Министерство образования и
науки Российской Федерации
Севастопольский городской
гуманитарный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: «Психология отклоняющегося
поведения»
На тему: «Семья как фактор детерменирующий
формирование отклоняющегося поведения».
Выполнила:
студентка группы П5-з
Ладова Ю.Г.
Проверил:
преподаватель
Мельник И.Ю
Севастополь 2014
СОДЕРЖАНИЕ
- Основные факторы неправильного
воспитания
- Роль семьи в формировании отклоняющегося поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь каждого человека, так или иначе,
связана с семьей. В семье человек рождается,
в ней он делает свои первые шаги, узнает
первые радости и огорчения, из семьи уходит
в большой мир, к ней он устремляется, когда
ему становится особенно неуютно в этом
мире.
Все социальные проблемы современности
в той или иной степени касаются семьи,
отражаются в ее самочувствии, способности
выполнять свои многочисленные функции,
справляться с трудностями. Роль семьи
в обществе очень велика, так как именно
в семье формируется и развивается личность
человека, происходит овладение им социальными
ролями, необходимыми для безболезненной
адаптации ребенка в социуме. Семья выступает
как первый воспитательный институт, связь
с которым человек ощущает на протяжении
всей своей жизни.
Семья есть всегда объединение людей,
причем объединение, основанное на любви,
доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке
[1, с. 12].
Какой бы замкнутой семья ни казалась,
она тысячами нитей связана с обществом.
Отношения в семье складываются не только
по воле ее членов, но и под влиянием внешних
условий социальной жизни общества. В
то же время и семья влияет на отношения
в обществе, на характер всех процессов
общественной жизни. Она не только удовлетворяет
потребности людей, вступивших в семейный
союз, но выполняет ряд социальных функций
и поэтому является неотъемлемым элементом
социальной структуры общества.
Семья порождает первичную, глубинную
социальность, которая потом воплощается
и усложняется в социальных связях, объединяющих
индивидов в общество. Судьбы семьи и общества
взаимосвязаны, а их функции взаимодополняемы.
Поэтому семью можно назвать социальным
институтом, характеризующимся устойчивой
формой взаимоотношений между людьми,
в рамках которого осуществляется основная
часть повседневной жизни людей.
1. Основные факторы неправильного
воспитания в семье
Социально-культурный характер
факторов, оказывающих неблагоприятное
влияние на психическое здоровье, обусловлен
ускорением темпа современной жизни, дефицитом
времени, недостаточными условиями для
снятия эмоционального напряжения и для
расслабления. Следствием этого являются
чрезмерная загруженность родителей,
их невротизация, появление множества
личностных проблем в сочетании с недостаточной
осведомленностью о путях решения внутриличностных
конфликтов и о возможностях психологической
и психотерапевтической помощи. Подобная
личностная дисгармония родителей находит
свое отражение в развитии детей и оказывает
негативное влияние на их психику [16, с.
154].
На эмоциональную атмосферу в семье и
на психическое состояние ее членов влияют
также социально-экономические факторы,
среди которых можно выделить такие, как:
неудовлетворительные жилищно-бытовые
условия;
занятость родителей.
От условий воспитания в семье зависит
адекватное и неадекватное поведение
ребенка.
Семья может стать источником психогений
у подростка по нескольким причинам:
подросток зависим от семьи в удовлетворении
материально-бытовых потребностей;
некоторые механизмы саморегуляции поведения
у подростка еще не сформированы, и семья
выполняет функцию социального контроля;
семья оказывает информационную, направляющую,
консультационную поддержку подростку
в системе новых для него социальных отношений
[30, с. 54].
Деструктивная семья не способна ответственно
и дифференцированно выполнять свои функции,
а вследствие этого и не может удовлетворять
актуальные, возрастающие, «взрослеющие»
потребности подростка, оставляя их фрустрированными.
