Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 21:47, контрольная работа
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
1. Роль семьи в воспитании детей
2. Виды внутрисемейных отношений, влияющие на воспитании детей
3. Воспитание детей в неполной семье
Контрольная работа №1
Тема №20
Семейная педагогика и семейное воспитание
Введение
Семья – это особого рода коллектив,
играющий в воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль. У тревожных
матерей часто вырастают
Главное в воспитании маленького человека
– достижение душевного единения, нравственной
связи родителей с ребенком.
Внутрисемейные отношения
Внутрисемейные отношения
Каждый десятый ребенок
В каждой семье объективно складывается
определенная, далеко не всегда осознанная
ею система воспитания. Здесь имеется
в виду и понимание целей воспитания,
и формулировка его задач, и более
или менее целенаправленное применение
методов и приемов воспитания,
учет того, что можно и чего нельзя
допустить в отношении ребенка. 3 стиля
семейного воспитания:
- демократический;
- авторитарный;
- попустический;
4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое
общение);
2. Мир любой ценой.
3. Победа любой ценой.
4. Продуктивный.
Актуальность данной темы - важность
семьи как института
1. Роль семьи в воспитании детей
Традиционно
главным институтом воспитания является
семья. То, что ребенок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет
в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что
в ней ребенок находится в
течение значительной части своей
жизни, и по длительности своего воздействия
на личность ни один из институтов воспитания
не может сравниться с семьей. В
ней закладываются основы личности
ребенка, и к поступлению в
школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие
на личность ребенка состоит в том, что
никто, кроме самых близких для него в
семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки,
брата, сестры, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится
столько о нем. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий
в воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль. У тревожных матерей
часто вырастают тревожные дети; честолюбивые
родители нередко так подавляют своих
детей, что это приводит к появлению у
них комплекса неполноценности; несдержанный
отец, выходящий из себя по малейшему поводу,
нередко, сам того не ведая, формирует
подобный же тип поведения у своих детей
и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью
семьи возникает вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать положительные
и свести к минимуму отрицательные влияния
семьи на воспитание ребенка. Для этого
необходимо точно определить внутрисемейные
социально-психологические факторы, имеющие
воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека
– достижение душевного единения, нравственной
связи родителей с ребенком. Родителям
ни в коем случае не стоит пускать процесс
воспитания на самотек и в более старшем
возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка
наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения
и учится как себя вести в различных ситуациях.
Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка,
подкреплялось конкретными примерами,
чтобы он видел, что у взрослых теория
не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок
видит, что его мама и папа, которые каждый
день твердят ему, что лгать нехорошо,
сами того не замечая, отступают от этого
правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый из родителей видит в детях свое
продолжение, реализацию определенных
установок или идеалов. И очень трудно
отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями
– различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее
решение, убедить друг друга. Если придется
идти на компромисс, то обязательно, чтобы
основные требования сторон были удовлетворены.
Когда один родитель принимает решение,
он обязательно должен помнить о позиции
второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок
не видел противоречий в позициях родителей,
т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро “схватывают” сказанное
и довольно легко маневрируют между родителями,
добиваясь сиюминутных выгод (обычно в
сторону лени, плохой учебы, непослушания
и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на
первое место ставить не собственные взгляды,
а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются
принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается
таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый
смотрит глазами ребенка на проблемы,
принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное
отношение со стороны взрослого человека
к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то,
несмотря на то, что он некрасив, не умен,
на него жалуются соседи. Ребенок принимается
таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когда ребенок
соответствует их ожиданиям, когда хорошо
учится и ведет себя, но если ребенок не
удовлетворяет тем потребностям, то ребенок
как бы отвергается, отношение меняется
в худшую сторону. Это приносит значительные
трудности, ребенок не уверен в родителях,
он не чувствует той эмоциональной безопасности,
которая должна быть с самого младенчества
(обусловленная любовь)
Ребенок может вообще не приниматься родителями.
