Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:13, контрольная работа
Существует взгляд на развитие самосознания как на многоуровневый процесс. Выделяют четыре уровня (по Л. Столяренко):
- непосредственно-чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающего самоощущение процессов в организме, психических состояний);
- личностный (уровень переживаний о себе как личности, которой присущи сильные и слабые стороны);
- интеллектуально-аналитический (уровень осознания содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);
- целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение).
Самосознание.
Его существенные особенности.
Люди отличаются от всего остального, что создано на планете Земля, важнейшим свойством – самосознанием – способностью оценивать себя и выделять себя из среды себе подобных, видеть своё место в обществе других людей. Наличие самосознания является обязательным условием сформированной личности.
Человек подчиняет свою жизнедеятельность собственной воле и сознанию. Он сам выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, своих действий и поведения. Он субъективно переживает фактор времени, свое прошлое и настоящее, может представлять свое будущее.
В процессе развития психика достигает такого уровня, когда внешнее управление человеком, осуществляемое окружающей его социальной средой, должно «поделиться» значительной частью своих функций с управлением «изнутри» самого человека. Иными словами, «бразды правления» самим собой перекладываются на самоуправление. Но любое управление не может осуществляться без знания управляемого объекта. Нельзя управлять тем, чего не знаешь. Вот самоуправление и требует знания самого себя, т.е. самосознания. Понятие самосознание имеет свою структуру, функции и генезис.
Существует взгляд на развитие самосознания как на многоуровневый процесс. Выделяют четыре уровня (по Л. Столяренко):
- непосредственно
- целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение).
В. Мерлин считает, что формирование самосознания осуществляется в четыре этапа:
- осознание индивидом отличия себя от остального мира;
При всем различии взглядов в динамике самосознания просматривается и общее - усиление роли социальной составляющей.
Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:
К основным функциям самосознания можно отнести:
Самосознание
- самосознание первично для человека и обусловлено в значительной степени генетически. Ребенок постепенно узнает себя в самом себе, в окружающем его мире;
- отмечает свои отличия от других, приобретает способность самостоятельно поддерживать устойчивость, своих личностных качеств, т.е. формирует сознание;
Осознание внешнего
мира и себя - единый процесс, возникающий
в результате синтеза самоощущений и ощущений
элементов объективного мира. В развитии
самосознания наблюдаются те же периоды,
что и в развитии знаний человека об объективном
мире: элементарные
самоощущения - самовосприятие -
самопредставления
- мнения и понятия о
себе. Далее этот процесс переходит
на более высокий, рефлексивный путь развития
самосознания, при котором место ощущений
занимают процессы самоосмысления
в понятийной форме. Становление самосознания
обеспечивается общественно-культурным
фактором, взаимодействием человека с
другими людьми в сфере деловых и межличностных
отношений.
Восприятие.
Его виды и свойства.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. Эта способность складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью.
Процесс, характерный для восприятия и отличающий его от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство, в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятие - осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений.
Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия:
а). Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
б). Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.
в). Константность - способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
г). Категориальность восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.
Свойства восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.
Зрительное восприятие.
Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гештальтпсихологии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы, предложил М.Вертгеймер:
Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.
Остановимся кратко на механизмах восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.
Восприятие формы предметов, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.
В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:
Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими. Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не происходить. Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым видимая величина объекта мало меняется при не очень больших изменениях расстояния до него или не меняется совсем. То же самое происходит в том случае, если человеку известно, что сам объект мало меняется, а варьируется только величина его изображения на сетчатке.
В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет. Следовательно, восприятие величины коррелирует со степенью сокращения следящих за ним мышц. В этом, в частности, проявляется роль деятельности в восприятии.