Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 10:04, контрольная работа
Описание работы
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Содержание работы
1.Введение………………………………………………………………………. 1 2.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности………… …………………...…………4 3.Взаимоотношения детей в семье…………………………………………...…10 4.Исследование отношений сиблингов в семье……………….……………….19 5.Заключение………………………………………………………………….….22 6.Список использованной литературы……………………… ………………...25
Обобщая результаты проведённой
экспериментальной работы, необходимо
подчеркнуть, что из пятидесяти семей,
участвовавших в исследовании, только
в десяти семьях выявлены доброжелательные
отношения между сестрами. В большей части
семей, участвовавших в исследовании,
зафиксированы варианты неадекватных
отношений между сиблингами.
Заключение
Обобщая результаты работы,
мы можем рекомендовать родителям следующие
варианты поведения по отношению к младшим
и старшим сиблингам.
Родителям необходимо
чаще говорить детям, что они любимы.
- Нужно стараться не
сравнивать детей между собой
и другими детьми. Необходимо
тщательно следить за тем, что говорите
по поводу особенностей своих детей.
- Нельзя разделять детей
на «плохих» и «хороших», это
порождает соперни-чество между ними.
«Плохой» ребёнок считает, что он всё равно
не будет таким хорошим, как его сестра.
А «хороший» часто полагает, что его за-мечают
только тогда, когда он в чём-то лучше своей
непослушной сестры.
- Нельзя втягивать детей
в борьбу за власть в семье.
- Важно избегать роли
арбитра в стычках и ссорах между
сиблингами.
Вмешательство может на самом
деле потворствовать развитию агрессии
между сиблингами.
- Важно научить детей
выражать свой гнев, протест, плохое
настроение безопасным способом
(через рисунок, лепку, «бой подушками»).
- Нельзя разрешать детям
ябедничать. Для этого необходимо
научить сиблингов, использовать прямые
контакты, то есть выражать ревность не
косвенно, родителям, а открыто, друг другу.
- Родители должны помочь
детям научиться играть вместе,
не делить игрушки на «мои»
и «твои». Важно избегать ситуаций,
в которых один ребёнок не
получил то, что есть у другого.
- Необходимо регулярно проводить
некоторое время наедине с каждым ребёнком,
обеспечив справедливость поощрений и
привилегий и не выбирая «любимчиков».
- Разумно не заставлять
сестёр, во что бы то ни стало обожать друг
друга, всегда быть вместе и постоянно
сотрудничать. Предписанная любовь редко
бывает долгой и искренней.
Как отмечает В. Н. Дружинин,
отношения между сиблингами – какие бы
они ни были, любящие или неприязненные
– наиболее продолжительные и наиболее
постоянные близкие отношения между людьми.
Они продолжаются дольше большинства
дружеских связей, сохраняясь после смерти
родителей и создания своих семей. Отношения
с братьями и сестрами формируются в ходе
истории их жизни, глубоко коренятся в
общем опыте, начиная с раннего детства
и до преклонного возраста.
Безусловно, в каждой семье
у детей может быть повод для ревности
и соперничества, но не в каждой семье
эта проблема может оказаться острой.
То, как старшие или младшие дети справятся
с негативными чувствами, зависит от общей
атмосферы в семье, от стиля воспитания
родителей, от того, смогут ли они уделять
всем детям достаточно любви и внимания.
Притча
Жила-была на свете
семья. Она была не простая. Более ста человек
насчитывалось в этой семье. И занимала
она целое село. Так и жили всей семьей,
всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли
больших семейств на свете, но дело в том,
что была особая – мир и лад царили в той
семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни
ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки
страны. И он решил проверить, правду ли
молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота,
достаток и мир. Хорошо детям, спокойно
старикам. Удивился владыка. Решил узнать,
как жители села добились такого лада,
пришел к главе семьи; расскажи, мол, как
добиваешься такого согласия и мира в
твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал
что-то писать. Писал долго. Видно, не очень
силен был в грамоте. Затем передал лист
владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать
каракули старика. Разобрал с трудом и
удивился. Три слова были начертаны на
бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в
конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ,
Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал,
как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил
старик,- это и есть основа жизни
всякой хорошей семьи. – И, подумав,
добавил: -И мира тоже.
Список использованной литературы
Алексеева,О.С. Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов[Текст]/О.С.Алексеева// Вопросы психологии – М.:2010. – Вып.5. - С.25-32.
Баландина,Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей[Текст]/Л.Л.Баландина// Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А.Вяткина - Пермь: 2008. С. 57-74.
Дружинин,В. Н. Психология семьи[Текст]/ В. Н. Дружинин – М.: КСП, 2009. – 160 с.
Калугина,Е.Л. Появление второго ребенка в семье как трудная жизненная ситуация и особенности совладания с ней супругов [Текст]/ Е.Л.Калугина// Журнал практического психолога.
– М.:2010. – Вып.2. – С.166-175.
Козлова,И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru (ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/345-kozlova12.html.
Козлова,И.А. Особенности сиблинговых и детско-родительских отношений и характеристики личностной сферы сиблингов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 2(2). URL: http://psystudy.ru.
Лукьянченко,А.М. Социально-психологические
особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности[Текст]/А.М.Лукьянченко// Психологическая наука и образование. – М.:2010. – Вып.1. – С.31-39.
Олешкевич,В.И. Аналитика положения ребенка в семье по А.Адлеру и ее значение в современной психологии развития и психотерапии[Текст]/В.И.Олешкевич// Семейная психология и семейная терапия. – М.:2010. – Вып.2. – С. 108-126.
Мещеряков,Б.Г. Современный психологический
словарь [Текст]/ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко – СПб.: Прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2008. – 490 с.
Целуйко,В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей [Текст]/ В.М. Целуйко.- М.: ВЛАДОС, 2011.- 288с.
Целуйко,В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей [Текст]/ В.М. Целуйко.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009.- 271с.