Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:49, реферат
Когда возникает боль в какой-либо части этого организма, у семьи есть два выхода; бегство от этой боли или вмешательство, иногда хирургическое, и выздоровление. Множество психологических проблем человека возникает именно в семье, при взаимодействии с близкими и родными людьми. И если возникают трудности, они затрагивают каждого члена семьи. Не бывает такого, чтобы кто-то остался незатронутым. В поведении это может не проявляться, но всё, что мы слышим, видим, говорим в семье, запоминает наше тело, и трудности могут появиться уже во взрослом состоянии. Ребёнок может не запомнить каких-либо ситуаций из детства, а во взрослой жизни проявить себя так, как ему и не хочется и не нравится, но он не понимает, почему хочет одного, а действует по-другому.
1 Введение…………………………………………………………………..
2 Сущность семейной психотерапии………………………………………
3 Направления и техники в коррекционной работе с семьей…………....
3.1 Психодинамическое направление…………………………………....
3.2 Системеное направление в семейном консультировании………….
3.3 Техники коррекции семейных проблем……………………………..
3.3.1 Котерапия………………………………………………………..
3.3.2 Просмотр видеозаписей………………………………………...
3.3.3 Телефонные звонки……………………………………………..
3.3.4 Домашние визиты……………………………………………….
3.3.5 «Семейная фотография»………………………………………..
3.3.6 «Семейная скульптура»………………………………………...
3.3.7 «Семейно-терапевтический марафон»………………………...
4 Заключение………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Мы видим, что
консультанты вначале создали зеркальное
отражение настроений своих клиентов.
Это было сделано для образования альянсов. Однако
в середине диалога специалисты изменили
свою стратегию и показали пример совсем
другого подхода к проблеме – решение
проблемы путем сотрудничества. Когда
супруги продолжили разговор, они сразу
же начали искать пути реального разрешения
проблемы вместо того, чтобы пытаться
выиграть очки во взаимной борьбе или
победить в споре, кто является большей
жертвой.
Консультация, проведенная методикой
котерапии, используется в том случае,
если один из членов семьи вовлечен в другие
отношения, вне семьи, мешающие внутрисемейным
отношениям.
Следующий пример
показывает это.
Мать, ее двенадцатилетняя дочь и бабушка
с материнской стороны обратились за психологической
помощью из-за сложностей, с которыми дочь
сталкивалась в школе. Во время первой встречи стало ясно, что бабушка
слишком тесно вовлечена в отношения с
внучкой. Консультанты, обсудив эту ситуацию,
решили выбрать следующую стратегию.
Консультант 1
обратился к бабушке:
"Сегодня я был бы благодарен вам, если
бы вы поработали вместе со мной. В это
время ваши дочь и внучка обсудят некоторые
свои проблемы с Консультантом 2, вы же
просто посидите здесь со мной, мы будем
слушать и наблюдать". Во время беседы,
когда бабушка пыталась вмешаться, ей
напоминали: "Помните, наша с вами работа
заключается в том, чтобы слушать и наблюдать".
Приостановив вмешательство бабушки в
отношения матери с дочерью путем союза
"консультант – бабушка", консультант
разрушил внутрисемейный треугольник
и создал границу между поколениями. Бабушке
отводится особое место в союзе с Консультантом
1, так что она не чувствует себя просто
исключенной из семьи. Теперь она – наблюдатель,
имеющий особое задание. Вследствие этого
маневра мать, дочь и Консультант 2 смогли
прийти к совместному решению по поводу
обсуждавшейся ими проблемы.
Котерапия может оказаться весьма полезной,
когда в роли консультантов выступают
мужчина и женщина. Техника также широко
используется в тренинговых центрах, где
она служит учебным целям. Например, начинающий
психолог работает со своим наставником.
В процессе котерапии важно, чтобы оба
психолога сотрудничали, а не мешали друг
другу. Не страшно, если иногда профессионалы
не соглашаются друг с другом, главное
– преодолеть свои разногласия, подавая
пример клиентам в плодотворном разрешении
своих собственные конфликтов.
