Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:59, реферат
Описание работы
Исходя из вышеизложенного, целью данной курсовой работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи: - раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития; - изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я; - изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.
а) как производительную силу,
как природную «машину», производящую
продукт;
б) как члена общества, т. е. как
социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный
комплекс в отличие от машины, на которой
он работает.
Как же можно определить сознание?
Сознание — это высшая, свойственная
только людям и связанная с речью функция
мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности, в предварительном
мысленном построении действий и предвидении
их результатов, в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека.
[Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание
и самосознание: 147 – 157.)]
Проблема возникновения самосознания:
Сознание предполагает выделение
субъектом самого себя в качестве носителя
определенной активной позиции по отношению
к миру. Это выделение себя, отношение
к себе, оценка своих возможностей, которые
являются необходимым компонентом всякого
сознания, и образует разные формы той
специфической характеристики человека,
которая именуется самосознанием.
Самосознание есть определенная
форма реального явления - сознания. Самосознание
предполагает выделение и отличение человеком
самого себя, своего Я от всего, что его
окружает. Самосознание - это осознание
человеком своих действий, чувств, мыслей,
мотивов поведения, интересов, своего
положения в обществе. В формировании
самосознания существенную роль играют
ощущения человеком своего собственного
тела, движений, действий.
Самосознание есть сознание,
направленное на самого себя: это — сознание,
делающее своим предметом, объектом сознание.
Как это возможно с точки зрения материалистической
теории познания — вот в чем состоит главный
философский вопрос проблемы самосознания.
Вопрос состоит в выяснении специфики
этой формы сознания и познания. Эта специфика
определена, тем, что в акте самосознания
сознание человека, будучи субъективной
формой действительности, само раздваивается
на субъект и объект, на сознание, которое
познает (субъект), и сознание, которое
познается (объект). Такое раздвоение,
как оно ни кажется странным для обычного
мышления, является очевидным и постоянно
наблюдаемым фактом. [Брунер Д.С. Психология
познания: за пределами непосредственной
информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие:
377 – 403.)]
Самосознание самим фактом
своего существования еще раз доказывает
относительность различия и противоположности
объекта и субъекта, неправильность представлений
о том, что в сознании все субъективно.
Факт самосознания показывает, что разделение
действительности на объект и субъект
не ограничивается лишь отношением внешнего
мира к сознанию, но что и в самом сознании
имеется это деление, выражающееся по
меньшей мере в двух формах: в соотношении
объективного и субъективного в содержании
сознания и в форме разделения сознания
на объект и субъект в акте самосознания.
[Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание
и самосознание: 147 – 157.)]
Самосознание обычно рассматривают
лишь в плане индивидуального сознания,
как проблему «Я». Однако самосознание,
рассматриваемое в широком философском
аспекте включает в себя также и аспект
социологический. В самом деле, говорим
же мы о классовом самосознании, о национальном
самосознании и т. п. Психологические науки,
изучающие явление сознания, представляют
собой также самосознание людей и самопознание
человеком человека. Таким образом, самосознание
выступает и в форме индивидуального и
в форме социального самосознания.
Наибольшую гносеологическую
трудность представляет собой индивидуальное
самосознание. Ведь самосознание общества
является либо познанием общественных
явлений (форм общественного сознания,
личности и пр.) отдельными людьми, учеными,
либо изучением сознания всех людей теми
же отдельными людьми (этим занимается
психологическая наука). В обоих случаях
мы не выходим из рамок обычного соотношения
общего и отдельного, соотношения между
объектом (обществом) и субъектом (человеком,
отдельными людьми). В индивидуальном
же самосознании перед нами факт раздвоения
сознания этого отдельного человека на
объект и субъект.
Идеалистическая психология
рассматривает это раздвоение как наличие
в сознании особой субстанции, чистой
субъективности («духа», «души»), делающей
своим предметом всю остальную субъективность,
т. е. совокупность всех текучих явлений
сознания. Материалистическая философия,
психология, физиология и психопатология
накопили уже большой материал для научного
объяснения явления самосознания, его
генезиса и психологического механизма.
Материалисты, отвергая мистическую трактовку
самосознания, считают самосознание одной
из форм сознания, имеющей те же гносеологические
корни, что и сознание в целом. Они различают
две формы сознания: предметное сознание
и самосознание. [Дубровина И. В. Психология.
– М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 –
157.)]
Имеются и социальные предпосылки
самосознания. Самосознание не является
созерцанием собственного изолированного
индивида, оно возникает в процессе общения.