Воспитательное воздействие родителей,
тип родительских отношений и общая социально-психологическая
атмосфера в семье имеют первостепенное
значение в формировании личности ребенка
и становлении его самосознания. К концу
подросткового возраста практически завершается
оформление образа «Я», формируется относительно
устойчивое отношение индивида к себе,
имеющее положительную в норме либо отрицательную
модальность. Говоря об отношениях “родители-ребенок”,
мы говорим о взаимоотношении между ними
и о положении, которое занимает ребенок
в семье. Как отмечают Хансон и др. в своих
исследованиях, что если у ребенка (независимо
от того, в какой возрастной группе он
принадлежит) плохие отношения с одним
или обоими родителями, если ребенок чувствует,
что его считают никуда не годным, или
не ощущает родительской поддержки, он,
возможно, окажется втянутым в преступную
деятельность, будет ополчаться на других
детей, сверстники будут отзываться о
нем как об агрессивном, он будет вести
себя агрессивно по отношению к родителям.
Шефер выяснил, что отношения родителей
к своему ребенку можно описать двумя
парами важных признаков:
неприяти - расположение;
терпимость-сдерживание.
Степень выраженности этих признаков
обуславливает характер воспитательного
воздействия. выделил три типа негативных
отношений родителей к ребенку:
Тип А - отвержение (неприятие ребенка,
демонстрация недоброжелательного отношения)
Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное
отношение: чрезмерная критика, придирчивость,
наказание за малейшую провинность)
Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание:
сверхзаботливое отношение, при котором
ребенок лишен возможности самостоятельно
действовать.
Первый тип формирует у ребенка ощущение
покинутости, незащищенности, неуверенности
в себе. Ребенок не чувствует поддержки,
“стены” за которую можно спрятаться.
Кроме того, отвержение разрушает механизм
идентификации (ребенок не принимает родительские
убеждения). При холодных эмоциональных
отношениях он не имеет позитивных поведенческих
моделей реагирования. Это снижает способность
саморегуляции ребенка. Так, Г. Эберлейн
определяет агрессивность как “отчаяние
ребенка, который ищет признания и любви”.
Второй тип (гиперсоциализация), вроде
бы предоставляет ребенку образец для
развития и направлен на формирование
сильной, волевой личности, но все же приводит
к негативным результатам - озлобленности,
стремлению делать запретное “исподтишка”
и прочее. Здесь критика со стороны родителей
обычно не является конструктивной и потому
не приводит к положительным результатам.
Критика в адрес ребенка формирует у него
чувство неполноценности, тревожности
и ожидания новых неудач. Чаще всего, как
отмечали Е.Гаспарова, Т.В.Роял ребенок,
занимающий такое положение в семье, оказывается
несостоятельным и не способным занять
высокое положение в группе. И эта несостоятельность
приводит к тому, что агрессивное поведение
ребенка служит ему для самоутверждения
в группе.
Также, родители, предъявляя завышенные
требования к ребенку, не учитывают его
особенностей и возможностей. И отсюда,
по А.И.Захарову, чрезмерная загруженность
ребенка занятиями. Причем занятия, несоответствующие
возрасту и интересам ребенка могут привести
к возникновению невроза, провоцирующего
агрессивн.
Третий тип (гиперопека) также нарушает
нормальное развитие личности. Она предоставляет
ребенку возможность получения родительской
ласки и любви, однако, чрезмерный уход
приводит к инфантилизму, несамостоятельности,
неспособности принимать решения и противостоять
стрессам, снижает личностные способности
к саморегуляции.
Такие дети, считают психологи, чаще всего
становятся жертвами агрессии. И, учитывая,
что они неспособны постоять за себя, у
них наблюдается косвенная агрессия, т.е.
свои негативные эмоции они вымещают на
других предметах (рвут книги, раскидывают
игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Таким образом, неправильное отношение
к ребенку в семье также ведет к формированию
агрессивных тенденций в поведении ребенка.