Технику котерапии можно организовать
так, что один из консультантов будет находиться
за односторонним зеркалом, взаимодействуя
с коллегой, работающим с семьей, при помощи
телефонных звонков, стуков в дверь и т.
д. Подробнее о технике телефонных звонков
далее.
3.3.2 Просмотр видеозаписей
Видеомагнитофон может оказаться полезным
не только как средство для запоминания
психологом и клиентами тех или иных событий,
происходящих во время консультации, но
и в качестве собственно терапевтического
инструмента. Предполагается, что если
члены семьи и психолог будут наблюдать
на экране свое поведение, то это поможет
как той, так и другой стороне. Консультант
поймет, что в действительности происходит
в семье, в частности, он лучше представит
роль каждого в семье. Кроме того, просмотр
видеозаписей поможет воочию увидеть
конфронтацию в семье, и ее уже трудно
будет кому-либо отрицать. Члены семьи
имеют возможность с помощью видеомагнитофона
наблюдать собственное поведение. Можно
обсуждать, анализировать и после коррекции
переигрывать отдельные моменты. Это очень
помогает в работе с теми семьями и супружескими
парами, члены которых по-разному смотрят
на мир.
Данная техника разработана Алджером
(1976). Семье сообщается о том, что психолог
планирует записать работу на видеомагнитофон.
Указывается, что пленка не будет показана
никому до тех пор, пока клиенты не дадут
на этот счет своего разрешения. Клиентов
заранее нацеливают на то, чтобы они не
очень переживали от несоответствия представления
о себе самих и того, что увидят на телеэкране.
Главное внимание при просмотре видеозаписи
психологу нужно уделять внутрисемейным
взаимодействиям. Фрагменты записи выбирает
или сам психолог, или же члены семьи,
Супруги А. обратились к психологу по поводу
супружеских проблем. Они были женаты
уже восемь лет, имели двоих детей. Жена
жаловалась на депрессию, в то время как
муж полагал, что они жили бы гораздо счастливее,
если бы она беспрекословно его слушалась.
Психолог: Уважаемая
А., вы только что сказали, что ваш муж ведет
себя так, как будто он вас не уважает.
Что вы имеете в виду?
Муж: Я не понимаю,
почему ей пришло в голову сказать такую
глупость и бессмыслицу.
Психолог: Вопрос
задан вашей жене. Дайте ей, пожалуйста,
возможность ответить.
Жена: Мой муж
совершенно не прислушивается к моим словам,
не спрашивает у меня совета, даже по поводу
домашних дел.
Муж: Ты же прекрасно
знаешь, почему так происходит. Я работаю.
На мне держится дом. И я больше разбираюсь
в том, что происходит в мире и как он устроен.
Жена: Ты считаешь,
я ни в чем не разбираюсь?
Муж: Я пытаюсь
заботиться о тебе и детях, делаю для тебя
только хорошее. Не знаю, что тебе не нравится.
Если бы ты поступала так, как я тебе говорю,
у нас все было бы чудесно.
Жена: Ты же относишься
ко мне как к ребенку!
Муж: Я же должен
заботиться о тебе, я отвечаю за тебя.
Жена: Ты же мне
муж, а не отец и не господь Бог...
Муж: Ты сказала
очень глупую вещь.
Психолог дал возможность супругам просмотреть
этот эпизод. Ниже приведена запись последовавшего
за просмотром обсуждения.
Психолог: Что
вы думаете по поводу только что увиденного?
Жена: Неужели
это действительно я?
Психолог: Имейте
в виду, что ваш образ на экране не совсем
соответствует тому, как вы выглядите
в реальной жизни. На экране люди выглядят
гораздо хуже, чем в жизни.
Жена: Надеюсь.
Муж: Я тоже выглядел
довольно неуклюже.
Психолог: Что
же вы думаете по поводу только что увиденного?
Муж: Я не задумывался
раньше, над тем, что выгляжу так беспардонно.
Психолог: В чем
беспардонность?
