Самостоятельная работа по "Психологии младшего школьного возраста"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Познавательные процессы вообще: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» (Эльконин Д. Б.). Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. В области восприятия: Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассмотрению предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью.

Содержание работы

Задание 1. Изучить Карту индивидуального психологического развития детей (см. Немов Р.С. Психология. М., 1995 Т. 3, С. 199-279)
Задание 2. Составить таблицу, с указанием источника:
Задание 3. Расписать психические новообразования детей младшего школьного возраста по следующим позициям, с указанием источника
Задание 4. Дайте характеристику познавательным процессам детей 7-11 лет.
Задание 5. Составьте характеристику
Задание 6. Подберите методики для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу по следующим позициям
Задание 7. Заполните таблицу

Файлы: 1 файл

Задания для самостоятельной работы по дисциплине-1.doc

— 52.48 Кб (Скачать файл)

Задания для самостоятельной работы по дисциплине

«Психология младшего школьного возраста»

 

Задание 1.  Изучить Карту индивидуального психологического развития детей (см. Немов Р.С. Психология. М., 1995 Т. 3, С. 199-279)

 

Задание 2. Составить таблицу, с указанием источника:

Особенности физиологического развития детей 7-11 лет

 

Физиологические изменения

Проявление физиологических изменений в поведении и учебной деятельности

Рекомендации педагогам и родителям

1.Скелет, окостенение конечностей  …

Завершается формирование изгибов позвоночника – шейного, грудного и поясничного. Окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда его большая подвижность и гибкость, открывающие возможности для физического воспитания и занятия многими видами спорта. Идёт активный процесс выработки правильной осанки – залога всей дальнейшей работоспособности ребёнка. Движения становятся более координированными, появляется усидчивость, позволяющая сосредоточиться на преподаваемом материале во время урока. <Возрастная и педагогическая психология под ред. Петровского А.В., 1973>

Так как организм младшего школьника ещё не приспособлен к условиям статического положения во время учебных занятий в школе, ребёнку необходимы ежедневные систематические физические упражнения. Рекомендовано дополнительное обучение в непрофессиональных спортивных секциях, предпочтительнее плавание.

А соразмерность мебели, за которой сидит школьник, является важным условием для выработки правильной осанки.

2. Мышцы, сердечная мышца . . .

Происходит интенсивный рост и укрепление мышц и связок, возрастает общая мышечная сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети оказываются способнее к более сильным и размашистым движениям. Гораздо труднее справиться с мелкими движениями, требующими точности, именно поэтому младший школьник испытывает некоторые трудности при выполнении письменных заданий. Характер, интенсивность и продолжительность мышечной деятельности детей и подростков зависят от социальных условий: общения с окружающими людьми посредством речи, обучения и воспитания, особенно физического, участия в подвижных играх, спортивной и трудовой деятельности.

Диспропорция сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли.

 

<Педагогическая  энциклопедия, Том 1: А.И. Каиров и Ф.Н. Петров>

Не следует чрезмерно перегружать ребёнка письменными заданиями. Для успешного овладения письмом в домашних условиях родителям рекомендовано предлагать детям помыть за собой тарелку, перебрать ягоды, расставить книги на полку, сложить вещи в шкаф, собрать школьные учебники в рюкзак, и прочую несложную физическую работу.

3. Функция органов дыхания

Заметно увеличивается окружность грудной клетки (до 64 см) и меняется к лучшему её форма, становится более приспособленной к выполнению своей функции. Акт дыхания представляется потенциально улучшенным, однако ввиду слабости дыхательных мышц остаётся всё ещё несовершенным: дыхание младшего школьника относительно учащённо и поверхностно, в выдыхаемом воздухе только 2% углекислоты против 4% у взрослого человека. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. <Эндогенное дыхание: Фролов>

Особенности в деятельности дыхательной системы ребёнка выдвигают на первый план заботу о достаточной вентиляции помещений, также рекомендованы частые прогулки на свежем воздухе, регулярные поездки к морю.

4. Головной мозг  . .

Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека.

Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры; вес мозга увеличивается в среднем до 1400 г. и почти достигает веса мозга взрослого человека. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

<Лекция на  тему «Анатомо физиологические, эмоциональные  и психологические особенности детей младшего школьного возраста»>

Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся для выбора того или иного способа воздействия на них.

Необходимо, чтобы учитель и родители постоянно и четко предъявляли новые требования к жизни первоклассника, контролировали их выполнение.

Необходимо приучать школьников целенаправленно слушать и смотреть, это развивает наблюдательность.

В начальной школе весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. Условия развития внимания: высокий темп урока; четкость, доступность, краткость пояснений до начала выполнения задания; опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение к вниманию детей (недопустимы запоздалые пояснения); разнообразие видов и форм работы на уроке (чередовать умственные занятия с составлением графических схем); включение в учебную деятельность всех учеников; использование игр и упражнений для развития внимания (``перепутанные линии'', поиск скрытых фигур и пр.).

