Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:36, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время проблема самооценки в подростковом возрасте становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки и ее связь с умением общаться.
Относительно устойчивая самооценка формируется у подростка под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, семьи, а также в процессе собственной деятельности подростка и самостоятельной оценки ее результатов.
В нашей жизни самооценка влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Умея адекватно оценивать себя, человек легче найдет свое место в жизни, зная свои реальные возможности и способности - добьется поставленных целей и задач, а также сможет выстроить межличностные отношения.
Введение……………………………………………………………….……..3
1. Самооценка как предмет изучения психологии………………………...5
2. Психологические особенности подросткового возраста……………...11
3. Особенности развития самооценки и самокритичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………29
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на "себя".
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ "в семье" встречается почти так же часто, как и ответ "среди друзей".
Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой [16].
Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребёнка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.
В исследованиях также отмечается, что тёплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жёсткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности [4].
Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают своё одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растёт за счёт собственных достижений и успехов, похвал взрослых [9].
Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подростком смеются, в чем либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности.
В результате такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться. Они стремятся быть как можно более незаметными. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.
Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка [4].
Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учёбе, имеет высокую самооценку. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования – слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности [13].
В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей – отцы.
Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребёнок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.
У единственного ребёнка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребёнка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики [9].
Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.
Для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, причём, чаще всего отрицательные. Перестройка самосознания, которая происходит в этом возрасте связана не столько с умственным развитием, сколько с появлением новых вопросов о себе, точек зрения, с которых подросток себя рассматривает. Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как его воспринимают, как он выглядит, что он может, кем он станет, отличают психологию подростка. "Половое созревание. нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела, несомненно, активизирует интерес к самому себе. Но дело не в самих по себе физиологических процессах, а в том, что физиологическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, как взрослые, так и сверстники", – пишет И. С. Кон [6].
Важнейшими источниками формирования представления о собственном "Я" наряду с половым отождествлением – а оно сохраняет своё значение не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни человека и является первичным элементом "Я-концепции" – служат размеры тела и его форма. У подростков изменение образа тела, связанное с пубертаными процессами, является важным фактором развития. Ощущение собственной ценности подростком во многом зависит от того, насколько соответствующим норме представляется ему изменение его тела.
Как правило, в детстве и на пороге подросткового возраста образ тела меняется постепенно и содержит в первую очередь оценку своего физического "Я". Незаметные изменения внешности и размеров тела легко включаются в те представления о физическом "Я", которые имеются у ребёнка. С наступлением подросткового возраста эти изменения приобретают стремительный характер, требующий радикальной перестройки образа тела.
Неустойчивость образа "Я" является следствием несформированности образа тела, его неустойчивости в сознании подростка.
Младший подростковый возраст является особым периодом для развития полноценной личности, периодом, в котором при наличии определённых социальных условий, результатом процессов самопознания и самооценивания может стать позитивная, принимаемая личностью Я-концепция.
Переживание личностной целостности связано у подростка с чувством идентичности, или соответствия самому себе. Это время структурирования Я-концепции в условиях влияния социальной среды, и в особенности группы сверстников. Задача, с которой сталкиваются подростки, состоит в том, чтобы с разных сторон изучить уже имеющееся представление о себе, разбив, раздробив его на множество отдельных образов себя и интегрировать их затем в личную идентичность, т.е. вернуться к своей сущности, но уже в контексте осознанных социальных ролей и взаимосвязей.
Целостность Я-концепции в этот период связана с обретением подростком своей идентичности, характеризующейся тремя аспектами:
1) восприятием себя как одного
и того же человека в прошлом,
настоящем и в обозримом
2) уверенностью в том, что выработанная внутренняя целостность импонирует значимым другим людям;
3) согласованностью внутреннего
и внешнего планов этой
Неспособность юных подростков обрести личную идентичность приводит к ролевому смешению и, как следствие, к искажениям в Я-концепции.
Переживания таких подростков часто связаны с чувством своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности существования, противоправном поведении.
Знания о себе подрастающий человек получает из двух источников:
1) из отношения к нему родителей. учителей, других значимых взрослых и сверстников в виде обратной связи;
2) из собственного состояния
в процессе переживания
Доля "вкладов" из разных источников меняется от периода к периоду развития Я-концепции. Младший подростковый возраст в этом плане, в силу своей специфичности, может рассматриваться как период своеобразного "равновесия сил" [8].
