Самосовершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Человек – понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своём физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость.
Индивид – это отдельный, конкретно взятый человек.

Файлы: 1 файл

1 вопрос.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

1 Самосовершенствование  – цель жизнедеятельности человека. Пути и способы саморазвития  и самосовершенствования компетентной  и конкурентоспособной личности.

 

Понимание личности тесно связано  с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность.

Человек – понятие  видовое и включает в себя две  взаимосвязанные системы: биологическую  и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит  из подсистем и отдельных феноменов. В своём физиологическом и  психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость.

Индивид – это  отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность  обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических  особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.

Субъект – это  человек в совокупности таких  психических характеристик, которые  позволяют ему осуществлять целеполагание  и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение  в целом.

Субъектность  – это способность человека к  тому или иному целеполаганию  и соответствующей поставленным целям активности. Эти цели могут  быть ситуативными, в интересах решения  задач текущих дел и более  отдалённого характера: на тот или  иной отрезок жизни либо на всю жизнь. Чем более отдалённые цели, социально значимые и адекватные своим возможностям, человек ставит и осуществляет действия по их достижению, тем более развита и социальна, социализирована личность, тем выше уровень её субъектности.

Личность – это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта общественного развития  и как субъекта преобразования действительности на основе её познания и отношения к ней. Личность – это конкретный человек как носитель сознания и самосознания.

Сознание личности имеет общественно-исторический характер. Самосознание – это высший уровень  развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Самосознание – это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

По мере того как у человека формируются и  развиваются сознание, осознание  и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность.

Человек не рождается  личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной  средой, с материальными и духовными  обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Ведущую роль в  формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых  относятся прежде всего следующие:

- макросоциосреда  – общественный строй, государственное  устройство, уровень развития общества  и его возможности для обеспечения  жизни и деятельности людей,  особенности идеологического и  другого воздействия на них  средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.;

- микросоциосреда  – это среда непосредственного  контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

- воспитание  – специально организованный  процесс формирования и развития  человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

- деятельность – игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные её виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;

- социальное  взаимодействие во всём многообразии  его разновидностей, и, прежде  всего общение с другими людьми.

Исключительно большую  роль в формировании и развитии личности, психики в целом, её отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

На психическом  развитии человека сказывается и  своеобразие функционирования его  отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием  человека и состоянием его организма  неоднозначны. При определённой системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований.

Психическое развитие человека зависит также и от природных  факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

Одним из наименее изученных и всё более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.

Особую роль в формировании и  развитии личности, её отдельных сфер и функциональных структур играет она  сама как одно из важнейших условий  проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, её основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на неё факторов формирования и развития.

Особую роль в формировании и становлении личности, её отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается её субъектность.

Социализация личности – это  процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Процесс социализации личности – основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.

Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нём: складываются системы смысловых образований  личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразование.

В системе смысловых образований  представлено понимание человеком  смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, земной цивилизации, в целом картины мира и тенденций его развития.

По мере познания окружающей его  действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования  человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой действительности. Человек всё более начинает связывать удовлетворение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с потребностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, приобретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности – это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, приобретают то или иное личностное значение.

В системе ценностных образований  личности наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической  среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные  суждения, потребностно детерминированные  позиции. При этом те или иные внешние события, обстоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро-зло, красиво-безобразно, хорошо-плохо, полезно-вредно, нужно-не нужно и т.д.

Становление и развитие личности связано  с формированием различных «Я»-образов  личности: «Я»-физическое, «Я»-социальное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т.д. Система «Я»-образов  личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личности как относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе.

Одной из проблем при изучении личности является понимание её психологической структуры.

Психологическая структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Психологическую структуру личности составляют её психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные  психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов. В личности также выделяют следующие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивационную, психомоторную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.




Информация о работе Самосовершенствование