Самооценка в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Содержание работы

1
Введение
3
2
Понятие и сущность самооценки
4
3
Особенности самооценки младшего школьника
5
4.
Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника
10
4.1
Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника
10
4.2
Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
14
4.3
Основные пути формирования самооценки младшего школьника
18
5.
Заключение
23
6.
Список литературы
25

Файлы: 1 файл

Самооценка младших школьников.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

По мнению М. Феннел, существуют две главные причины формирования низкой самооценки: первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые были заимствовали у родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым ребёнок проводит наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, всё это передается детям через поведение и реакции. Если родители считают себя, в каком бы то ни было смысле, неполноценными и подчинёнными другим, то дети чувствуют себя недостойными и в результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся фактами опыта детей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.

Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребёнку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. К. Аспер, Ю.С. Ерофеев утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Родители и педагог могут содействовать тому, чтобы ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.

При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако, по мнению Д.В. Ершова, в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Если завершив какую-либо работу, учащийся оценивает её – по заданию учителя или самостоятельно, то такая самооценка «обращена в прошлое», к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; её можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьников. Родителям рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы

 

  1. Акимова Г. Как помочь своему ребёнку. – М.: У-Фактория, 2006.
  2. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
  3. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.
  5. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. – М.: Астрель, 2008.
  6. Варшава Б.Е. Психологический словарь. – М.: Издательское товарищество «Академия», 2008.
  7. Вахтёров В. О новой педагогике. – М.: «Карапуз», 2008.
  8. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. – М.: Эксмо, 2006.
  9. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический проект, 2005.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
  11. Галгин С.П. Воспитание. Личность. Общество. – М.: Феникс, 2006.
  12. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.:Проспект, 2010.
  14. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. – М.: Сфера, 2009.
  15. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. – М.: А-Приор, 2010.
  16. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Феникс, 2008.
  17. Касицина Н., Юсфин С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010.
  18. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. – М.: Академия, 2008.
  19. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009.
  20. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – П.: Питер, 2009.
  21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М.: МОДЭК, 2005.
  22. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2007.
  23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010.
  24. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.

 

 

 

 


Информация о работе Самооценка в младшем школьном возрасте