Саморазвитие нарцисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:38, доклад

Описание работы

Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть из этого интереса и возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлением о себе («образ "Я"») и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа "Я"» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Файлы: 1 файл

самосознание нарциссов.docx

— 19.85 Кб (Скачать файл)

Нарциссическое личностное расстройство только в 1980  году было включено в DSM-III. В  разработку концепции нарциссизма внесли вклад ряд авторов: З. Фрейд, О. Кернберг, Х. Кохут, М. Кляйн и др. Согласно DSM-IV, нарциссическое личностное  расстройство диагностируется при установлении пяти и более признаков, среди  которых выделены: 

  1. грандиозное чувство самозначимости;
  2. вовлеченность в фантазии о неограниченных власти  и успехе; 
  3. вера в собственную уникальность, оценить которую  могут только избранные, особо одаренные люди; 
  4. потребность в восхищении; 
  5. ощущение привилегированности;
  6. эксплуатация других в межличностных отношениях; 
  7. отсутствие эмпатии;
  8. зависть к чужим достижениям; 
  9. вызывающее, наглое поведение.

Диагноз нарциссической личностной организации основывается  на наблюдениях психотерапевта, свидетельствующих, что клиент нуждается во  внешнем подтверждении для поддержки самоуважения. У нарциссической личности  целостная, но патологическая Я-концепция, несущая в себе черты величия.  Недостаточная интеграция концепций значимых других, выявляющаяся при описании  референтных людей и отношений с ними, свидетельствует о диффузной идентичности  и преобладании у нарциссической личности примитивных защит, прежде всего –  идеализации и обесценивания (О. Кернберг,  2000).

Особенности самоощущений и  представлений о себе у  людей с нарциссическим диагнозом заключаются в ощущениях пустоты, фальши,  стыда, зависти или в полярных переживаниях – самодостаточности, тщеславии,  превосходстве. О. Кернберг описывает эти полярности как  противоположные состояния в восприятии  собственного Я – грандиозное либо ничтожное.

 

 

 Факторы формирования пограничной личностной структуры  и особенностей самосознания в онтогенезе

I.3.1. Роль неблагоприятных  семейных условий (современные  концепции)

В последнее десятилетие  проблема структуры и генеза пограничной  личности в западной литературе получила новый импульс в исследованиях  так называемого пограничного нарциссического расстройства и теории объектных отношений. Его клинические проявления довольно многообразны, в силу чего неоднозначна их нозологическая квалификация. Это прежде всего диффузность самоидентичности — комплекс переживаний, связанный с чувством неполноценности и потери Я; специфическое разлитое чувство душевной и физической усталости и пустоты, ипохондрическая озабоченность, бесцельность жизни, отдаленность и отчужденность от людей; безуспешные попытки обрести уверенность через обладание престижными объектами, чувство внутренней раздвоенности. "Расколотой" структуре внутреннего мира соответствует жесткая дихотомичность образа мира, его черно-белость, зависящая от собственной успешности или неудачи. Речь идет не о парциальных или фрагментарных поражениях какой-то изолированной области интра- или интерпсихического функционирования, а о формировании целостной личностной структуры, особого "рисунка" всего жизненного стиля. В литературе же наиболее распространена точка зрения, согласно которой центральным и конституирующим в синдроме "нарциссической личности" является особая структура самосознания, разными авторами называемая "расколотым Я", "хрупким Я", "нарциссическим Я". Этими терминами пытаются охарактеризовать феномены дезинтеграции самосознания, единое "тело" которого расколото, разъединено, нарушена его целостность и самотождественность. Расколотое самосознание составлено из двух Я: внешнего — защитно идеализированного, фальшивого, грандиозного; и глубинного — пустого, неразвитого, неэффективного1. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным лишь благодаря примитивным защитным механизмам — расщеплению, отрицанию, примитивной проекции и проективной идентификации, обесцениванию, избеганию. Главную роль среди механизмов защиты играет механизм "разъединения" грандиозного Я и Я-реального. При доминировании грандиозного Я реальное Я представляет собой рудиментарную структуру, образованную вследствие непомерных фрустраций в раннем детстве. Нормальное психическое созревание серьезно повреждается, и завистливое, агрессивное, ослабленное Я ребенка формирует в качестве защиты от реальности грандиозное Я, которое подчиняет себе ослабленное реальное Я (Кернберг О., 1975; Кохут О., 1971, 1977).