Понимая самосознание как самопознание, Л. С. Выготский показывает возможность перехода к новому типу развития личности. а именно, саморазвитию, "самооформлению" [4].
Развитие самосознания подростка в значительной мере связывается также с развитием его самооценки. У подростков представление о собственных качествах вырабатывается только при условии сравнения, сопоставления себя с другими. Результат этого сопоставления является критерием его самооценки: о самом себе подросток начинает говорить с уверенностью тогда, когда он разобрался в действиях и качествах другого подростка.
Усилия, принимаемые младшими подростками к пониманию "зон недоопределённости образа Я" и обусловленное этим социально-психологическое экспериментирование их со своей идентичностью рассматривается Г. А. Цукерман в качестве ведущей деятельности детей данного возраста [24].
Самокритичность подростка лучше всего рассмотреть с позиции психодинамического подхода. Авторы психодинамического подхода, опираясь на положение о социокультурной нестабильности общества, рассматривают господствующее состояние личности как "кризис идентичности", особенно в подростковый период (MB. Елисеева, Н Пезешкиан, X. Пезешкиан, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, Э.Г. Эйдемиллер и др.)
Самооценка активно защищается личностью Этот тезис находит подтверждение в литературе Известно, что в психоанализе в структуре личности выделяются следующие компоненты: "ид" ( подсознание), "эго" и "супер-эго" ( общественное сознание) Защитой в психоанализе называется "... Общее обозначение всех приёмов, используемых эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу" [14]
Анна Фрейд перечисляет следующие виды защиты: торможение, регрессия, формирование реакции, изоляция, уничтожение сделанного, проекция, интроекция, поворот против себя, сублимацию, расщепление и отрицание [21]
В работе Каменской В.Г. рассматривается специфика эго-защитных процессов. " Эго - защитные процессы - плохоосознаваемые эмоционально-когнитивные реакции, имеющие своей целью сохранение структуры личности в ситуации напряжённого стрессогенного взаимодействия в социуме или действия в природной среде , ослабляющие интенсивность эмоциональных переживаний и снижающие выраженность фрустрируемой мотивации Основное условие возбуждения эго -защитных механизмов -это конфликт между возникшей мотивацией, чувствами, которые могут возникнуть при реализации несанкционированной мотивации" [21]
По мнению исследователей, все защитные
процессы можно
разделить на высшие и низшие. К низшим
или примитивным защитам
относятся следующие: вытеснение, отрицание, регрессия промежуточным можно причислить
смещение и проекцию, остальные формируют
так называемые высшие защиты, образующиеся
в более позднем онтогенезе Приведём характеристики
основных защит, начиная с примитивных.
Вытеснение - это механизм, посредством
которого неприемлемые импульсы или идеи становятся
бессознательными. 3 Фрейд считал этот
механизм главным способом защиты инфантильного
Я, неспособного сопротивляться
соблазну, откладывать или изменять посредством
компромисса удовлетворение своих желаний
Обмолвки, описки, неловкие движения также
нередко свидетельствуют о вытеснении.
Быстрее всего вытесняются и забываются
человеком не те события, которые ему принесли
неприятности, а те, которые происходили
с его, травмирующим окружающих воздействием.
Например, неблагодарность наиболее тесно
связана с вытеснением. Кроме того, все
разновидности зависти и бесчисленные
комплексы собственной неполноценности
вытесняются с огромной силой Важно то,
что человек не делает вид, а действительно
забывает нежелательную? травмирующую
информацию, она иногда полностью вытесняется
из его сознания [21]
Проекция - один из самых распространённых
способов защиты от
снижения самооценки. Это процесс, посредством которого
специфические импульсы, желания, стороны
себя или содержание внутренней жизни
личности воображаются локализованными
в некотором внешнем по отношению к данному
субъекту объекте Процессу проекции сторон
себя предшествует отрицание, т.е. человек
отрицает , что он переживает такую-то
эмоцию, имеет такое-то желание, но утверждает
. что таковыми обладают какие-то другие
люди Наиболее распространённым примером
действия проекции является перенесение
ответственности с себя на другого, конкретного
человека, который раньше вызывал неприязненные
чувства [21]
В работе Тулупьевой ТВ. рассматривается психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте В её работе показано, что для юношей наиболее характерен такой защитный механизм, как вытеснение, а для девушек - компенсация. "Высокая самооценка связана с отрицанием, доминантность - с вытеснением , нонконформизим - с рационализацией)
Информация о работе Самооценка подростка и его самокритичность