Агрессивные дети, как правило, вырастают
в семьях, где дистанция между родителями
и детьми огромна, где мало интересуются
развитием детей, где не хватает тепла
и ласки, отношение к проявлению детской
агрессивности безразличное или снисходительное,
где в качестве дисциплинарных воздействий
вместо заботы и терпеливого объяснения
предпочитают силовые методы, особенно
физические наказания.
Известный психолог выделяет 4 типа неправильного
воспитания в семье: неприятие, гиперсоциальный,
тревожно-мнительный и эгоцентрический
типы.
Неприятие ребёнка такого, какой он есть.
Бывает первичное (складывается до появления
ребёнка), и вторичное (после рождения
ребёнка). Часто встречается неосознаваемый
мотив по отношению к ребёнку, связанный
с неудовлетворённостью полом ребёнка,
внешним видом, с разводом.
Родители начинают меньше общаться с ребёнком,
появляется жёсткость поведения. Дети
также осознают это неприятие, и в ответ
у них возникает неприятие к родителям.
Темперамент при этом типе воспитания
может полностью или частично подавляться.
Отсутствие нелюбви со стороны родителей
компенсируется эгоизмом, появляется
жадность, жестокость, агрессия. Упорство
холерика превращается в упрямство, живость
сангвиника в неустойчивость характера,
неспешность флегматика в бездействие,
пассивность, нерешительность. Если темперамент
полностью ломается, то появляются черты
меланхолического поведения.
Выход из этой ситуации – найти в ребёнке
что-то хорошее и показать это родителям.
Гиперсоциальный тип.
Ориентация «так должно быть». Воспитание
проходит по правилу, на «должном уровне».
Ребёнка кормят по часам, не берут на руки.
Очень ясно прививаются социальные устои
общества, и за это сильно наказывают.
В жизни таких детей всё строго регламентировано.
Темперамент также подавляется, а особенно
сангвинистический. У холериков и флегматиков
заостряются элементы упорства. Появляются
эгоистические черты.
Тревожно-мнительный тип.
С появлением ребёнка на свет возникает
тревога за его жизнь. Это опасение передаётся
и самому ребёнку. При плохой погоде ребёнка
кутают, остерегают, не пускают гулять.
У холерика и сангвиника притупляется
активность, т.к. появляется страх за эту
активность, исчезает самоуверенность.
У холерика обостряется тенденция к осторожности,
пугливости, которая мешает ему добиться
цели. Данная аномалия воспитания несёт
в себе возможность формирования комплекса
неполноценности, появляются трудности
в общении. Такой ребенок очень чувствителен
к переменам, он их боится. В результате
может развиваться меланхолический тип
воспитания.
Эгоцентрический тип.
Наблюдается в семьях с недостаточным
уровнем ответственности за будущее ребёнка.
Ему даётся представление, что он «кумир
в семье». Интересы окружающих игнорируются,
малейшая прихоть ребёнка удовлетворяется,
нет никаких ограничений, отсутствует
слово «нельзя». В садике для такого ребёнка
это является главной проблемой. Такой
ребёнок расторможен, агрессивен, не может
ждать своей очереди, везде старается
быть первым. У холерика заостряется агрессивность.
Его упорство перерастает в упрямство
и превращается в черту характера. Целеустремлённость
превращается в настырную требовательность.
У сангвиников быстрота перестраивается
в расторможенность, а острословие в болтливость,
резонерство; подвижность – в суетливость,
появляется завышенная самоуверенность.
У флегматика медлительность перерождается
в пассивность, а упорство – в упрямство.
Беды начинаются, когда ребёнок попадает
в общество сверстников, его там не принимают.
Именно поэтому формирование фундамента
характера происходит до 5 лет. Уже к 3 годам
стиль эмоционального реагирования закрепляется
в форме уже присущей взрослому человеку.