Муж: Я вмешивался
в вашу беседу с женой. И еще я заметил,
что говорю слишком громко.
Психолог: А как
вы разговариваете дома? Что можете сказать
по поводу тона и содержания своих слов?
Муж: Я назвал
ее замечания глупыми.
Жена: Да, именно
так. Держу пари, ты не отдаешь себе отчет
в том, насколько часто так поступаешь.
Кроме того, заметил ли ты, что совсем не
смотрел на меня, когда говорил?
Психолог: А на
кого смотрели вы, когда разговаривали
с мужем?
Жена: Я не смотрела
ни на кого. Я сидела, уставившись в пол.
Психолог: Почему?
Жена: Я просто
вся сжимаюсь, когда он разговаривает
со мной подобным образом. Я вела себя
просто как ребенок, но именно так я себя
чувствую всегда, когда он на меня орет.
В данном случае просмотр видеомагнитофонной
записи оказался особенно полезным в прояснении
того поведения, которое отрицается одним
из членов супружеской пары. Муж смог признать
права жены высказывать свое мнение. Кроме
того, жена сделала весьма важные наблюдения,
свидетельствует о том, что ее собственное
поведение влияет на то, как муж с ней обращается.
Техника просмотра видеозаписей используется
везде, где имеется соответствующая аппаратура.
Его с успехом можно применять не только
в работе со взрослыми клиентами, но и
с детьми, особенно с подростками.
3.3.3 Телефонные звонки
Использование
телефона в процессе семейного консультирования
впервые было описано Копперсмитом
в 1980 г. Первоначально телефонные звонки
использовались для того, чтобы осуществлять
наставничество и контроль со стороны
более опытного коллеги. Вместе с тем,
телефонные звонки могут выполнять коррекционные
функции: включать в консультирование
новых членов, в том числе и наблюдателей
за односторонним зеркалом, или же членов
семьи, которые в этот момент находятся
в другом месте. 3вонки могут обратить
внимание психолога на то, что он, возможно,
упустил (часто профессионалы замечают
больше, наблюдая со стороны, по сравнению
с непосредственно работающим с семьей
их коллегой). Они также могут вызвать
любопытство у клиентов, помочь клиентам
и психологу отвлечься на время от текущего
обсуждения и взглянуть на проблему с
другой стороны; облегчить образование
новых альянсов; давать возможность наблюдателям
принимать сторону различных членов семьи
и т. д.
Психотерапевт Копперсмит говорит о трех
различных типах телефонных звонков, используемых
в семейном консультировании. Первый тип
– звонок консультанту от наставника
или какого-то другого члена, который производится
из комнаты за односторонним зеркалом.
Его целью может быть стремление придать
работе новое направление – наблюдатель
почувствовал, что консультант не касается,
хотя и должен, очень важного вопроса.
3а односторонним зеркалом может находиться
и референтная группа из членов семьи.
Эта группа тоже может сообщить психологу,
что разочарована тем, как настроена на
работу семья, или, наоборот, довольна
тем прогрессом, который достигнут. Психолог
может занять позицию, противоположную
команде наблюдателей, надеясь при этом
на поддержку семьи.
Второй тип – телефонный звонок от члена
команды наблюдателей непосредственно
какому-нибудь члену семьи. Результат,
как и в первом случае, может быть самым
неожиданным, т. к. звонок нарушает устоявшуюся
на момент консультации атмосферу, внося
в нее новые элементы. Кроме того, телефонный
звонок может быть особенно полезен тогда,
когда консультант пытается включить
в обсуждение какого-либо вопроса отмалчивающегося
члена семьи.
Третий тип – звонок от члена семьи, который
ранее покинул кабинет психолога или присоединился
к наблюдателям за односторонним зеркалом.
Его звонок и разговор со своим родственником
также может изменить атмосферу и перенести
внимание членов семьи на другой аспект
проблемы.
Следующие два
примера описаны в работе Копперсмита
(1980).
Муж, жена и двое их детей проходили семейную терапию.
Супруги огромное внимание уделяли поведению
дочери. Создавалось впечатление, что
на сына семья не обращает никакого внимания.