Он им безразличен и может даже отвергаться
ими (например, семья алкоголиков). Но может
быть и в благополучной семье (например,
он не долгожданный, были тяжелые проблемы
и т. д.) необязательно родители это осознают.
Но бывают чисто подсознательные моменты
(например, мама красива, а девочка некрасива
и замкнута. Ребенок раздражает ее.
Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается
определенная, далеко не всегда осознанная
ею система воспитания. Здесь имеется
в виду и понимание целей воспитания, и
формулировка его задач, и более или менее
целенаправленное применение методов
и приемов воспитания, учет того, что можно
и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания
в семье и отвечающие им 4 типа семейных
взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой
и результатом их возникновения: диктат,
опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом
поведении одними членами семейства (преимущественно
взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять
требования к своему ребенку, исходя из
целей воспитания, норм морали, конкретных
ситуаций, в которых необходимо принимать
педагогически и нравственно оправданные
решения. Однако те из них, которые предпочитают
всем видам воздействия приказ и насилие,
сталкиваются с сопротивлением ребенка,
который отвечает на нажим, принуждение,
угрозы своими контрмерами: лицемерием,
обманом, вспышками грубости, а иногда
откровенной ненавистью. Но даже если
сопротивление оказывается сломленным,
вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование
интересов и мнений ребенка, систематическое
лишение его права голоса при решении
вопросов, к нему относящихся, - все это
гарантия серьезных неудач формирование
его личности.
Опека в семье – это система отношений,
при которых родители, обеспечивая своим
трудом удовлетворение всех потребностей
ребенка, ограждают его от каких-либо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя.
Вопрос об активном формировании личности
отходит на второй план. В центре воспитательных
воздействий оказывается другая проблема
– удовлетворение потребностей ребенка
и ограждение его то трудностей. Родители,
по сути, блокируют процесс серьезной
подготовки их детей к столкновению с
реальностью за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются более неприспособленными
к жизни в коллективе. По данным психологических
наблюдений именно эта категория именно
эта категория подростков дает наибольшее
число срывов в переходном возрасте. Как
раз эти дети, которым казалось бы не на
что жаловаться, начинают восставать против
чрезмерной родительской опеки. Если диктат
предполагает насилие, приказ, жесткий
авторитаризм, то опека – заботу, ограждение
от трудностей. Однако результат во многом
совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,
инициатива, они так или иначе отстранены
от решения вопросов, лично их касающихся,
а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье,
строящаяся на признании возможности
и даже целесообразности независимого
существования взрослых от детей, может
порождаться тактикой “невмешательства”.
При этом предполагается, что могут сосуществовать
два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни
другим не следует переходить намеченную
таким образом линию. Чаще всего в основе
этого типа взаимоотношений лежит пассивность
родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений
в семье предполагает опосредствованность
межличностных отношений в семье общими
целями и задачами совместной деятельности,
ее организацией и высокими нравственными
ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается
эгоистический индивидуализм ребенка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений
является сотрудничество, обретает особое
качество, становится группой высокого
уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки
имеет стиль семейного воспитания, принятые
в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический;
- авторитарный;
- попустический;
При демократическом стиле прежде всего
учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается
свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
При попустическом стиле ребенок предоставляется
сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких
взрослых, его воспитывающих. Если оценки
и ожидания в семье не соответствуют возрастным
и индивидуальным особенностям ребенка,
его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания
дошкольников в зависимости от особенностей
семейного воспитания. Дети с точным представлением
о себе воспитываются в семьях, где родители
уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические
и умственные данные, но не считают уровень
их развития выше, чем у большинства сверстников;
прогнозируют хорошую успеваемость в
школе. Этих детей часто поощряют, но не
подарками; наказывают, в основном, отказом
от общения. Дети с заниженным представлением
о себе растут в семьях, в которых с ними
не занимаются, но требуют послушания;
низко оценивают, часто упрекают, наказывают,
иногда – при посторонних; не ожидают
от них успехов в школе и значительных
достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит
адекватное и неадекватное поведение
ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны
собой. Это происходит в семье, где родители
постоянно порицают ребенка, или ставят
перед ним завышенные задачи. Ребенок
чувствует, что он не соответствует требованиям
родителей. (Не говорите ребенку, что он
некрасив, от этого возникают комплексы,
от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться
с завышенной самооценкой. Это происходит
в семье, где ребенка часто хвалят, и за
мелочи и достижения дарят подарки (ребенок
привыкает к материальному вознаграждению).