5. Процессы  возбуждения – торможения . . .

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников.

<Возрастная  и педагогическая психология  под ред. Петровского А.В., 1973>

Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.


 

Задание 3. Расписать психические новообразования детей младшего школьного возраста по следующим позициям, с указанием источника

Психические новообразования

Центральные новообразования младшего школьного возраста:

1. качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности

2. рефлексия, анализ, внутренний  план действий;

3.  развитие нового познавательного  отношения к действительности;

4.  ориентация на группу  сверстников.

Познавательные процессы вообще: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» (Эльконин Д. Б.). Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В области восприятия: Процесс восприятия часто ограничивается только  узнаванием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному   и детальному рассмотрению предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов  отличается слабой дифференцированностью.      

В области внимания: В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения.

В области памяти: У детей младшего школьного возраста непроизвольное запоминание постепенно переходит к произвольному. В процессе взросления ребенка развиваются осознанные действия, направленные на то, чтобы лучше запоминать и точнее воспроизводить материал, удержанный в памяти. При этом для малышей большое значение имеют двигательные, зрительные и слуховые впечатления.

В области мышления: Мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

 В области воображения: Ребенок в своем воображении уже способен создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Мотивация: В системе мотивов, (автор - Л. И. Божович) побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают одно  из важнейших мест. Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения.

Задание 4. Дайте характеристику познавательным процессам детей 7-11 лет.

Познавательные процессы

ВОСПРИЯТИЕ Пространственное Времени Зрительное Слуховое 

ВНИМАНИЕ   Устойчивость Продолжительность  Переключаемость Распределение 

ПАМЯТ Ь  Зрительная  Слуховая    Кратковременная  Долговременная    Смысловая 

МЫШЛ ЕНИЕ Наглядно-действенное  Наглядно-образное  Словесно-логическое  Анализ   Синтез   Обобщение    Сравнение

 

Задание 5. Составьте характеристику

Особенности развития личности детей младшего школьного возраста

  1. Становление индивидуальности, личностных качеств, нравственных чувств.

Условия формирования личности младшего школьника:

- учитель - эталон, образец для подражания;

- субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);

- сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);

- семья (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности.

Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии.

Но нравственному развитию младшего школьника присуще возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.

 

 

  1. Мотивация, притязание на признание со стороны взрослых.

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения. 

 

Ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку.

Стремление “быть как все” возникает в условиях учебной деятельности из-за следующих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей.

  1. Развитие  произвольности.

Развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. На протяжении всего младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов (мышления, внимания, памяти). Происходит это очень медленно и постепенно, однако требования, предъявляемые к детям буквально с первых дней пребывания в школе, предполагают уже достаточно высокий уровень развития произвольности. Более того, можно даже сказать, что на протяжении первых лет обучения в школе требования эти по сути не меняются. Развитие произвольности как специальная педагогическая задача ни педагогами, ни родителями, как правило, не ставится — они требуют от ребенка внимания, прилежания, старательности, никаким специальным образом не воздействуя на формирование этих качеств.

  1. Развитие рефлексии, самосознание.

Рефлексия – это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности.  Рефлексия и  умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.

На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.

На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.

  1. Эмоционально-поведенческие реакции.

Гиперактивность - это повышенная двигательная активности, которая может проявляться в лазании и беготне, излишней разговорчивости или постоянном неадекватном оставлении своего места во время занятий. Гиперактивные дети постоянно находятся "в движении".

Импульсивность - это совершение необдуманных действий. Дети могут быстро отвечать на вопрос, вместо того, чтобы, не торопясь обдумать проблему, они могут навязываться или прерывать других, вмешиваться в разговоры и игры, или могут испытывать трудности в ожидании сваей очереди. Все поведенческие критерии не соответствуют возрастному уровню, так как многие из этих форм (моделей) поведения наблюдаются у нормально развивающихся детей младшего возраста. Самые ранние проявления гиперактивности и импульсивности наблюдаются в возрасте 3-4 лет. До этого возраста данные формы поведения сложно выделить из недифференцированного набора моделей поведения, которые проявляется у ребёнка до 3 лет. Гиперактивность и импульсивность часто сочетаются с нарушением внимания. Проблема нарушения внимания проявляется у ребенка в возрасте 5-7 лет.

Невнимательность приводит к трудностям с завершением работы, к забывчивости, слабой организации и отвлекаемости, которые могут негативно влиять на функционирование детей дома и в школе. В сочетании гиперактивность, импульсивность и невнимательность представляют собой три основные симптома Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью (СДВГ). В возрасте 10-12 лет гиперактивность и импульсивность становятся менее выраженными и замещаются внутренним ощущением беспокойства, невнимательность наблюдается и в подростковом возрасте, компенсируется не всегда или очень медленно по мере взросления личности.

 

  1. Общение (инициативность, круг общения, контактность).

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода  адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка  как самих межличностных отношений, так и их осознания.

Информация о работе Самостоятельная работа по "Психологии младшего школьного возраста"