Самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия.

Файлы: 1 файл

к р по психологии.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Сублимация расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей за счет трансформации сексуальной или агрессивной энергии в художественное или интеллектуальное творчество.

2. Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т. е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же; люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать  контактов.


                             Самооценка и уровень притязаний

Самооценка  – оценка личность самой себя, своих  возможностей, качеств и места  среди других людей, - ценность приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эмоциональное состояние, удовлетворенность работой, учебой, жизнью. Тем самым она влияет на эффекивность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка, по Чесноковой И.И.,– это  достаточносложное  образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы самосознания, которая проходит различные этапы и находится на различных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

Содержание  самооценки многоаспективно, так же как сложна и многоаспективна  сама личность. Оно охватывает мир  её нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единственная целостная  самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих её особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общейсамооценки противоречив и неравномерен.

Основная функция  самооценки в психической жизни  личности состоит в том, что она  выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и  деятельности, на ее основе происходит решение задач личностного выбора. Через включение самооценки в  структуру мотивации деятельности, личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей,внутренних психологических резервов с усилиями и средствами деятельности. В своём поведении человек непрерывно соотноси себя к особенностям ситуации, поведению других людей, реакцией на его поведение и.т.д. Вторая основная функция самооценки – защитная, она обеспечивает относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка  на каждом этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень  развития эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой - она включается в процесс дальнейшего формирования личности.

Самооценка  показывает, как индивид оценивает  себя по отношению к некой специфической  ценности. В частных самооценках  каждый индивид видит себя в одних отношениях выше, в других – ниже остальных.

Низкая самооценка предполагает неудовлетворённость, презрение,неуважение себя, отрицательную оценку собственной  личности.

Оценку себя как хорошего или плохого в  целом принято считать общей  самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо того выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

В психологии понятие уровня притязаний было введено К. Левиным для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний характеризует:

- уровень трудности,  достижение которого является  общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

- выбор индивидом  цели очередного действия, формирующейся  в результате переживания успеха  или неуспеха ряда прошлых  действий, - уровень притязаний в  данный момент;

- желаемый  уровень самооценки личности, - уровень  Я.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным – заниженным или завышенным. Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивость в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Так как, уровень притязаний зависит от самооценки, завышенная самооценка, по мнению К.А.Абульханово-Славской (1991), непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная, напротив, отражается в невысоком уровне притязаний, ограничивает пространство будущей активности, проявляется в ожидании неудач, успеха и.т.д. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогнозов и др.

Завышенная  и заниженная самооценки (т. е. неадекватные) в равной степени негативно влияют на интеллектуальную деятельность, интеллектуальное развитие и социальное продвижение личности.

Рассмотрев  важнейшие особенности формирования и развития личности.  Видно, чем  старше и взрослее человек, тем больше его воспитание превращается в самовоспитание. Это требует от индивида большой гибкости, такта, понимания, готовности принимать всерьез личность другого индивида. Активная жизненная позиция, которую хотят привить каждому молодому человеку, формируется, проверяется и укрепляется только самостоятельными поступками, за которую он несет личную ответственность.

Формирование  Я-концепции человека, если взять  ее глубокий нравственный смысл, означает не только приспособленность к наличным жизненным условиям и способность  их производить. Это также самостоятельность, способность инициировать нечто новое, социально ценное и умение реализовать свои идеалы в практической, совместной с другими людьми, деятельности.

Личность есть только там, где есть свобода и  творчество. Это - важнейшие требование к условиям формирования Я-концепции.

 

 

 
                                                         

Список литературы

  1. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Психологический журнал. – 2006 , том 27 . - № 4.
  2. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – Спб. : Прайм  2007.

3.         Столяренко, Л.Д. Основы психологии.  – Ростов н/ Д: Феникс, 2006 . 

4.         Глуканюк Н.С. Общая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений . – Москва 2005;

5.         Юрчик С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в полростково-юношеском возрасте  2008 .

6.         Сидоров К.Р. Самооценка в психологии  психологии . - 2006.

7.         Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития  2005 .

8.         Станкин М.И. Психология самооценки   2005 .

9.         Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки   2005 .

10.       Степанов В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей  2004.

11.       Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. трудов вып. 41 Под науч. ред. Ю.Н.Карандашева , Т.В.Сенько . – М.Н.: Карандашов Ю.Н., 2003 .

12.       Райз Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс . – СПб.: издательство «Питер», 2000 . – 656 с.

13.       Солдатова Е.Л. ,Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез   2004.

14.        Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М: Мир, 1994;

15.        Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. Вузов   Москва: Педагогическое общество России, 2004 . – 512 с.

 

 


 


Информация о работе Самосознание личности