Ребенка наказывают очень редко, система
требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна
гибкая система наказания и похвалы. Исключается
восхищение и похвала при нем. Редко дарятся
подарки за поступки. Не используются
крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но
не с завышенной самооценкой, внимание
к личности ребенка (его интересам, вкусам,
отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной
требовательностью. Здесь не прибегают
к унизительным наказания и охотно хвалят,
когда ребенок того заслуживает. Дети
с пониженной самооценкой (не обязательно
очень низкой) пользуются дома большей
свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность,
следствие равнодушия родителям к детям
и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным
критерием оценки ребенка как личности
со стороны взрослых и сверстников. Отношение
к себе как к ученику в значительной мере
определяется семейными ценностями. У
ребенка на первый план выходят те его
качества, которые больше всего заботят
его родителей – поддержание престижа
(дома задаются вопросы:“А кто еще получил
пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня
не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького
школьника смещаются акценты, когда родителей
волнуют не учебные, а бытовые моменты
в его школьной жизни (“В классе из окон
не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”),
или вообще мало что волнует – школьная
жизнь не обсуждается или обсуждается
формально. Достаточно равнодушный вопрос:
“Что было сегодня в школе?” рано или
поздно приведет к соответствующему ответу:
“Ничего особенного”, “Все нормально”.
Родители задают и исходный уровень притязаний
ребенка – то, на что он претендует в учебной
деятельности и отношениях. Дети с высоким
уровнем притязаний, завышенной самооценкой
и престижной мотивацией рассчитывают
только на успех. Их представления о будущем
столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой
самооценкой не претендуют на многое ни
в будущем ни в настоящем. Они не ставят
перед собой высоких целей и постоянно
сомневаются в своих возможностях, быстро
смиряются с тем уровнем успеваемости,
который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в этом возрасте
может стать тревожность. Высокая тревожность
приобретает устойчивость при постоянном
недовольстве учебой со стороны родителей.
Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников
и ему трудно включиться в процесс обучения.
Если переживаемые им временные трудности
раздражают взрослых, возникает тревожность,
страх сделать что-то плохо, неправильно.
Тот же результат достигается в ситуации,
когда ребенок учится достаточно успешно,
но родители ожидают большего и предъявляют
завышенные, нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной
с ней низкой самооценки снижаются учебные
достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность
в себе приводит к ряду других особенностей
– желанию бездумно следовать указаниям
взрослого, действовать только по образцам
и шаблонам, боязни проявить инициативу,
формальному усвоению знаний и способов
действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью
учебной работы ребенка, все больше и больше
сосредотачиваются на этих вопросах в
общении с ним, что усиливает эмоциональный
дискомфорт. Получается замкнутый круг:
неблагоприятные личностные особенности
ребенка отражаются на его учебной деятельности,
низкая результативность деятельности
вызывает соответствующую реакцию окружающих,
а эта отрицательная реакция в свою очередь,
усиливает сложившиеся у ребенка особенности.
Разорвать этот круг можно, изменив установки
и оценки родителей. Близкие взрослые,
концентрируя внимание на малейших достижениях
ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты,
снижают уровень его тревожности и этим
способствуют успешному выполнению учебных
заданий.
Второй вариант – демонстративность –
особенность личности, связанной с повышенной
потребностью в успехе и внимании к себе
окружающих. Источником демонстративности
обычно становится недостаток внимания
взрослых к детям, которые чувствуют себя
в семье заброшенными, “недолюбленными”.