Характер закрепляется к 5-6 годам. Уже
в это время можно прогнозировать, как
ребенок будет учиться и что его ожидает
в будущем. [3, с. 20]
Таким образом, мы рассмотрели в основных
чертах, сложный, многомерный процесс
нарушения взаимоотношений в семье и его
патогенное влияние на формирование личности
детей.
- Роль семьи в формировании
отклоняющегося поведения
В поведении и развитии детей
и подростков часто встречаются отклонения
поведения (агрессивность, вспыльчивость,
пассивность, гиперактивность), отставание
в развитии и различные формы детской
нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Наиболее часто к отклонениям поведения
относят следующие явления:
• навязчивые действия (механически воспроизводимые
действия, или комплексы действий, не поддающиеся
сознательному контролю и ограничению);
• повышенная возбудимость, расторможенность,
неуправляемость;
• конфликтность, неуживчивость, агрессивность;
• пагубные привычки (пристрастия, не
принявшие формы клинических заболеваний
– алкоголизма, наркомании, нимфомании,
пр.);
• стеснительность, нерешительность,
робость;
• плаксивость, чрезмерная эмоциональная
восприимчивость (все принимается «близко
к сердцу»);
• внушаемость, подверженность чужому
влиянию;
• неумеренность или, напротив, чрезмерное
ограничение в пище;
• чрезмерное (доводящее до истощения,
сужающее круг общения и сферу интересов)
погружение в работу (или какую-то деятельность);
• стереотипность, шаблонность поведения,
неумеренный конформизм;
• склонность к экзальтированным проявлениям,
демонстративность [6,с. 20].
Внутриличностные конфликты по-разному
проявляются внешне в зависимости от стиля
поведения ребенка в конфликте.
Рассмотрим каждое из отклонений психологического
здоровья подробно.
Слово «агрессивность» образовано от
латинского aggressio - нападение. В данном
случае возьмем определение агрессии
как активной формы выражения эмоции гнева,
которая проявляется через причинение
ущерба человеку или предмету. Следует
обратить внимание на то, что агрессия
- это выражение эмоции, а эмоция - это то,
что мы испытываем вне зависимости от
наших желаний и тем более желаний окружающих
нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию
гнева, нельзя запретить. Как говорят психологи,
очень важно дать ребенку «отреагировать»
свой гнев. Поскольку мы видим, что гнев
- это реакция, следовательно, ее, эту реакцию,
надо отреагировать, дать ей выход, как
и любой другой эмоции. Важно дать понять
ребенку, что вы любите его и с его злостью
тоже [13,с. 124].
Чаще всего ребенок бывает агрессивным
из-за психологических проблем, с которыми
он не справляется. При этом за агрессивным
поведением могут стоять разные причины.
Хочется заметить, что любое негативное
поведение ребенка, будь то капризы, слезы,
драки и т.д., свидетельствуют не о том,
что ребенок что-то хочет сделать назло
взрослым, а о том, что в его жизни что-то
не так. Практика показывает, что на агрессивность
ребенка больше воздействуют социальная
среда и его окружение.
Неприятие детей родителями является
одной из базовых причин агрессивности,
и кстати, не только детской. Статистика
подтверждает такой факт: нередко приступы
агрессивности проявляются у нежеланных
детей. Хотя родители могут не говорить
ему напрямую, что его не ждали и не хотели,
он прекрасно осведомлен об этом, так как
"считывает" информацию с их жестов
и интонации. Такие дети стараются любыми
средствами доказать, что имеют право
на существование, что они хорошие. Они
пытаются завоевать столь необходимую
им родительскую любовь и, как правило,
делают это довольно агрессивно.
Дети, которые испытывают недостаток родительской
любви, начинают проявлять агрессивность,
пытаясь напомнить о себе. Если кроха не
чувствует никакого интереса со стороны
взрослых к своей персоне, агрессия —
самый очевидный способ обратить на себя
внимание [6,с. 15].
К повышенной агрессивности ребенка может
привести разрушение положительных эмоциональных
связей как между родителями и ребенком,
так и между самими родителями.