С другой стороны, самый младший член семьи
не очень-то хотел участвовать в консультировании.
Во время одной из консультаций, беседуя
с родителями, психолог занял сына рисованием.
Сразу же после того, как он начал выполнять
это задание, один из членов референтной
команды позвонил мальчику по телефону
и похвалил его за работу. Звонок вызвал
любопытство у других членов семьи, они
стали расспрашивать ребенка, кто это
ему звонил, и ответы мальчика помогли
вербально вовлечь его в работу психолога
с семьей. За этим последовало сокращение
дистанции между мальчиком и родителями,
а также уменьшилась слишком сильная включенность
родителей в жизнь дочери.
Следующий пример
демонстрирует телефонное общение
между консультантом и
Во время работы психолог столкнулся с
большим сопротивлением семьи. Домашние
задания постоянно игнорировались. Наставник
позвонил консультанту и спросил, хочет
ли семья работать и имеет ли смысл тратить
на нее время; точка зрения наставника
состояла в том, что не имеет. Консультант
передал сказанное семье и прибавил, что
он не согласен с наставником, так как
достаточно хорошо знает семью и считает,
что занятия рано или поздно принесут
пользу. Семья объединилась вокруг консультанта,
и работа пошла более интенсивно.
Техника телефонных
звонков применяется в работе
со всеми членами семьи, за исключением
совсем маленьких детей. Она особенно полезна для перестройки семейной
системы. Телефонные звонки могут прояснить
границы и организацию семьи, облегчить
формирование альянсов. То, что члены команды
могут занять позицию, отличную от позиции
работающего с семьей консультанта, создает
парадоксальную "двойную связь".
И неважно, что конкретно они делают, они
должны с кем-то кооперироваться. Звонки
могут также помочь психологу присоединиться
к семье.
Описанная техника может также использоваться
для того, чтобы включить в консультирование
отсутствующего члена семьи, связавшись
с ним по телефону. Также эта техника может
быть использована как тренинг. Например,
прямо из кабинета психолога стеснительный
член семьи может позвонить о приеме на
работу, или кто-то здесь и сейчас сможет
позвонить родственникам и решить с ними
наболевшие проблемы.
3.3.4 Домашние визиты
С помощью этой
техники психологу будет легче
понять атмосферу семьи, если он, хотя
бы изредка, сможет наблюдать своих
клиентов в их домашнем окружении, более
естественном для них, чем кабинет.
Домашние визиты могут помочь
включить в работу всех членов семьи.
В тот момент, когда психолог решил использовать
технику домашних визитов, он информирует
семью о своем желании посетить их дома,
согласовывает время, удобное для визита.
Ни о каких неожиданных визитах психолога
в семью не может быть и речи. Количество
таких визитов в каждом конкретном случае
будет разное. Большинство психологов
включают один домашний визит в план работы
с семьей. Во время визита члены семьи
и консультант могут просто разговаривать,
играть, выполнять упражнения. В любом
случае цель домашних визитов состоит
в оценке устройства семьи и помощи ее
членам в том, чтобы их общение стало более
продуктивным.
Женщина 30 лет обратилась к семейному
консультанту по поводу трудностей, которые
возникли у ее сына, мальчика одиннадцати
лет, в школе... Она была сильно встревожена
и, кроме того, глубоко переживала свою
материальную несостоятельность. Консультант
предложил провести работу в доме клиентки,
та согласилась. Хотя клиентка описала
свои жилищные условия как весьма приемлемые,
консультант отметил, что здание, в котором
находилась квартира клиентки, было в
плохом состоянии, хотя сама квартира
была безукоризненна. Мебель – старая,
но очевидно, что за ней тщательно ухаживали.
В единственной комнате была установлена
ширма, и за ней располагалась постель
мальчика. В ходе предыдущих бесед клиентка
говорила, что ее мать больна диабетом
и недавно ей ампутировали ногу. Как только
вся семья собралась, стало очевидно, что
бабушке принадлежит власть в доме, она
находится в центре всех семейных событий
и именно ее слушается мальчик. С точки
зрения клиентки, бабушка очень авторитарна.