Но бывает, что ребенку оказывается достаточное
внимание, а оно его не удовлетворяет в
силу гипертрофированной потребности
в эмоциональных контактах. Завышенные
требования к взрослым предъявляются
не безнадзорными, а наоборот, наиболее
избалованными детьми. Такой ребенок будет
добиваться внимания, даже нарушая правила
поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не
замечают”). Задача взрослых – обходиться
без нотаций и назиданий, как можно менее
эмоционально делать замечания, не обращать
внимание на легкие проступки и наказывать
за крупные (скажем, отказом от запланированного
похода в цирк). Это значительно труднее
для взрослого, чем бережное отношение
к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью
основная проблема – постоянное неодобрение
взрослых, то для демонстративного ребенка
– недостаток похвалы.
Третий вариант – “уход от реальности”.
Наблюдается в тех случаях, когда у детей
демонстративность сочетается с тревожностью.
Эти дети тоже имеют сильную потребность
во внимании к себе, но реализовать ее
не могут благодаря своей тревожности.
Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение
своим поведением, стремятся к выполнению
требований взрослых. Неудовлетворенная
потребность во внимании приводит к нарастанию
еще большей пассивности, незаметности,
что затрудняет и так недостаточные контакты.
При поощрении взрослыми активности детей,
проявлении внимания к результатам их
учебной деятельности и поисках путей
творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое
общение);
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения
с ребенком дороже всего). Закрывая глаза
на отрицательные поступки, взрослый не
помогает подростку, а наоборот – поощряет
отрицательные формы поведения ребенка.
3. Победа любой ценой (взрослый стремиться
выиграть, пытаясь подавить ненужные формы
поведения ребенка. Если он проигрывает
в одном, то будет стремиться выиграть
в другом. Эта ситуация бесконечна.).
4. Продуктивный (компромиссный вариант).
Этот вариант предполагает частичную
победу и в одном и в другом лагере. К этому
обязательно нужно идти вместе, т.е. это
должно стать результатом совместного
решения.
После развода родителей мальчики нередко
становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль,
проявляя одновременно завышенную тревожность.
Эти характерные черты поведения особенно
заметны в течение первых месяцев жизни
после развода, а к двум годам после него
сглаживаются. Такая же закономерность,
но с менее выраженными отрицательными
симптомами наблюдается в поведении девочек
после развода родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму отрицательное
влияние семьи на воспитание ребенка необходимо
помнить внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить
с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать
во все возникающие в его жизни сложности
и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима,
помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
Иметь представление о различных этапах
в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное
мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты
и относиться к ребенку как к равноправному
партнеру, который просто пока что обладает
меньшим жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех
остальных членов семьи делать карьеру
и самосовершенствоваться.
2. Виды внутрисемейных отношений,
Как любая дорога начинается с первых шагов, любое здание с фундамента, так и становление человеческой личности происходит в семье. Отношение родителей к своему долгу, к людям, друг к другу, родственникам и соседям, сослуживцам воспринимается детьми как образец, модель их собственных отношений. Дети всегда как бы являются снимком, зачастую скрытых от людей семейных отношений.
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которым сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что у них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение богатство общественных отношений, а стало быть создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что внутрисемейные отношения предполагают непосредственный контакт индивидов, в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными и временными интервалами.
Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовательно, на формирование и становление личности ребенка, по многочисленным наблюдениям, сегодня являются:
- состав
семьи и ее структура,
- образовательный
уровень родителей,
- отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние.
Основной путь влияния взрослых на развитее личности детей – донесение до детей моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения.
После возникновения
эмоционального отношения к самому
себе и первичной идентификации
со своим полом у ребенка
Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии детей младшего школьного возраста обусловлено тем, что они являются первым специфическим образцом с общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, и создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Являясь
для младшего школьника первым в
его жизни социальным миром. Семья
закладывает основы его мировоззрения,
морали и эстетических вкусов, его
характера и манер. Нравственный
характер складывается сызмальства. Дети,
наблюдая за взаимоотношениями взрослых
в семье, в играх воспроизводят
семейный уклад жизни, общественные
и трудовые отношения. Социальные отношения
между полами, между поколениями,
экономическая и
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется названные выше механизмы организации детей младшего школьного возраста. Условно, можно выделить два типа семей.