Устанавливается зависимость
между неблагоприятными семейными условиями
и различными девиациями. Поданным нашего
исследования, около 20% семей страдают
алкоголизмом, 60% подростков воспитываются
в неполных семьях, а у 12% вообще нет родителей,
дети воспитываются дальними родственниками.
Психологический климат в семье,
взаимоотношения между ее членами также
играют немаловажную роль в формировании
отклоняющегося повеления. Например, нами
было установлено, что безразличное отношение
друг к другу в семье диагностируется
у 30% учащихся, склонных к девиантному
поведению, а плохие взаимоотношения,
постоянные конфликты - у 46%.
Обосновываются способы влияния
семейной среды на формирование личности:
через подражание, через закрепление негативистических
реакций, через подкрепление окружающими
психопатических реакций подростка (Гурьева,
Гиндикин, 1980).
В литературе приведены различные
классификации и типологии негармоничных
семей (Личко, 1983; Алмазов, 1986). Выделяются:
неполная семья — отсутствие
одного из родителей;
деструктивная семья — характеризуется
отсутствием взаимности в эмоциональных
контактах;
конфликтная семья — семья,
в которой между ее членами происходят
столкновения, сопровождающиеся отрицательными
эмоциональными состояниями;
кризисная или распадающаяся
семья — характеризуется наличием конфликтной
ситуации, супруги занимают непримиримые
позиции по отношению друг к другу, но
продолжают жить вместе;
распавшаяся семья — семья,
в которой один из родителей сохраняет
контакты с семьей, но живет отдельно от
нее;
невротическая семья — характеризуется
наличием разногласий и длительных противостояний
между супругами (Эйдемиллер, Юстицкис,
1990).
Такие семьи сами по себе не
формируют девиантных подростков, но создают
неблагополучный фон, который может способствовать
возникновению различных девиаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
Многие отечественные исследователи отмечали,
что семья является той микросредой, где
ребенок получает чувственный опыт. Для
душевного состояния детей чрезвычайно
важно, чувствуют ли они в семье, что их
любят, значимы они для родителей или нет,
как они сами относятся к родителям. Осмысление,
осознание себя в семье определяет его
реакции на происходящее и, более того,
представляет собой фундамент для существующих
и будущих отношений с людьми. Это своеобразные
сценарии, на основе которых подросток
предвосхищает, как окружающие будут поступать
с ним, интерпретирует, что чувствуют другие
люди по отношению к нему.
Сценарии очень стабильны, часто
человек несет их за собой на протяжении
всей жизни. Педагоги и психологи, имеющие
опыт общения с "трудными" подростками,
знают, как нелегко поколебать их веру
в то, что никому до них нет дела, что взрослые
желают им лишь плохого. На основе своего
жизненного опыта и обобщения его доступными
интеллекту средствами подросток может
прийти к различным внутренним позициям.
Они в общей форме отражают, как ребенок
воспринимает отношение родителей к себе
и как он сам относится к себе. |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Азаров Ю. П. Семейная
педагогика. - М., 1985.
Андреева Г. М. Социальная
психология: Учебник. - М., 1997.
Антонян Ю. М., Саличев
Е. Г. Неблагоприятные условия формирования
личности в детстве и вопросы предупреждения
преступности. - М., 1983.
Бадмаев С. А. Психологическая
коррекция отклоняющегося поведения школьников.
- М., 1997.
Бокарев Н. Н. Процесс
социальной девиации // Уч. зап. МГСУ. - 1998.
- № 1.- с.19-34.
Буянов М. И. Ребенок
из неблагополучной семьи: Записки детского
психиатра. - М., 1988.
Гилинский Я., Афанасьев
В. Социология девиантного (отклоняющегося)
поведения: Уч. пос. - СПб, 1993.
Голофаст В. Б. Функции
семьи // Семья и личность. - М., 1974.