Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:12, реферат
Целью работы является раскрытие особенностей проявления и протекания семейных конфликтов. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 проанализировать теоретический материал по теме;
2 раскрыть понятие семейного конфликта как одного из межличностных конфликтов;
3 описать сущность семейного конфликта, обозначить его причины, рассмотреть структуру и функции семейного конфликта;
4 рассмотреть динамику семейного конфликта;
5 проанализировать пути разрешения и предотвращения семейных конфликтов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Понятие семейного конфликта как одного из межличностных конфликтов . . . . 4
1.1 Сущность семейного конфликта, его причины, структура и функции . . . . . . . 4
1.2 Динамика семейного конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2 Пути разрешения и предотвращения семейных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . 15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
По каждому конкретному случаю в рекомендованной литературе можно найти полезные советы. Здесь мы назовем лишь самые общие пути предупреждения семейных конфликтов, вытекающие из социально-психологических закономерностей развития семьи. Такими путями являются:
1 формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений (в первую очередь это касается супругов);
2 воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний;
3 организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения;
4 формирование культуры общения [4, с. 288].
При разрешении семейных конфликтов можно также руководствоваться определенными правилами. В частности, речь идет о таком правиле - замечание супругу надо делать наедине и выяснять причины его поведения, чтобы устранить недоразумение. Конфликтующие супруги игнорируют это правило и выясняют свои отношения в присутствии всех членов семьи, включая детей. Негативные последствия такого поведения родителей очевидны это снижение уважения к ним со стороны детей, влияние на психику детей, приучение их к вседозволенности. Это же правило применимо и к взаимоотношениям с ребенком. С точки зрения предупреждения конфликта с ребенком очень важно, чтобы родители оберегали его самолюбие, избегали публичного обсуждения его поведения и не допускали нецензурных выражений в его присутствии.
Второе правило, способное предупредить конфликт в семье, заключается в том, что члены семьи должны стремиться понять позицию друг друга, не отвергать ее сразу же и резко, дать человеку возможность высказаться до конца. Умение терпеливо выслушать другого человека, будь то взрослый или ребенок, определяет культуру общения в семье, которая не появляется в одночасье, а складывается в процессе всей жизни семьи.
Говоря о конфликтах между родителями и детьми, стоит говорить о том, что обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1 Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2 Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3 Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
4 Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Как правило, любой конфликт лучше предупредить, чем разрешить. Психологи и конфликтологи предлагают много различных вариантов собственного поведения:
• выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте полностью высказаться стороне, провоцирующей конфликт:
• относитесь к любому инциденту с пристальным вниманием, подвергайте его анализу:
• исключайте из общения любые претензии на превосходство, унижением другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность:
• признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою вину на других;
• не делайте катастрофы для семьи, когда ошибаются другие (что произошло,. то произошло):
• чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим разрушением организма каждого из членов семьи (язвы. стрессы, инфаркты и т.д.);
• любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претензии высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме («как аукнется, так и откликнется»):
• если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала «вашим личным врагом», спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким, что так дурно думаете о любимом ранее человеке?
• ищите недостатки в себе, а не у своих близких:
• все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втягивайте в разрешение конфликтов родственников, друзей;
• усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;
• позиция по отношению к действиям детей должна быть единой:
• не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу:
• не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом:
• укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.):
• помните, если вы сказали малышу: «Ты у нас совсем взрослый», он будет пытаться выглядеть таким всегда, а ему это еще не под силу [1, c.156]:
Семейные межличностные конфлик
Одно из условий завершения конфликта любящих супругов – не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других – родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.
В случаях, когда семья самостоятельно не в силах найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, решить конфликт мирным путем, есть смысл обратиться к семейному психологу. Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.
Основные задачи психологического консультирования:
– индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов;
– выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;
– оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного поведения в трудных ситуациях семейной жизни;
– обучение методам саморегуляции психического состояния [6, c.100].
В практике предупреждения семейных конфликтов существует множество различных методик, позволяющих оценить конфликтность личности, способы взаимодействия членов семьи, степень благополучия семьи и т.д. Практическое применение конкретных диагностических приемов в области семейного консультирования оправдано лишь в той мере, в какой полученные данные не дублируют «семейный диагноз», вытекающий из здравого смысла и имплицитных теорий психолога-консультанта.
Итак, в данной главе мы рассмотрели основные пути разрешения семейных конфликтов. Конечно, в любом случае конфликт лучше предупредить, чем предотвратить. Существует множество правил, при соблюдении которых взаимоотношения в семье всегда будут теплыми.
Семья – основная ячейка общества, в интересах каждого гражданина сохранить в семье дружественные и теплые взаимоотношения.
Несмотря на то, что конфликт может быть и конструктивным и нести положительные моменты в жизнь супругов, разнообразить жизнь, помочь в разрешении противоречий, все же количество негативных последствий конфликтов во много раз превышает положительные.
Таким образом,
для социального психолога,
Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Семейный конфликт одно из самых частых явлений современной жизни. Он может возникнуть даже в самой благополучной семье. Несомненно, каким по длительности ни был бы конфликт, он несет больше негативных последствий, которые перетекают в депрессию, стресс, неудовлетворенность жизнью. Таким образом, семейный конфликт лучше предупредить.
Каждый член семьи должен жить и действовать в соответствии с этическими нормами, уважать и любить своих близких и , по возможности, не допускать развития конфликтов, тем более не допускать, чтобы конфликт перешел в «хроническую» стадию.
Семья – основа общества и в наших силах сохранить ее.
1 Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Мысль, 2007. – 175 с.
2 Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 2009. – 348 с.
3 Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 551 с.
4 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. перераб. и доп. – М.:АСТ, 2008. – 42 с.
5 Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 176с.
6 Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск: Издательство государственного университета, 2009. – 88 с.
7 Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2009. – 584 с.
8 Попова Т.Е., Бобрешова И.П., Чувашова Т.А. Конфликтология: Методические указания по изучению дисциплины. Краткий конспект лекций. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - 51с.
9 Семья на пороге XXI века / Под ред. проф. Гаспаряна Ю.А. - М.: Наука, 2009. – 376 с.