Первый тип – семьи с демократическим стилем общения родителей с детьми. Где старшие стремятся не только «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, сочувствия, понимания.
Второй тип – семьи с авторитарным стилем общения родителей с детьми, где целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям. В ряде семей это дополняется стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может привести к острым конфликтам. Немало родителей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, их которых они стремятся лепить личность.
Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разумеется, это аномалии, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только этих отношений. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явлений, которые либо становятся причиной самой конфликтности, либо действуют на нее в качестве катализатора, например, духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т.п.
Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты деятельности детей, то у последних может развиваться комплекс неполноценности. В этой ситуации ребенок становится безынициативным, боится что – либо сделать неправильно, испытывает неуверенность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками, согласно нравственным нормам.
Говоря об уверенности в себе, следует особо выделить родительскую любовь. Именно она является величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка, формирования эмоций, как уже было сказано, уверенности в себе и т.д. чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей, сорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильной личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям, в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей – самих близких людей, дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Это оборачивается недоверием, чувством неприязни и подозрительности, страхом перед другими людьми. Пытаясь как-то приспособиться к трудной жизненной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены прибегать к порочным действиям самозащиты: лжи, хитростью, лицемерию. Этим же часто объясняется и случаи немотивированной жестокости, и агрессивное поведение некоторых детей.
В связи со значительными изменениями, происходящими в системе образования, появлением новых, альтернативных традиционной школе форм, семья сегодня приобретает новый статус, получая в свои руки бразды правления воспитательным процессом. Развитие этих новых образовательных форм, включая альтернативные и коммерческие, дает семье большую возможность выбора. А выбор есть одновременно и отказ от чего-то, и поэтому и требования к статусу семьи – культурному, образовательному, экономическому, заметно возрастают. К тому же изменения, которые происходят в системе образования, ощутимо влияют на брак и семью, сглаживая или, наоборот, усиливая «перекосы» воспитания.
3. Воспитание детей в неполной семье
По данным демографа А.Г. Волкова,
среди детей дошкольного
Наличие в неполной семье нескольких детей
также позволяет отчасти скомпенсировать
неполноту. Если взрослые поведут себя
правильно, старший ребенок станет для
младшего «ведущим», стимулом в социальной
сфере. Старший сможет встать на позицию
защитника, ощутить так необходимую ему
жизненную уверенность. Известно, что
в неполных семьях сестры и братья гораздо
меньше конкурируют и больше эмоционально
привязаны друг к другу. Неоценима обычно
помощь бабушек и дедушек. Матери, воспитывающие
детей без участия отцов, в два раза чаще,
чем замужние, оценивают процесс воспитания
как трудный. У одинокой матери чаще возникают
разного рода страхи и опасения: «как бы
не избаловать», «не отбился бы от рук»,
«вдруг проявится плохая наследственность».
Тогда матери начинают резко дозировать
проявление ласки, стараются – в особенности
общаясь с сыновьями – играть роль «строгих
отцов»… и обычно это не приводит ни к
чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают
авторитарность отцовскую и материнскую.
Критика отцовская – это просто критика;
материнская же подсознательно воспринимается
ребенком как отказ ему в любви. Ребенок
либо начинает бороться за потребность
ощущать себя любимым и значимым, используя
весь арсенал доступных ему средств, включая
упрямство и капризы, либо сдается и растет
инфантильным, принимая за норму всецелое
доминирование женщины. А это чревато
будущей деформацией половой идентификации,
нарушением эмоциональных связей с миром
людей. Противоположностью жесткой позиции
матери по отношению к ребенку выступает
позиция всеобщей жалости к «сиротинушке»,
которому просто по определению разрешается
все. Такая позиция создает условия для
возникновения эгоистических притязаний
ребенка, он лишается возможности учиться
внутренней уверенности и не получает
опыта искреннего присутствия взрослого
в его жизни. В полной семье родители предстают
перед детьми не только в родительских
ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском
партнерстве. Именно эта грань межличностных
отношений оказывается дефицитом неполной
семьи. В результате здесь часто происходит
перераспределение ролей по принципу
«свято место пусто не бывает». Жизнь в
неполной семье нередко поощряет ребенка
к реализации таких функций, как «замещать
кого-то из членов семьи», «дружить в семейных
союзах», «сохранять семейные секреты»…
Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие
на психику ребенка, травматично влияет
на процессы его полоролевой социализации.
Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя
«без пары», выработка новых форм семейной
жизни – сложная психологическая задача.
Для разведенных родителей это настоящий
экзамен на взрослость. Но сложная ситуация
заставляет быстрее взрослеть и ребенка.
Для него жизнь после развода родителей
– это ломка привычных отношений, конфликт
между привязанностью к отцу и к матери.
И наиболее глубокое влияние развод оказывает
на детей-дошкольников. В силу их возрастной
склонности консервативно держаться привычных
форм поведения и установленного порядка,
дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите
малышу шарф не так, как обычно, и он не
успокоится, пока вы не перевяжете правильно,
– что же говорить о столь кардинальных
изменениях привычного жизненного уклада. В
неполной семье, особенно образовавшейся
после развода, отношения между оставшимся
родителем и ребенком могут развиваться
по модели «культа самопожертвования»,
когда родители и дети связаны друг с другом
не только любовью и заботой, но и страданием,
болью, печалью. Такая семья несет ребенку
много неуверенности, тревоги, беспокойства,
мрачных настроений. Когда родитель погружается
в мир своих переживаний, он эмоционально
«покидает» своего ребенка, от чего дети
начинают слабеть душой и телом, ощущая
не только потерю отца, но и – отчасти
– матери. Сегодня отцы значительно активнее
участвуют в воспитании и уходе за ребенком
буквально с раннего возраста. Поэтому
теперь его отсутствие ощущается детьми
сильнее и переживается тяжелее, чем в
прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета,
дисциплины, порядка, труднее формируется
эмоциональная сдержанность, самоуважение,
самодисциплина и организованность, затруднена
половая идентификация. Важное значение
имеет стиль поведения матери по отношению
к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают
и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям
детей, что отца у них никогда и не было.
Другие стараются изгладить из памяти
детей всякое позитивное воспоминание
о нем – якобы никудышном муже и отце.
В этих случаях мать покушается на развитие
самооценки, чувство собственного достоинства
ребенка – трудно ведь считать себя хорошим,
полагая, что тебя произвел на свет плохой
и недостойный человек. И наиболее мудрые
матери создают у детей представление
об отце как о человеке, у которого есть
свои положительные черты и свои недостатки.
Как отмечает известный специалист, основоположник
семейного консультирования, Вирджиния
Сатир, самое простое для матери – внушить
ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае
мальчик нередко расплачивается развитием
комплексов, а подрастающей девочке становится
трудно представить себе, что мужчина
может быть желанным. Что же можно посоветовать
родителям, воспитывающим детей в неполной
семье? Говорите с ребенком и слушайте его!
Поддерживайте его желание быть понятым
и услышанным вами, когда он рассказывает
о детском саде или школе, чтобы все время
оставаться с ним в контакте. Чаще хвалите,
а не наказывайте! Эмоционально стабильная
и оптимистичная атмосфера в семье сохранит
у ребенка доверие к миру, укрепит чувство
собственного достоинства и уверенности
в себе. Относитесь с пониманием к праву
ребенка на воспоминания о прошлом. Не
перекладывайте функции отсутствующего
родителя на плечи своих детей. Помогайте
ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие
его полу. Развивайте социальные связи
своей семьи, чтобы ребенок мог активно
общаться и устанавливать комфортные
отношения со знакомыми мужчинами. Попробуйте
вступить в новый брак и вернуться к жизни
в полной семье.
Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание