Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:32, контрольная работа
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне
(обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
Кафедра управления
предпринимательской
Контрольная работа
ПО ПРЕДМЕТУ
«Человек и его потребности»
На тему: Самореализация личности.
Руководитель
проекта:
Студент(ка)
«__7_» __декабря___ 2011___ г.
Санкт-Петербург
2011
Введение.
Известно, что наиболее полное раскрытие
способностей человека возможно лишь
в общественно значимой деятельности.
Причём важно, чтобы осуществление
этой деятельности детерминировалось
не только извне
(обществом), но и внутренней потребностью
самой личности. Деятельность личности
в этом случае становится самодеятельностью,
а реализация её способностей в данной
деятельности приобретает характер самореализации.
З. Фрейд был одним
из первых, кто попытался увидеть в доминантных
инстинктах человека потребность в самореализации.
Самореализация, по
З.Фрейду, локализуется в бессознательном
слое человеческой психики и проявляется
в «стремлении к удовольствию», присущем
человеку с рождения.
Этой инстинктивной
потребности в самореализации противостоят
навязанные обществом императивные требования
культуры (нормы, традиции, правила и т.д.),
основная функция которых состоит в цензуре
за бессознательным, в подавлении инстинкту
подобных потребностей.
Немало страниц
посвящает характеристике потребности
в самореализации
Э.Фромм. Он связывает её с потребностями
человека в идентизации и целостности.
Человек, отмечает Фрейд, отличается от
животного тем, что он стремится выйти
за пределы непосредственных утилитарных
запросов, хочет знать не только то, что
необходимо ему для выживания, но и стремится
познать смысл жизни и сущность своего
«Я». Эта самореализация достигается индивидом
с помощью вырабатываемой им системы ориентаций
в общении с другими людьми. Идентизация
и есть то «ощущение», которое позволяет
индивиду с полным основанием сказать
о себе как о «Я», и социальная среда активно
влияет на эту потребность. Потребность
в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная
потребность - психическое состояние,
вечное и неизменное в своей основе. Социальные
условия способны изменить лишь способы
её удовлетворения: она может найти выход
в творчестве и в разрушении, в любви и
в преступлении и т.д.
Для мыслителей
материалистов, не подлежит сомнению,
что стремление человека к самореализации
имеет не инстинктивное, а филогенетическое
происхождение и, обязано своим существованием
«второй человеческой природе», которая
включает в себя: а) трудовой способ существования;
б) наличие сознания; в) специфический
человеческий вид взаимоотношений между
людьми - общение с помощью второй сигнальной
системы. Благодаря этому человек стал
«общественным животным». Но социальное
становление человека сопровождалось
формированием и такой фундаментальной,
сугубо человеческой потребности, каковой
явилось стремление к обособлению. Именно
стремление к обособлению, ставшее возможным
на определенной исторической ступени
развития общества, явилось предпосылкой
развития человеческой индивидуальности,
а следовательно и потребности в самореализации.
Таким образом, отсюда следует, что потребность,
стремление к самореализации - родовая
потребность человека.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя базовую потребность в самореализации
в различных видах деятельности, личность
преследует свои жизненные цели, находит
свое место в системе общественных связей
и отношений. Было бы грубой утопией конструировать
единую модель самореализации «вообще».
Самореализации
«вообще» не существует. Конкретные формы,
способы, виды самореализации у разных
людей различны. В поливалентности потребности
в самореализации выявляется и получает
развитие богатая человеческая индивидуальность.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.
Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.
Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.
Не обязательно чтобы все
члены общества писали стихи или
пели песни, были свободными художниками
или играли роль в театре. Тот
вид деятельности, в котором лучше
всего, свободнее всего проявляется
творческий подход, и тот объём, в
каком человек может его
Если человек освоил творчество
в полной мере - и по процессу его
течения и по результатам - значит
он вышел на уровень духовного развития.
Ему доступно переживание моментов единения
всех внутренних сил. Если человек вышел
на уровень духовного развития, какой
бы он деятельность не занимался, остается
одно - пожелать ему счастливого пути.
И присматриваться к нему хотя бы иногда.
Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему
он да научит.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в "духовной брани", в его отношении к Господу.
В центре самореализации личности, как
ее понимает гуманистическая психология,
лежат понятия, так или иначе
связанные с самосознанием.
Самосознание может определяться через
познание себя, познание своей самости.
Самость - гипотетическое понятие, введенное
в психологию К. Юнгом, это есть "центр
тотальной, беспредельной и не поддающейся
определению психической
Самоактуализация
в этой концепции есть по существу эволюция
самости, происходящая в направлении от
бессознательного к нравственным идеалам.
Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении''.
Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.
Взглядам К. Роджерса близка позиция А Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности Он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими" (Маслоу А., 1997, с. 223)
Здесь есть даже признание важности
не только отстраненности от мира, но и
духовного созерцания в этом одиночестве.
Однако цель этого созерцания без Бога
- снова проникновение в самость, прислушивание
к "истинному голосу самости". Предполагается,
что в основе в "первичных процессах
познания", близких к "здоровому бессознательному"
(А. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая
природа. Осознание ее потребностей, осознание
своей биологической индивидуальности
- залог здорового развития. Снова, как
у
Роджерса, концепция мудрого тела, лучше
знающего, в чем нуждается душа.
Самость, самостояние человека - это реализация
его суверенного права на выбор, выбор
направления развития, жизненных целей
и ценностей. Сама по себе реализация этой
человеческой прерогативы при осознании
всех возможностей, выслушивании звучащих
на разные лады голосов, согласно представлениям
гуманистической психологии, - залог творческой
реализации. В течение жизни свободный
выбор есть основное сущностное отношение
человека к миру.
Более определенно направление творческого развития личности задается в современных интегративных моделях сознания, пытающихся синтезировать в них научные психологические представления, взгляды различных философских школ, христианскую антропологию, философию буддизма, западный и восточный мистицизм. Главная цель развития эксплицирована это накопление духовно- нравственного потенциала "Есть все основания полагать, что "я" есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения (или ниспадения) нашей подлинной духовно-космической самости (сам-ось) по горной вертикали сознания" (Иванов А. В., 1994, с. 91). Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления - отрицательного духовного движения - также предусмотрена.
Слабое место гуманистической
концепции творческой самореализации
человека, очевидно, и состоит в
предположении о скрытой
Но подскажет ли? Реальность не
очень-то вписывается в эту
Имеет ли человек, в действительности,
внутренний компас в поле таких влияний,
надежен ли внутренний компьютер, эта
метафора самости? В поле каких воздействий
мы пребываем сегодня?
По мнению многих философов, на рубеже
второго и третьего тысячелетий
заканчивается одна из фаз антропогенеза.
Вместе с тем человеческая цивилизация
претерпевает крупнейший кризис, характеризуемый
как антропологическая
10).
Уходит в прошлое абсолютная
вера во всесилие науки и разума.
Современная физика выстроила новую картину
мира, поразительно напоминающую знаменитую
платоновскую метафору, где человек, пытающийся
познать мир, представлен наблюдающим
тени от костра в глубине пещеры. "Видимый
мир является бледным и неполным отражением
более содержательного невидимого мира"
(Тростников В., 1980, с. 155). Последний в принципе
ненаблюдаем, поскольку описывается волновой
функцией, содержащей алгебраически мнимую
величину, и к тому же восстанавливается
даже по всей совокупности наблюдений
неоднозначным образом. Наблюдаемое есть
лишь неполное и бледное отражение богатейшей
ненаблюдаемой онтологии.