Общественная обусловленность формирования
самосознания заключается не только в
непосредственном общении людей друг
с другом, в их оценочных отношениях, но
и в формулировании требований общества,
предъявляемых к отдельному человеку
в осознании самих правил взаимоотношения.
Человек осознает себя не только посредством
других людей, но и через созданную им
материальную и духовную культуру. Самосознание
в процессе жизни человека развивается
не только на базе «органических ощущений
и чувств», но и на основе его деятельности,
в которой человек выступает творцом созданных
им предметов, что развивает в нем сознание
различия субъекта и объекта.
Материалистическое понимание
самосознания основывается на том положении,
что в человеческом «я», взятом в его психологическом
плане, «нет ничего, кроме психических
событий и связей, которые они имеют между
собой или с внешним миром.
Однако способность «я» в процессе
самосознания отвлекаться от всех переживаемых
им состояний (от ощущений до мышления),
способность рассмотрения субъектом всех
этих состояний в качестве объекта наблюдения
ставит вопрос о различении текучих и
стационарных, устойчивых сторон содержания
сознания. Это различение представляет
собой явление внутреннего опыта. Наряду
с постоянно меняющимся содержанием сознания,
вызываемым изменениями внешнего и внутреннего
мира, в сознании имеется момент устойчивый,
относительно постоянный, вследствие
которого человек сознает, отличает себя
как субъекта от меняющегося объекта.
Проблема внутреннего тождества
«я», единства самосознания была предметом
размышлений многих философов, в том числе
И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном
единстве апперцепции, т. е. об единстве
познавательного опыта.
Следует затронуть и вопрос:
что возникает раньше — предметное сознание
или самосознание? Иначе, является ли самосознание
предпосылкой и низшей ступенью сознания
или продуктом развитого сознания, его
высшей формой. Во второй, более общей
формулировке, он представляет известный
интерес и для философии. Самосознание—это
процесс, проходящий различные ступени
развития. Если взять самосознание в его
первичных, элементарных формах, то оно
уходит далеко в область органической
эволюции и предшествует человеческому
сознанию, является одной из его предпосылок.
Если же рассматривать самосознание в
его наиболее развитых формах как один
из признаков класса или личности и разуметь
под ним понимание классом или личностью
своей роли в общественной жизни, призвания,
смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание
стоит ваше сознания в общем смысле этого
слова, является формой общественного
сознания.
1.3
Уровни развития самосознания
Самосознание – динамичное
исторически развивающееся образование,
выступающее на разных уровнях и в разных
формах.
Первой его формой, которую
иногда называют самочувствием, является
элементарное осознание своего тела и
его вписанности в мир окружающих вещей
и людей. Оказывается, что простое восприятие
предметов в качестве существующих вне
данного человека и независимо от его
сознания уже предполагает определенные
формы самоотнесенности, т.е. некоторый
вид самосознания. Для того чтобы увидеть
тот или иной предмет как нечто существующее
объективно, в сам процесс восприятия
должен быть как бы «встроен» определенный
механизм, учитывающий место тела человека
среди других тел – как природных, так
и социальных – и изменения, которые происходят
с телом человека в отличие от того, что
совершается во внешнем мире. [Петровский
А. В. , Брушлинский А. В. , Зинченко В. П.
И др. “ Общая психология “, учебник для
студентов педагогических институтов
под ред. Петровского А. В. – 3-е изд. , перераб.
и доп. – М.; Просвещение , 1986.]
Следующий, более высокий уровень
самосознания связан с осознанием себя
в качестве принадлежащего тому или иному
человеческому сообществу, той или иной
социальной группе.
Самый высокий уровень развития
этого процесса – возникновение сознания
«Я» как совершенно особого образования,
похожего на «я» других людей и вместе
с тем в чем-то уникального и неповторимого,
могущего совершать свободные поступки
и нести за них ответственность, что с
необходимостью предполагает возможность
контроля над своими действиями и их оценку.
Здесь необходимо оттенить такой аспект,
как сознательность. Сознательность характеризуется
прежде всего тем, в какой мере человек
способен осознавать общественные последствия
своей деятельности. Чем большее место
в мотивах деятельности занимает понимание
общественного долга, тем Выше уровень
сознательности. Сознательным считается
человек, способный правильно понять действительность
и, сообразуясь с этим, управлять своими
поступками.
Сознательность - неотъемлемое,
свойство душевно здоровой человеческой
личности. Возможность понимания последствий
поступка резко снижена и даже отсутствует
полностью у детей, а также у душевнобольных.
Сознательность суть нравственно-психологическая
характеристика действий личности, которая
основывается на сознании и оценке себя,
своих возможностей, намерений и целей.
