Самосознание личности и формирование Я-концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Самосознание личности — это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Файлы: 1 файл

Самосознание личности и формирование Я.docx

— 23.13 Кб (Скачать файл)

.Самосознание  личности и формирование Я-концепции.

Самосознание личности — это  осознанное отношение человека к  своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность  человека отличать себя от своей собственной  жизнедеятельности, возникающая в  общении при формировании первичных  способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек  выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих  физических и психических состояний, действий и процессов, выступает  для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие  Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального  человеческого «Я». Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему  представлений человека о самом  себе. Английский психолог Р. Берне  в книге «Развитие Я-концепции  и воспитание» определяет Я-концепцию  как «совокупность всех представлений  индивида о себе, сопряженную с  их оценкой». Я-концепция возникает  у человека в процессе социального  взаимодействия как неизбежный и  всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое  приобретение. Первоначальная зависимость  Я-концепции от внешних влияний  бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни  каждого человека. Окружающий мир, представления  о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся  в процессе социализации, но имеющей  и определенные соматические, индивидуально-биологические  детерминанты.

В системе взаимосвязей человека с  окружающими людьми и миром ему  приходится выступать в разных качествах, разных ролях, быть субъектом самых  разнообразных видов деятельности. Из каждого взаимодействия с миром  вещей и миром людей человек  «выносит» образ своего «Я». В  процессе самоанализа, расчленения  отдельных конкретных образов своего «Я» на составляющие их образования  происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л.Рубинштейна, образ своего «Я» «включается во все новые  связи и в силу этого выступает  во все новых качествах, которые  фиксируются в новых понятиях...».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего «Я», который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов «Я», сложившихся в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего «Я», возникая из отдельных ситуативных образов, содержит общие, характерные черты  и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я-концепция  создает у человека ощущение своей  самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция не есть нечто раз  и навсегда данное, застывшее, ей присуще  постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятие в целом, обусловливает  основную линию поведения человека.

В структуре Я-концепции выделяют три составляющих:

  1. Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное, т.е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное — представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности. Иногда в «Я»-концепции выделяют «Я»-фантастическое — то, каким субъект пожелал бы стать, если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе — не всегда положительное явление, так как очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека. В Я-концепцию включается также «Я»-зеркальное— собственные представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Этот компонент «Я»-образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.
  2. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

Самооценка выполняет  регуляторную и защитную функции, влияя  на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими  людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает  необходимым внутренним условием регуляции  поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной  личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого  стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях  развития в ходе становления самой  личности. Поэтому самооценка постоянно  изменяется, совершенствуется. Процесс  становления самооценки не может  быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о  себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное  окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его  личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Р.Бернса, есть три момента, существенных для понимания  самооценки.

    • Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным «Я», тем выше самооценка личности.
    • Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие.
    • Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.

Самооценка характеризуется  по следующим параметрам:

    1. уровень (высокая, средняя и низкая);
    2. соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);
    3. особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

Пониженная самооценка проявляется  в постоянном стремлении недооценивать  собственные возможности, способности  и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать  контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно  относятся к другим людям.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных  способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает  с тем, что он в, действительности собой представляет, то говорят, что  у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка свойственна личности, чье  представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким  его считают другие.

Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как  завышенной, так и заниженной. Бели человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его  реальные возможности, что при неудаче  может приводить к разочарованию  и стремлению переложить ответственность  за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает  себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его  самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды  на собственные успехи и хорошее  отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

Для развития личности эффективным  является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая  самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости  может меняться под влиянием новой  информации, приобретения опыта, оценок окружающих и т.п.) является оптимальной  как для развития, так и для  продуктивности деятельности. Отрицательное  влияние оказывает чрезмерно  устойчивая, ригидная самооценка, а  также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

  1. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция  — это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительной самостоятельностью, но тесно взаимосвязаны.

Я-концепция играет очень важную роль в жизни и развитии личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

  1. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Термин «защитные механизмы» был предложен 3.Фрейдом в 1926 г. В  настоящее время под психологической  защитой понимают способ, с помощью  которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности. Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, по мнению Фрейда и всех его последователей, является то, что они:

    1. бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту;
    2. всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Вследствие этого защитные механизмы часто рассматриваются как дезадаптивные.

Первым был описан защитный механизм вытеснения.Механизм вытеснения занимает особое место в теории психоанализа. Описываемое иногда как «мотивированное  забывание», вытеснение представляет собой процесс исключения из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Однако освобождение от тревог путем  вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд  считал, что вытесненные мысли  и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется  постоянная трата психической энергии. Стремление вытесненного материала  к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни».

Другой защитный механизм — отрицание — выражается в  бессознательном отказе допустить  существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые  причинили бы человеку боль при их признании. Это относится, например, к человеку, который «знает», что  он неизлечимо болен, но продолжает при  этом заниматься прежней работой, избегая  всяческих разговоров о своей  болезни и строя долгосрочные планы. Человек, для которого отрицание  является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что «все прекрасно и все к лучшему».

Проекция — это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне, т.е. посредством проекции индивид  приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям. Очевидным путем защиты от тревоги, связанной с неудачей или виной, является возложение вины на другого. Человек не осознает свои враждебные импульсы, но видит их в других и  поэтому считает других ненавидящими и преследующими его.

Реактивное образование  подразумевает преобразование негативного  аффекта в позитивный, или наоборот. Этот механизм заключается в предотвращении проявления неприемлемых желаний и  чувств благодаря развитию противоположных  им установок и форм поведения. Механизм формирования реакции реализуется  двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется (вытесняется), затем на уровне сознания появляется противоположный ему импульс: маленькая  девочка настолько «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья, потому что боится, что он вдруг перестанет дышать.

Информация о работе Самосознание личности и формирование Я-концепции