Самоубийство как форма девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.

Содержание работы

Введение 1
Сдерживающие факторы и факторы риска 2
Специфика социальной работы с лицами склонными к суициду 3
Направления в работе социальных служб 5
Рекомендации в работе с суицидальными наклонностями людей 11
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)


План

Введение

Сдерживающие факторы и факторы риска

Специфика социальной работы с лицами склонными к суициду

Направления в работе социальных служб

Рекомендации в работе с суицидальными наклонностями людей

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самоубийство – это результат социально-психологической дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов.

Доминирует, как правило, одна причина. Но ее подкармливает целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает столь страшная мысль. Толкает на самоубийство, прежде всего безысходность.

Исследования показывают. Что большинство предсмертных записок не отражает истиной причины самоубийства. Как правило, человек указывает последнее звено своего психологического состояния. Часто сообщаются последние события, конфликты, мелочные обиды, последние слова. За всем этим кроется истинная, глубокая причина, которая не сообщается, и восстановить которую бывает очень сложно.

Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков тоже имеют тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход из мира детства во взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый социальный статус еще не понятен. И здесь, как никогда, могут помочь родители. Статистика говорит, что в регионах, где традиционно прочны связи между родителями и детьми, где почитается родительский дом, очаг – количество самоубийств значительно ниже. Но там, где родительский канал прерывается, передача социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения. Парень выходит из дому – для него любой приятель становится авторитетнее папы-профессора. Потому что мальчик считает, что тот не может, не понимает новое поколение, не мыслит его категориями, и плюс ко всему плохо относится к неформалам. Вот такая искаженная психология. Начинаются частые уходы из дому, побеги и даже бродяжничество. А под всем этим нередко скрывается не что иное, как замаскированная депрессия. Конфликт разрастается, а у подростков очень своеобразная форма на все реагировать протест и агрессия. Все эти явления составляют целый букет социальных отклонений. Сюда же включается и грубость и непослушание. А кульминацией может стать и самоубийство.

Сдерживающие факторы и факторы риска

Таким образом, подводя итог анализа самоубийства, можно выделить следующие факторы риска:

- Врожденная и / или возникшая после сильного стресса склонность к самоубийству.

- Проблемы в личной жизни.

- Сильная травма, в том числе и психическая.

- Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.

- Рецидив древней болезни.

- Потеря близких, одиночество, острые конфликты.

- Экономические проблемы, шантаж, сексуальные домогательства, череда драматических событий.

- Нарцистическая травма.

- Психическая болезнь.

- Алкоголь и наркотики.

- Соматические заболевания, сильные боли.

А также сдерживающие факторы:

- Неприятие суицида, обусловленное наследственностью, воспитанием и опытом.

- Персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться за помощью в трудный момент, способность принять чужой совет в ситуации жесткого выбора, открытость опыту и чувствам других людей, готовность усваивать новые знания, коммуникативность.

- Модель родительской семьи: эмоциональная родительская любовь, теплые и доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка.

- Социокультурные факторы: принятие специфических национальных традиций и ценностей, хорошие отношения с друзьями, работодателями и соседями, поддержка окружающих, отсутствие друзей-наркоманов, социальная интеграция через работу, спорт, религию, различные непрофессиональные организации, осознание цели собственной жизни.

- Качество жизни: хорошая еда, хороший сон, много света, физические нагрузки, нет наркотикам и курению.

Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и разнообразны, что их невозможно преодолеть лишь усилиями кризисных и превентивных служб, деятельностью только специалистов по социальной работе. Следовательно, задача заключается в том, чтобы ограничить распространение самоубийств, научиться предупреждать их. Задача эта сложная, требующая разработки масштабных социальных программ, так как для ее решения нужно добиться кардинальных позиций сдвигов в общественных сдвигов в общественных отношениях – и на микро- , и на макросоциальных уровнях.

Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по социально-психологической работе, должны ввести не просто специализации “Социально-психологическая работа с группами риска”, но и “Социально-психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано с тем, что, во-первых, не все самоубийцы являются “лицами с патологией”, во-вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или с группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих, в связи с ростом уровня самоубийств.

Специфика социальной работы с лицами склонными к суициду

Наиболее актуальным направлением является организация социально-психологической работы по профилактике самоубийств, так как это сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и, наконец, сэкономит средства, “высвободив” их на другие нужды. Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности необходимо нормировать уже с детских лет, например, через мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу и др. Специфика организации социально-психологической работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.

Во-первых, это устранение отрицательных факторов внутрисемейных отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных отношений, подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к суициду. Кроме этих мероприятий, необходимо оказать суициденту необходимой социальной помощи (материальной, социально-бытовой, социально-психологической). Также необходимо оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.

Таким образом, организация социально - психологической работы по борьбе с самоубийством идет по двум основным направлениям:

-                     профилактика самоубийств;

-                     реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.

По результатам исследований, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза «Если подобрать оптимальные пути решения по преодолению суицидального поведения, то это будет способствовать сокращению числа самоубийств» частично подтвердилась, поскольку у пациентов снизились показатели депрессии, появились реальные планы на будущее и это, безусловно, будет способствовать снижению суицидальных наклонностей, следовательно, и снижению числа самоубийств, но мы не можем с уверенностью сказать, что число самоубийств сократиться. Для такого утверждения необходим продолжительный период времени в течение, которого мы могли бы этот результат фиксировать.

 

Направления в работе социальных служб

Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей стране были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и, в первую очередь, на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.

Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, - подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Службы могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами-психотерапевтами. Главное преимущество службы состоит в том, что ее основные звенья действуют не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения - “телефон доверия”, кабинеты социально-психологической помощи, кризисные стационары - имеют преемственную связь и координируются центром.

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба (“телефон доверия”), которая была основана в 1953 г. в Лондоне священником Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. Цель телефонной службы - стремление предложить любому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб - “не судить, не критиковать и даже не удивляться”, а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному решению. Население широко информируется о наличии “телефонов доверия”, но самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается “помощь в беде, безнадежности и депрессии”.

Тем не менее, острые медико-социальные проблемы не решаются сами собой. Многолетний опыт суицидологической работы свидетельствует о том, что оснований для самоуспокоения в этом вопросе чрезвычайно мало. Поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении, как научную, так и практическую.

Прежде всего, необходимы грамотные социальные работники, способные помочь в проблемах.

В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее. Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний - социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.

Инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния по следующим причинам:

Во-первых, отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям.

Во-вторых, социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия.

В-третьих, разработка теоретических основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики всякого государства. Как и любая социальная деятельность, социальные технологии многообразны по целевым функциям, характеру деятельности, конкретному воплощению и результату. Как правило, любая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность.

Любая технология социальной работы не может быть внедрена без учета особенностей, как объектов, так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. Так для решения задач социальной защиты людей пожилого возраста необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки, что обуславливает различие технологии социальной работы с ними. В одном случае, например, применяется семейная психотерапия, в другом посещение специализированных центров, в третьем оказывается материальная помощь.

Устранение деструкции может обеспечить комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:

- межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо чтобы психика человека перешла в режим рефлексивного функционирования.

Переход в такой режим обеспечивается:

- интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека);

- заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);

- заменой самих целей;

- переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств достижения целей формируют и новый взгляд на ситуацию, на свое личное отношение к ней, что приводит к переоценке).

Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми. Это, прежде всего:

Информация о работе Самоубийство как форма девиантного поведения