Самовыражение личности в профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:03, творческая работа

Описание работы

В настоящее время проблема самореализации становится все более актуальной. Человек стремится занять определенное место в обществе, что можно достичь только путем реализации себя. Причем важным аспектом является самореализация личности именно в профессии, как важной части нынешней жизни. Маслоу однажды сказал: «Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей».

Файлы: 1 файл

Т р псих труда карина.docx

— 26.24 Кб (Скачать файл)

Самовыражение личности в профессии

В настоящее время проблема самореализации становится все более актуальной. Человек стремится занять определенное место в обществе, что можно достичь только путем реализации себя. Причем важным аспектом является самореализация личности именно в профессии, как важной части нынешней жизни. Маслоу однажды сказал: «Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей».

Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Каждый человек хочет быть уверенным в жизни, независимым и свободным, а также желает получить хорошую репутацию и престижную работу, статус, известность и славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства. Эти потребности были, в общем и целом, выделены Альфредом Адлером.

 

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности, силы, способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в обществе.

Отличительной чертой человека на протяжении всей его жизни является то, что он беспрерывно чего-то желает. Само по себе наличие потребности уже свидетельствует о факте удовлетворения иных потребностей. У нас не возникает желания сочинять музыку, нарядно одеваться или обустраивать дом, если желудок пуст или мы мучаемся от жажды.

Когда удовлетворены все базовые потребности, все равно может возникнуть беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. «Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе». Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией.

 

ПОНЯТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.

Самореализация — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Самоактуализация (от лат. Actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

Первым ввел в научный оборот понятия "самоактуализация" и "самореализация" нейрофизиолог К. Гольдштейн, специализировавшийся на лечении последствий черепно-мозговых травм. На первом этапе, в клинической практике, он понимал под "самоактуализацией" активацию неких внутренних ресурсов организма, до травмы не проявлявших себя, результатом действия которых является способность организма к реорганизации, восстановлению свойств личности после перенесенного ранения или травмы. Прежде всего, этим понятием он именовал психофизиологические процессы, проявляющиеся на клеточном и тканевом уровне, напоминающие описанные А. Адлером механизмы компенсации физической недостаточности органов.

На втором этапе, в работе «The Organism», Гольдштейн философски осмысливает самоактуализацию как универсальный принцип жизни, в этом аспекте он пишет о «высшей самоактуализации». Главная мысль Гольдштейна - организм есть единое целое и то, что происходит в любой его части - затрагивает весь организм.

Самоактуализация, по Гольдштейну, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация - это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. «Когда люди голодны, они актуализируются посредством еды; если они жаждут власти, они актуализируются, обретая ее. Удовлетворение любой отдельной потребности выходит на сцену тогда, когда это является предпосылкой для самореализации всего организма. Самоактуализация - творческая тенденция человеческой природы. Она - основа развития и совершенствования организма. Невежда, стремящийся к знанию, чувствует внутреннюю пустоту, переживает ощущение собственной неполноты. Чтение и учеба удовлетворяют потребность в знании, и пустота исчезает. Таким образом, возникает новый человек, в котором учение заняло место невежества. Желание стало реальностью. Любая потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Это - как яма, которую необходимо заполнить. Это восполнение, или удовлетворение потребности и есть самоактуализация или самореализация» (К. Гольдштейн).

В «Дальних пределах человеческой психики» А. Маслоу пишет, что тема самоактуализации не возникла в его жизни как научная: «Началось все с того, что я, тогда еще молодой интеллектуал, захотел понять двух своих учителей, которых любил до обожания, которыми восхищался, которые на самом деле были чудесными людьми. Мне было недостаточно просто обожать их, мне хотелось понять, почему эти два человека так не похожи на других в этом суетном мире». Эти двое - Р. Бенедикт и М. Вертхаймер.

 

 

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.

 

Самое фундаментальное последствие удовлетворения любой потребности – это переход потребности на задний план и при этом появление новой потребности более высокого уровня.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Самоактуализация – эта высшая ступень пирамиды. Даже в том случае, если все ниже находящиеся потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.

Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

Таким образом, можно сформулировать общий принцип, предлагаемый в теории мотивации личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять, и тем более индивидуален он будет. На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие – менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некоторые из потребностей более низкого «блокированы».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Многие ученые мужи оспаривают теорию Маслоу, утверждая, что в его иерархии удовлетворение наивысшей потребности — самоактуализации — вполне возможно и в условиях неудовлетворенности во всем остальном. В качестве иллюстрации приводятся истории множества знаменитых и выдающихся личностей. Например, французский математик XIX века Эварист Галуа разработал основы современной алгебры, находясь в тюремной камере, а художники знаменитой Парижской школы (Сутин, Модильяни, Шагал, Кислинг и другие), создавали шедевры искусства в условиях крайней нужды, неустроенности и голода. Дмитрий Шостакович писал симфонию №7, свое самое выдающееся произведение, находясь в осажденном Ленинграде в состоянии почти животного страха и отчаяния. Примеров сотни, и все они призваны доказать, что и полуголодный, одинокий и отвергнутый индивид может на все сто реализовать природный потенциал. На эти аргументы Маслоу всегда отвечал: «Спросите этих людей, были ли они счастливы».

 

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИИ КАК НАИВЫСШАЯ МОТИВАЦИЯ

Понятие "человек" не существует без понятия "деятельность". Пока в теле человека присутствует жизнь, она непременно будет осуществлять себя во вне через деятельность.

Как известно, в отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.).

Среди многообразных видов социальной - внешней - деятельности личности, профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса. "Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть.

Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию "самоактуализация", предложенному зарубежными психологами, но уже прижившемуся на почве отечественной науки.

Этот феномен может заменяться (или наполняться) различными терминами: самореализация, самоосуществление, самоактивизация, самоопределение и т.п., но все эти понятия заключают в себе основную идею А.Маслоу о заложенном в человеческой природе стремлении к реализации всех своих потенциальных возможностей и способностей.

Понятие самоактуализации активно исследуется в наши дни, сегодня можно найти массу научных работ, посвящённых изучению данного феномена.

Этот факт особенно интересен в связи с тем, что ещё А. Маслоу предполагал, что в каждой культуре существуют свои особенности проявления самоактуализации, и он особенно подчёркивал, что его определение данного понятия родилось именно внутри и для американской среды. Он писал, что было бы интересно исследовать особенности этого понятия в разных странах. Со времени, когда была высказана эта идея, прошло немало лет, однако до сих пор не существует чётких представлений о том, как проявляет себя потребность в самоактуализации, "взращенная" на российском менталитете и "приправленная" перепадами провозглашаемых ценностей в российской истории.

В современной России явно прослеживается тенденция гуманизации, всё более актуальными становятся такие категории человеческого существования как свобода выбора, креативность, аутентичность, индивидуальность самовыражения и т.п. Понятие "гуманизация" отражает тенденцию увеличения интереса и уважения к роли личности в любых системах жизнедеятельности, а также организацию условий деятельности таким образом, который позволяет поощрять развитие каждого отдельно взятого человека. (Анкиндинова И. А.)

Информация о работе Самовыражение личности в профессии