До ампутации ноги бабушка была вполне
самодостаточна: работала, содержала собственную
квартиру в идеальном порядке. Но после
ампутации ноги она сосредоточила свою
жизнь на дочери и внуке.
Информация, полученная во время домашнего
визита, оказалась очень ценной. Психолог
прояснил для себя, что в действительности
происходит в семье – об этом клиентка
совсем не говорила, а во время домашнего
визита все вышло на поверхность. Консультант
понял сложности, с которыми приходится
сталкиваться ежедневно клиентке и ее
сыну.
Несмотря на все проблемы этой семьи и
напряженность в отношениях, консультант
отметил, что его клиентка активно заботится
о своих близких, поддерживает чистоту
и порядок в доме, где, по сути дела, нет
нормальных условий для существования,
создала для сына его личный уголок, чтобы
он мог уединиться (она считала это важным
для его здорового развития). Это позитивные
моменты, на которые можно будет опираться
в процессе работы с этой семьей.
Техника домашних
визитов наиболее эффективна в тех
случаях, когда члены семьи не
хотят или не могут прийти в
кабинет психолога или же когда
он замечает большие различия между
тем, что говорят члены семьи, и тем, что
он видит.
Понять атмосферу отдельно взятой семьи
поможет знакомство с семейными реликвиями,
фотографиями и т. д.
3.3.5 "Семейная фотография"
На основе данной
методики можно определить силу влияния
прошлого семьи на ее настоящее.
Психолог дает задание каждому члену семьи
принести несколько фотографий, которые
расскажут об эпизодах, значительных для
семьи. На следующей встрече каждому дается
по 15 минут, чтобы рассказать, почему именно
эти фотографии были выбраны и какие чувства
они вызывают. Психолог задает уточняющие
вопросы: "Кто изображен на снимке?",
"Какие чувства вы испытывали в этот
день?", "Кто сделал фото?", "Что
происходило после?" и т. д.
Психолог обращает внимание на очередность
показа фотографий, время на каждую, чувства,
вызываемые фотографией, а также реакцию
членов семьи. Во время обсуждения консультант
анализирует внутрисемейные отношения,
зависимость членов семьи друг от друга,
обладание властью, тревожность, семейные
роли.
Техника может быть использована в работе
с любой семьей. Применяется для определения
семейных ролей, мифов, правил взаимоотношений,
для изучения структуры семьи. Все это
выясняется для дальнейшей коррекции.
3.3.6 "Семейная скульптура"
Эта техника
дает психологу возможность
Основное достоинство этой методики –
ее невербальный характер, который позволяет
снять разнообразные психологические
защиты, проекции и обвинения.
Перед началом работы психолог объясняет,
что многие вещи бывает труднее рассказать,
чем показать. Поэтому будет целесообразно
заняться живой скульптурой, а позы и местоположение
каждого члена семьи расскажут об их действиях
и чувствах друг к другу. Тот, кто выступает
в роли скульптора, обращается с другими
членами семьи, словно они сделаны из глины.
В этой роли побывает каждый и создаст
свою скульптуру, отражающую реальную
и идеальную эмоциональную ситуацию в
семье.
Некоторые консультанты просят скульпторов
дать каждому персонажу фразу, которая
охарактеризовала бы поведение этого
человека.
Во время работы каждого скульптора психолог
отмечает реальные и символические семейные
конфликты, альянсы.
Каждую составленную скульптуру семья
обсуждает. Психолог задает вопросы как
скульптору, так и членам семьи. Скульптора
он может просить подобрать название своему
произведению, предложить возможные перспективы
развития в жизни семьи; семью – охарактеризовать
свои ощущения по поводу увиденного, согласиться
или опровергнуть взгляд скульптора на
семейную ситуацию и т. д.
Технику семейной скульптуры можно использовать
не только в семейном консультировании,
но и в индивидуальном. В этом случае воображаемыми
членами семьи выступают большие предметы,
мебель.