Самооценка и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.(Спиркин А.Г)
Самооценка играет значимую роль в становлении индивидуальных особенностей личности. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в психологии личности. Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Содержание работы

1.Введение
2. Понятие самооценки
3. Виды самооценки
4.Формирование самооценки
5. Заключение

Файлы: 1 файл

Каширина Анна 221-э КР_2.docx

— 26.83 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный Институт Индустрии  Туризма ( МГИИТ)

 

 

 

 

 

                         Контрольная работа №2

 

                      по дисциплине «Психология».

                   Кафедра психологии управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила студентка 2 курса           

                                                                                      Группы 221-э

                                                                                     Каширина Анна 

 

 

                                                       Москва 2012         

Задание:

8.Самооценка и ее виды

 

                    Содержание:

1.Введение

2. Понятие самооценки

3. Виды  самооценки

4.Формирование  самооценки

5. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень  самооценки.(Спиркин А.Г)

Самооценка  играет значимую роль в становлении  индивидуальных особенностей личности. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в психологии личности. Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

 

2. Понятие самооценки

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков , выражение их открыто или закрыто.

Самооценка включает в  себя умение оценить свои силы и  возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать  свои силы к задачам и требованиям  окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед  собой определенные цели и задачи.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности
  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В  теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости  от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение  к себе, либо неадекватное, неправильное.

Адекватная самооценка придает  человеку уверенность в себе, позволяет  успешно ставить и достигать  целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие  полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации  к условиям различных социумов.

В случае неадекватной самооценки человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в  конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности.

Неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной.

3.Виды самооценки

В современной психологии есть три вида самооценки:

-заниженная (комплекс неполноценности)

Комплекс неполноценности - совокупность психологических и  эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство  окружающих над собой. Комплекс неполноценности  возникает вследствие разнообразных  причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и  неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности  существенно влияет на самочувствие и поведение человека.

-нормальная (самоуважение)

Самоуважение - объективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени.

Самоуважение включает в  себя как мнение о себе (например, «я компетентен/некомпетентен», «я популярен/непопулярен»), так и связанные с этим эмоции (например: торжество/отчаяние, гордость/стыд). Оно также отражается на поведении (например: настойчивость/робость, уверенность/осторожность).

 

-завышенная (гордыня)

Гордыня- непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм.

 

Традиционно принято различать общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я - идеальное, рефлексия, целеобразование. Я - идеальное субъекта, являясь одним из компонентов психологической структуры самооценки, служит источником формирования ценностных ориентации. Несовпадение реальных и идеальных качеств рассматривается в психологии как своеобразное противопоставление Я -идеального и Я - реального. В случае же их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития.

Объясняя причины развития у человека заниженной или завышенной самооценки, практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) - стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Таким образом, самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и  целей своего поведения, отношения  к окружающему, к другим людям, самому себе. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств  личности.

4.Формирование  самооценки

Особую  роль в формировании самооценки исследователи  отводят семье. Факты свидетельствуют  о том, что недостаток любви со стороны близких порождает у  ребенка дефицит самоотношения вплоть до неприятия себя.

В число факторов, влияющих на формирование самооценки, входят и такие, как прочность  семьи, стиль воспитания, заинтересованность взрослых в делах ребенка; в школе - педагогическая отметка, вовлечение учащихся в оценочную деятельность.

В индивидуальном развитии,между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других - расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. Выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

В отечественной психологии принят тезис, согласно которому в реальной жизнедеятельности человека общение  с окружающими и его собственная  активность дополняют и обогащают  друг друга; индивидуальный опыт позволяет  субъекту преломить усвоенные в  общении с окружающими оценки сквозь призму собственных переживаний.

С точки зрения отечественной  психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих  активность личности.

Самооценка, закрепившаяся  и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его  окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие  взаимоотношения сложились у  него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к  нему предъявляются, насколько удовлетворяется  его потребность в положительной  оценке. С возрастом самооценка как  мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность  в оценке окружающих.

С возрастом самооценка эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять  самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе  к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что  человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

Требования, предъявляемые  к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, неспособны оказать  на него должное воздействие. Возможность  поступать независимо или вопреки  оценкам окружающих связана с  устойчивостью личности. Если расхождение  между оценкой или самооценкой  носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается  вслед за оценкой, либо возникает  острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать  самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

 

Самооценка  относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение  человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе  отношений человека к миру. Самооценка напрямую связана с процессом  социальной адаптации и дезадаптации личности.

Самооценка представляет собой многоуровневое, иерархически организованное образование, функционирующее  как система, имеющая специфические  характеристики и закономерности развития, системообразующим фактором которой  являются средства ее обеспечения, определяющиеся уровнем развития у субъекта деятельности самооценивания.

5. Заключение

 

Самооценка способна оказывать  огромное влияние на весь жизненный  путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны  к пассивности, внушению и менее  популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны  к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с  трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. То, что мы думаем о себе, оказывает  глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит  от отношения к себе, от нашей  самооценки.

Таким образом, знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может  значительно изменить жизнь каждого  человека.


Информация о работе Самооценка и ее виды