Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………. 1
2.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности………… …………………...…………4
3.Взаимоотношения детей в семье…………………………………………...…10
4.Исследование отношений сиблингов в семье……………….……………….19
5.Заключение………………………………………………………………….….22
6.Список использованной литературы……………………… ………………...25

Файлы: 1 файл

Психология и Педагогика.docx

— 62.27 Кб (Скачать файл)

Обобщая результаты проведённой  экспериментальной работы, необходимо подчеркнуть, что из пятидесяти семей, участвовавших в исследовании, только в десяти семьях выявлены доброжелательные отношения между сестрами. В большей части семей, участвовавших в исследовании,  зафиксированы варианты неадекватных отношений между сиблингами.

 

 

  1. Заключение

 

Обобщая результаты работы, мы можем рекомендовать родителям следующие варианты поведения по отношению к младшим и старшим сиблингам.

 Родителям необходимо чаще говорить детям, что они любимы.

- Нужно стараться не  сравнивать детей между собой  и другими детьми. Необходимо  тщательно следить за тем, что говорите по поводу особенностей своих детей.

- Нельзя разделять детей  на «плохих» и «хороших», это  порождает соперни-чество между ними. «Плохой» ребёнок считает, что он всё равно не будет таким хорошим, как его сестра. А «хороший» часто полагает, что его за-мечают только тогда, когда он в чём-то лучше своей непослушной сестры.

- Нельзя втягивать детей  в борьбу за власть в семье.

- Важно избегать роли  арбитра в стычках и ссорах между сиблингами.

Вмешательство может на самом деле потворствовать развитию агрессии между сиблингами.

- Важно научить детей  выражать свой гнев, протест, плохое  настроение безопасным способом (через рисунок, лепку, «бой подушками»).

- Нельзя разрешать детям  ябедничать. Для этого необходимо  научить сиблингов, использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу.

- Родители должны помочь  детям научиться играть вместе, не делить игрушки на «мои»  и «твои». Важно избегать ситуаций, в которых один ребёнок не  получил то, что есть у другого.

- Необходимо регулярно проводить некоторое время наедине с каждым ребёнком, обеспечив справедливость поощрений и привилегий и не выбирая «любимчиков».

- Разумно не заставлять  сестёр, во что бы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать. Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней.

Как отмечает В. Н. Дружинин, отношения между сиблингами – какие бы они ни были, любящие или неприязненные – наиболее продолжительные и наиболее постоянные близкие отношения между людьми. Они продолжаются дольше большинства дружеских связей, сохраняясь после смерти родителей и создания своих семей. Отношения с братьями и сестрами формируются в ходе истории их жизни, глубоко коренятся в общем опыте, начиная с раннего детства и до преклонного возраста.

Безусловно, в каждой семье у детей может быть повод для ревности и соперничества, но не в каждой семье эта проблема может оказаться острой. То, как старшие или младшие дети справятся с негативными чувствами, зависит от общей атмосферы в семье, от стиля воспитания родителей, от того, смогут ли они уделять всем детям достаточно любви и внимания.

Притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И все?

-Да, - ответил  старик,- это и есть основа жизни  всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.

 




 
 

     

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы

 

  1. Алексеева,О.С. Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов[Текст]/О.С.Алексеева// Вопросы психологии – М.:2010. – Вып.5. - С.25-32.
  2. Баландина,Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей[Текст]/Л.Л.Баландина// Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А.Вяткина - Пермь: 2008. С. 57-74.
  3. Дружинин,В. Н. Психология семьи[Текст]/ В. Н. Дружинин – М.: КСП, 2009. – 160 с.
  4. Зарубин,М.М. Практические советы психолога[Текст]/ М.М. Зарубин.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.-224с.
  5. Калугина,Е.Л. Появление второго ребенка в семье как трудная жизненная ситуация и особенности совладания с ней супругов [Текст]/ Е.Л.Калугина// Журнал практического психолога. – М.:2010. – Вып.2. – С.166-175.
  6. Козлова,И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru (ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/345-kozlova12.html.
  7. Козлова,И.А. Особенности сиблинговых и детско-родительских отношений и характеристики личностной сферы сиблингов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 2(2). URL: http://psystudy.ru.
  8. Лукьянченко,А.М. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности[Текст]/А.М.Лукьянченко// Психологическая наука и образование. – М.:2010. – Вып.1. – С.31-39.
  9. Олешкевич,В.И. Аналитика положения ребенка в семье по А.Адлеру и ее значение в современной психологии развития и психотерапии[Текст]/В.И.Олешкевич// Семейная психология и семейная терапия. – М.:2010. – Вып.2. – С. 108-126.
  10. Мещеряков,Б.Г. Современный психологический словарь [Текст]/ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко – СПб.: Прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2008. – 490 с.
  11. Целуйко,В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей [Текст]/ В.М. Целуйко.- М.: ВЛАДОС, 2011.- 288с.
  12. Целуйко,В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей [Текст]/ В.М. Целуйко.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009.- 271с.

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности