.Самосознание
личности и формирование Я-концепции.
Самосознание личности — это
осознанное отношение человека к
своим потребностям и способностям,
влечениям и мотивам поведения,
переживаниям и мыслям. В основе
самосознания лежит способность
человека отличать себя от своей собственной
жизнедеятельности, возникающая в
общении при формировании первичных
способов человеческого бытия. Взаимодействуя
и общаясь с людьми, человек
выделяет сам себя из окружающей среды,
ощущает себя субъектом своих
физических и психических состояний,
действий и процессов, выступает
для самого себя как «Я». Субъективное
переживание собственного «Я» выражается
в том, что человек понимает свою
тождественность самому себе в настоящем,
прошлом и будущем.
Результатом процессов самосознания
можно считать Я-концепцию. Понятие
Я-концепции появилось в 1950-е гг.
в русле гуманистической психологии,
представители которой стремились
к рассмотрению целостного, уникального
человеческого «Я». Под Я-концепцией
принято понимать динамическую систему
представлений человека о самом
себе. Английский психолог Р. Берне
в книге «Развитие Я-концепции
и воспитание» определяет Я-концепцию
как «совокупность всех представлений
индивида о себе, сопряженную с
их оценкой». Я-концепция возникает
у человека в процессе социального
взаимодействия как неизбежный и
всегда уникальный результат психического
развития, как относительно устойчивое
и в то же время подверженное внутренним
изменениям и колебаниям психическое
приобретение. Первоначальная зависимость
Я-концепции от внешних влияний
бесспорна, но в дальнейшем она играет
самостоятельную роль в жизни
каждого человека. Окружающий мир, представления
о других людях воспринимаются нами
сквозь призму Я-концепции, формирующейся
в процессе социализации, но имеющей
и определенные соматические, индивидуально-биологические
детерминанты.
В системе взаимосвязей человека с
окружающими людьми и миром ему
приходится выступать в разных качествах,
разных ролях, быть субъектом самых
разнообразных видов деятельности.
Из каждого взаимодействия с миром
вещей и миром людей человек
«выносит» образ своего «Я». В
процессе самоанализа, расчленения
отдельных конкретных образов своего
«Я» на составляющие их образования
происходит как бы внутреннее обсуждение
с самим собой своей личности.
Каждый раз в результате самоанализа,
по словам С.Л.Рубинштейна, образ своего
«Я» «включается во все новые
связи и в силу этого выступает
во все новых качествах, которые
фиксируются в новых понятиях...».
Так постепенно возникает обобщенный
образ своего «Я», который представляет
собой сложную совокупность многих
единичных конкретных образов «Я»,
сложившихся в ходе самовосприятия,
самонаблюдения и самоанализа. Этот
обобщенный образ своего «Я», возникая
из отдельных ситуативных образов,
содержит общие, характерные черты
и представления о своей сущности
и выражается в понятии о себе,
или Я-концепции. В отличие от
ситуативных образов Я-концепция
создает у человека ощущение своей
самотождественности.
Сформировавшаяся в процессе самопознания
Я-концепция не есть нечто раз
и навсегда данное, застывшее, ей присуще
постоянное внутреннее движение. Ее зрелость,
адекватность проверяется и корректируется
практикой. Я-концепция в значительной
степени влияет на весь строй психики,
мировосприятие в целом, обусловливает
основную линию поведения человека.
В структуре Я-концепции выделяют
три составляющих:
- Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное, т.е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное — представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности. Иногда в «Я»-концепции выделяют «Я»-фантастическое — то, каким субъект пожелал бы стать, если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе — не всегда положительное явление, так как очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека. В Я-концепцию включается также «Я»-зеркальное— собственные представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Этот компонент «Я»-образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.
- Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.
Самооценка выполняет
регуляторную и защитную функции, влияя
на поведение, деятельность и развитие
личности, ее взаимоотношения с другими
людьми. Основная функция самооценки
в психической жизни личности
состоит в том, что она выступает
необходимым внутренним условием регуляции
поведения и деятельности. Высшая
форма саморегулирования на основе
самооценки состоит в своеобразном
творческом отношении к собственной
личности — в стремлении изменить,
улучшить себя и в реализации этого
стремления. Защитная функция самооценки,
обеспечивая относительную стабильность
и автономность личности, может вести
к искажению опыта.
Самооценка — достаточно
сложное образование человеческой
психики. Она возникает на основе
обобщающей работы процессов самосознания,
которая проходит различные этапы,
и находится на разных уровнях
развития в ходе становления самой
личности. Поэтому самооценка постоянно
изменяется, совершенствуется. Процесс
становления самооценки не может
быть конечным, поскольку сама личность
постоянно развивается, а следовательно,
меняются и ее представления о
себе и отношение к себе. Источником
оценочных представлений индивида
о себе является его социокультурное
окружение, в том числе социальные
реакции на какие-то проявления его
личности, а также результаты самонаблюдения.
По мнению Р.Бернса, есть
три момента, существенных для понимания
самооценки.
- Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным «Я», тем выше самооценка личности.
- Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие.
- Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.
Самооценка характеризуется
по следующим параметрам:
- уровень (высокая, средняя и низкая);
- соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);
- особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).
Пониженная самооценка проявляется
в постоянном стремлении недооценивать
собственные возможности, способности
и достижения, в тревожности, боязни
отрицательного мнения о себе, ранимости,
побуждающей человека сокращать
контакты с другими людьми. В этом
случае страх самораскрытия ограничивает
глубину и близость общения. Люди
с пониженной самооценкой подчас
недоверчиво и недоброжелательно
относятся к другим людям.
Адекватная самооценка отражает
реальный взгляд личности на саму себя,
ее достаточно объективную оценку собственных
способностей, свойств и качеств.
Если мнение человека о себе совпадает
с тем, что он в, действительности
собой представляет, то говорят, что
у него адекватная самооценка. Неадекватная
самооценка свойственна личности, чье
представление о себе далеко от реального.
Такой человек оценивает себя
необъективно, его мнение о себе
резко расходится с тем, каким
его считают другие.
Неадекватная самооценка
в свою очередь может быть как
завышенной, так и заниженной. Бели
человек переоценивает свои возможности,
результаты деятельности, личностные
качества, то его самооценка является
завышенной. Такой человек самоуверенно
берется за работу, превышающую его
реальные возможности, что при неудаче
может приводить к разочарованию
и стремлению переложить ответственность
за нее на обстоятельства или других
людей. Если человек недооценивает
себя по сравнению с тем, что он
есть в действительности, то его
самооценка занижена. Такая самооценка
разрушает у человека надежды
на собственные успехи и хорошее
отношение к нему со стороны окружающих,
а свои реальные успехи и положительную
оценку окружающих он воспринимает как
временные и случайные.
Для развития личности эффективным
является такой характер самоотношения,
когда достаточно высокая общая
самооценка сочетается с адекватными,
дифференцированными парциальными
самооценками разного уровня. Устойчивая
и вместе с тем достаточно гибкая
самооценка (которая при необходимости
может меняться под влиянием новой
информации, приобретения опыта, оценок
окружающих и т.п.) является оптимальной
как для развития, так и для
продуктивности деятельности. Отрицательное
влияние оказывает чрезмерно
устойчивая, ригидная самооценка, а
также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.
- Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.
Такое деление Я-концепции на компоненты
условно, на самом деле Я-концепция
— это целостное образование,
все компоненты которого хотя и обладают
относительной самостоятельностью,
но тесно взаимосвязаны.
Я-концепция играет очень важную
роль в жизни и развитии личности:
она способствует достижению внутренней
согласованности личности, определяет
интерпретацию ее опыта и является
источником ожиданий.
- Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.
Термин «защитные механизмы»
был предложен 3.Фрейдом в 1926 г. В
настоящее время под психологической
защитой понимают способ, с помощью
которого личность предохраняется от
воздействия, грозящего напряженностью
и ведущего к дезинтеграции личности.
Основными и общими для разных
видов защитных механизмов чертами,
по мнению Фрейда и всех его последователей,
является то, что они:
- бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту;
- всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Вследствие этого защитные механизмы часто рассматриваются как дезадаптивные.
Первым был описан защитный
механизм вытеснения.Механизм вытеснения
занимает особое место в теории психоанализа.
Описываемое иногда как «мотивированное
забывание», вытеснение представляет
собой процесс исключения из сознания
мыслей и чувств, причиняющих страдания.
Однако освобождение от тревог путем
вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд
считал, что вытесненные мысли
и импульсы не теряют своей активности
в бессознательном и для предотвращения
их прорыва в сознание требуется
постоянная трата психической энергии.
Стремление вытесненного материала
к открытому выражению может получать
кратковременное удовлетворение в сновидениях,
шутках, оговорках и других проявлениях
того, что Фрейд называл «психопатологией
обыденной жизни».
Другой защитный механизм
— отрицание — выражается в
бессознательном отказе допустить
существование определенных событий,
переживаний и ощущений, которые
причинили бы человеку боль при их
признании. Это относится, например,
к человеку, который «знает», что
он неизлечимо болен, но продолжает при
этом заниматься прежней работой, избегая
всяческих разговоров о своей
болезни и строя долгосрочные
планы. Человек, для которого отрицание
является фундаментальной защитой,
всегда настаивает на том, что «все
прекрасно и все к лучшему».
Проекция — это процесс,
в результате которого внутреннее ошибочно
воспринимается как приходящее извне,
т.е. посредством проекции индивид
приписывает собственные неприемлемые
мысли, установки, желания другим людям.
Очевидным путем защиты от тревоги,
связанной с неудачей или виной,
является возложение вины на другого.
Человек не осознает свои враждебные
импульсы, но видит их в других и
поэтому считает других ненавидящими
и преследующими его.
Реактивное образование
подразумевает преобразование негативного
аффекта в позитивный, или наоборот.
Этот механизм заключается в предотвращении
проявления неприемлемых желаний и
чувств благодаря развитию противоположных
им установок и форм поведения. Механизм
формирования реакции реализуется
двухступенчато: сначала неприемлемый
импульс подавляется (вытесняется),
затем на уровне сознания появляется
противоположный ему импульс: маленькая
девочка настолько «любит» своего
младшего брата, что все ночи проводит
у его изголовья, потому что боится,
что он вдруг перестанет дышать.