 

Н.Ш.Салант описывает профиль нарциссической личности, который помогает яснее представить основные черты, характерные для нарциссического расстройства личности и говорит о том, что личностная структура каждого из нас имеет эти черты, но у нарциссической личности они присутствуют постоянно: (По [9, стр. 61 и далее])

1. Непроницаемость для окружающих. Среди характерных черт нарциссической личности преобладает крайнее самомнение, поэтому все, что бы ни говорил  собеседник, нарциссическая личность немедленно обращает в историю, фантазию или идею о самом себе. Собеседник при этом чувствует себя лишь неким стимулом, необходимым для того, чтобы нарциссическая личность получала такие ответы, которые исключали бы любую возможность диалога.

2. Отвержение интерпретаций. Если аналитик старается расширить самосознание пациента, интерпретируя психический материал в свете семейных или стоящих перед человеком жизненных проблем, то интерпретации могут быть полностью проигнорированы или отвергнуты. Или они  могут быть сначала приняты с энтузиазмом, а потом бесследно исчезнуть к следующей сессии. Или могут приниматься выборочно и изменяться затем, чтобы подкреплять заранее выбранную человеком идею относительно своей личности. В каждом случае результат оказывается одинаковым: интерпретации становятся бесполезными или даже пагубными.

3. Нетерпимость к критике. Критические замечания наталкиваются на огромное сопротивление. Любая критика воспринимается как угроза личности в связи с тем, что человек, страдающий нарциссическими расстройствами, обладает слабым ощущением идентичности. Любая критика может привести к внезапному прекращению терапии.

4. Неспособность к интеграции и синтезу. Нарциссическая личность не способна к подходу, который Юнг назвал синтетическим из-за того, что она является пресимволичной, не способной к восприятию реальности символа из-за постоянно присутствующего слияния Эго и Самости или Эго с внешним миром. Интерпретации, которые идут по символическим путям и указывают на позитивную, синтетическую природу содержания бессознательного, лишь поспособствуют инфляции уже существующего слияния грандиозного Эго и Самости. Преждевременный выход в символическую реальность затрудняет человеку выражение гнева и тем самым действительно препятствует трансформации.

5. Слабая способность к эмпатии. Нарциссические личности воспринимают эмпатию и сострадание с большим трудом. Эти переживания скрываются под проявлением жестокости и эгоцентризма

6. Демонстрация своей автономии. Отвергаются все чувства, связанные с потребностью в другом человеке, так как переживание такой потребности может пробудить ярость и зависть, способные затопить слабую Эго-структуру.

7. Потеря ощущения истории процесса

История процесса психотерапии нарциссическими личностями искажается за счет влияния грандиозного Эго. Наблюдается отсутствие чувства времени.

8.Нарушение маскулинного и феминного функционирования психики.

Это приводит к тому, что отсутствует духовная сторона, служащая связующим звеном с творческим началом и религиозными ценностями и устанавливающая позитивную связь  с «духом времени». Эта же часть  личности должна определять человеческую способность к рефлексии, таким  образом,  эта способность является для нарциссической личности проблемной. «Когда нарушается феминная и маскулинная сферы психической деятельности нарциссической личности (независимо от ее пола), основная тяжесть трансформационного процесса ложится на соединяющее начало, связывающее сознание с бессознательным. Таким образом, для мужчин главные проблемы в основном оказываются связанными с Анимой, а для женщин – с Анимусом….Если же Анима принимает позитивную форму, появляется возможность внутреннего отражения, когда связь между Эго и Самостью становится зеркально симметричной. И для мужчин, и для женщин трансформация компоненты противоположного пола порождает способность к единению и близким отношениям с другим человеком, основанным на сознательных установках и существовании общих потребностей. Таким образом, в процессе трансформации нарциссического расстройства личности,   и во внешнем, и во внутреннем мире рождается и/или возрождается соединяющий архетип, coniunctio»


Информация о работе Саморазвитие нарцисов