[Рогов Е. И. “ Психология человека “ –
М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 120 с.]
Однако самосознание – это
не только разнообразные формы и уровни
самопознания. Это также всегда и самооценка
и самоконтроль. Самосознание предполагает
сопоставление себя с определенным, принятым
данным человеком идеалом «я», вынесение
некоторой самооценки – как следствие
– возникновение чувства удовлетворения
или же неудовлетворения собой. «Зеркало»
в котором человек видит самого себя и
с помощью которого он начинает относиться
к себе как к человеку, то есть вырабатывает
формы самосознания, - общество других
людей. Самосознание рождается не в результате
внутренних потребностей изолированного
сознания, а в процессе коллективной практической
деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
[Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность. – М., 1982 (1975). (Теория сознания:
23 – 33.)]
Глава
2. Сущность и содержание самосознания
и образа «Я»
2.1
Самосознание и образ «Я»
Взаимодействуя и общаясь с
людьми, человек выделяет сам себя из окружающей
среды, ощущает себя субъектом своих физических
и психических состояний, действий и процессов,
выступает для самого себя как Я, противостоящее
другим и вместе с тем неразрывно с ними
связанное.
Субъективно переживание собственного
Я выражается прежде всего в том, что человек
понимает свою тождественность самому
себе в настоящем, прошлом и будущем. Я
сегодня, при всех возможных изменениях
моего положения, в любых новых и неожиданных
ситуациях, при любых перестройках моей
жизни, моего сознания, взглядов и установок,
- это Я того же самого человека, какой
существовал вчера и каким он будет, вступив
в завтрашний день. Один из симптомов некоторых
психических заболеваний состоит в утрате
человеком тождественности с самим собой,
потере собственного Я. [Брунер Д.С. Психология
познания: за пределами непосредственной
информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие:
377 – 403.)]
Переживание наличия своего
Я является результатом длительного процесса
развития личности, который начинается
в младенческом возрасте и который обозначают
как «открытие Я». Годовалый ребенок начинает
осознавать отличия ощущений собственного
тела от тех ощущений, которые вызываются
находящимися вовне предметами. Затем,
в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий
ему удовольствие процесс и результат
собственных действий с предметами от
предметных действий взрослых, предъявляя
последним требования: «Я сам!» Он впервые
начинает осознавать себя в качестве субъекта
собственных действий и поступков (в речи
ребенка появляется личное местоимение),
не только выделяя себя из окружающей
среды, но и противопоставляя себя всем
другим («Это мое, это не твое!»).
На рубеже детского сада и школы
и в младших классах возникает возможность
при содействии взрослых подойти к оценке
своих психических качеств (память, мышление
и др.) пока еще на уровне осознания причин
своих успехов и неудач («У меня все пятерки,
а по арифметике - три, потому что я неправильно
списываю с доски. Анна Петровна мне за
невнимательность сколько раз двойки
ставила»). Наконец в подростковом и юношеском
возрасте, в результате активного включения
в общественную жизнь и трудовую деятельность
начинает формироваться развернутая система
социально-нравственных самооценок, завершается
развитие самосознания и в основном складывается
образ Я.
Образ Я. Известно, что в подростковом
и юношеском возрасте усиливается стремление
к самовосприятию, к осознанию своего
места в жизни и самого себя как субъекта
отношений с окружающими. С этим сопряжено
становление самосознания. У старших школьников
формируется образ собственного Я (Я-образ,
Я-концеп-ция). Образ Я - это относительно
устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая
как неповторимая система представлений
индивида о самом себе, на основе которой
он строит свое взаимодействие с другими.
В образ Я встраивается и отношение к самому
себе: человек может относиться к себе
фактически так же, как он относится к
другому, уважая или презирая себя, любя
и ненавидя и даже понимая и не понимая
себя, - в самом себе индивид своими действиями
и поступками представлен как в другом.
Образ Я тем самым вписывается в структуру
личности. Он выступает как установка
по отношению к себе самому. Как всякая
установка, образ Я включает в себя три
компонента. [Веккер Л.М. Психические процессы:
3 т. – Т. 3. – Л., 1981. (Психика – речь – сознание:
285 – 325.).]
Во-первых, когнитивный компонент:
представление о своих способностях, внешности,
социальной значимости и т.д. Один подросток
на первый план в своем Я-образе выдвигает
импозантный вид, который, как он предполагает,
придает ему дорогая фирменная одежда.
Другой его сверстник - незабываемый факт
победы на районных соревнованиях по настольному
теннису. Третий - драматическое для него
поражение на тех же соревнованиях и затруднения
при усвоении физики и математики, которые
ему действительно нелегко даются.