Самосознание личности и его компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я.

Файлы: 1 файл

27 самосознание личности и его компоненты.docx

— 19.06 Кб (Скачать файл)

27СП Самосознание личности и его компоненты

 

Самосознание в психической  деятельности человека выступает как  сложный процесс опосредованного  познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в  целостное образование - понятие  собственного Я.

В истории философии и  психологии изложены различные точки  зрения относительно самосознания личности, его структурных компонентов, которые представлены в работах А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой и др.

А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент  Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости .

Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества.

Л.Д. Столяренко, выделяя  критерии самосознания, определил и  его структурные компоненты в виде:

1)        осознание  близких и отдаленных целей,  мотивов своего Я;

2)        осознание  своих реальных и желаемых  качеств (реальное Я и идеальное Я);

3)        познавательные  когнитивные представления о  себе;

4)        эмоциональное,  чувственное представление о  себе .

Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности .

Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного [25]. В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента – когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.

При формировании самосознания человек, в первую очередь, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем детстве.

К.Роджерс предложил Личностно центрированную теорию, которая различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей – это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-концепция включает как восприятие людьми самих себя, так и изменяющиеся положительные и отрицательные оценки, связанные с восприятием самих себя. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс, Роджерс назвал условиями ценности .Таким образом, согласно личностно-ориентированной теории, у людей существует два процесса оценки:организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия ценности).

Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно до достижения подростком стадии формальных операций в своем когнитивном развитии. Согласно Пиаже, эта стадия наступает после 12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Подростки могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этой стадии становится возможным размышление о себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях, о своей привлекательности. Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления о себе, а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто сравнивают себя с ними.

Очень важно, чтобы у ребенка  сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:

-       реальное Я человека;

-       собственное Я в представлении самого человека;

-       его  Я в представлении других людей;

-       представления  человека о том, что о нем  думают другие;

-       представления  о том, каким ему хотелось  бы стать;

-       представления  о том, каким его хотели бы  видеть другие.

Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я:

1)     общая Я-концепция – представление о своей личности и восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире:

2)     индивидуальные  временные или переходные Я-концепции – концепции, зависящие  от  настроения,   ситуации и т. п.;

3)     социальная Я-концепция – представление о том, что о человеке думают другие люди;

4)     идеальная  Я-концепция – то, каким подросток хотел бы стать.

Эти представления могут  быть заниженными, завышенными или  реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому здоровью, достижению целей .

Таким образом, самосознание можно определить как отношение  личности к себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе, сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей.


Информация о работе Самосознание личности и его компоненты