «Психология».
Кафедра психологии управления
Задание:
8.Самооценка и ее виды
Содержание:
1.Введение
2. Понятие самооценки
3. Виды самооценки
4.Формирование самооценки
5. Заключение
Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.(Спиркин А.Г)
Самооценка играет значимую роль в становлении индивидуальных особенностей личности. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в психологии личности. Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
2. Понятие самооценки
Самооценка — это представление
человека о важности своей личной деятельности
в обществе и оценивание себя и собственных
качеств и чувств, достоинств и
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Функции самооценки:
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное.
Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
В случае неадекватной самооценки человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности.
Неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной.
3.Виды самооценки
В современной психологии есть три вида самооценки:
-заниженная (комплекс неполноценности)
Комплекс неполноценности
- совокупность психологических и
эмоциональных ощущений человека, выражающихся
в чувстве собственной
-нормальная (самоуважение)
Самоуважение - объективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени.
Самоуважение включает в
себя как мнение о себе (например,
«я компетентен/некомпетентен», «я популярен/непопулярен»),
так и связанные с этим эмоции (например: торжество/отчаяние, гордость/с
-завышенная (гордыня)
Гордыня- непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм.
Традиционно принято различать общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я - идеальное, рефлексия, целеобразование. Я - идеальное субъекта, являясь одним из компонентов психологической структуры самооценки, служит источником формирования ценностных ориентации. Несовпадение реальных и идеальных качеств рассматривается в психологии как своеобразное противопоставление Я -идеального и Я - реального. В случае же их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития.
Объясняя причины развития у человека заниженной или завышенной самооценки, практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) - стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.
Таким образом, самооценка является
необходимым компонентом
4.Формирование самооценки
Особую роль в формировании самооценки исследователи отводят семье. Факты свидетельствуют о том, что недостаток любви со стороны близких порождает у ребенка дефицит самоотношения вплоть до неприятия себя.
В число факторов, влияющих на формирование самооценки, входят и такие, как прочность семьи, стиль воспитания, заинтересованность взрослых в делах ребенка; в школе - педагогическая отметка, вовлечение учащихся в оценочную деятельность.
В индивидуальном развитии,между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других - расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. Выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.
В отечественной психологии
принят тезис, согласно которому в реальной
жизнедеятельности человека общение
с окружающими и его
С точки зрения отечественной психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.
Самооценка, закрепившаяся
и ставшая чертой характера, не ограничивается
рамками какой-либо одной деятельности,
а распространяется и на другие виды
деятельности. Важным фактором развития
личности ребенка являются оценки его
окружающими. Эмоциональное самочувствие
ребенка зависит от того, какие
взаимоотношения сложились у
него с окружающими людьми, отвечает
ли он тем требованиям, которые к
нему предъявляются, насколько удовлетворяется
его потребность в
С возрастом самооценка эмансипируется
от мнения окружающих и начинает выполнять
самостоятельную функцию в
Требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.
Самооценка
относится к центральным
Самооценка представляет собой многоуровневое, иерархически организованное образование, функционирующее как система, имеющая специфические характеристики и закономерности развития, системообразующим фактором которой являются средства ее обеспечения, определяющиеся уровнем развития у субъекта деятельности самооценивания.
5. Заключение
Самооценка способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки.
Таким образом, знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменить жизнь каждого человека.