Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель работы: изучение особенностей сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
– изучить теоретические основы проблемы сенсорного развития детей;
– выявить особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Данное исследование
было проведено с целью
В рамках данной работы был проведён констатирующий эксперимент, который включал в себя четыре методики, направленных на изучение особенностей усвоения сенсорных эталонов.
Анализ результатов исследования подтверждает гипотезу, т.е. можно утверждать, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности сенсорного развития, проявляющиеся в несформированности сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Мы пришли к выводам:
1). Дети с ЗПР воспринимают сходные качества предметов как одинаковые предметы;
2). У детей наблюдается низкий уровень анализирующего наблюдения;
3). Усвоение сенсорных эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников;
4). Особо затруднено усвоение эталонов величины, в то время, как эталоны цвета и формы, усвоенные детьми приближенны к норме;
5). При оказании коррекционной помощи, дошкольники с задержкой психического развития способны улучшить свои результаты.
Последний вывод строится на том, что результаты детей, находящихся в коррекции два года, лучше, чем результаты детей, которые получают коррекционную помощь в течение года.
Список литературы
1. Башаева Т.В. Развитие
восприятия у детей. Форма,
цвет, звук. Популярное пособие для
родителей и педагогов. –
2. Венгер Л. Д. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Beнгepa. – М.: Просвещение, 1988 – 144 с.: ил.
3. Войлокова Е.Ф., Андрухович
Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное
4. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.
6. Маллер А.Р., Цикото
Г.В. Воспитание и обучение
детей с тяжёлой
7. Основы специальной
психологии: Учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений / Л.В.
Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.
8. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 228 с. (Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве.)
9. Трофимова Н.М., Дуванова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
10. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребёнка – задачи воспитания. - В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. – М., 1960 – 76с.
11.Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Носковой А.П. - М.: Прогресс, 1984. - 303 с.
12. Ермолаева М.В. Психология
развивающей и коррекционной
работы с дошкольниками - 2-е
изд. - М.: Московский психолого-
13. Забрамная С.Д., Боровик
О.В. Практический материал
14. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. - М.: Академия педагогических наук, 1963. - 286 с.
15. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 208 с.
16. . Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
17. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.
19. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М. : Новое знание, 2006. - 345с.
20. Буянова Р. Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 2006
21. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. : БрГУ, 2007. - 195с.
22. Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей, - М. : Новое время, 2000. - 294с
23. . Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997. - 441с.
24. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35.
25. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной— М.:- 1981.- 79 с.
26. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В.Розанова, Л. И.Солнцева и др.; под ред. В. И.Лубовского. 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 482 с.
Приложение 1.
Задание № 1
Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка:
Красный круг – Ребенок
выполнил задание самостоятельно по
показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно,
но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета,
но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога
не справился с заданием.
Задание № 2
Дидактическая игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия:
Куб – ящик с отверстиями разной формы.
Обязательно должны быть отверстия квадратной
и круглой формы.
Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция:
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка:
Красный круг – Ребенок
выполнил задание самостоятельно по
показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно,
но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но
с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога
не справился с заданием.
Задание № 3
Дидактическая игра “Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция:
Показать ребенку пирамидку. Разобрать
ее проговаривая: “Много колечек”.
Собрать пирамидку, сопровождая словами:
“Сначала надеваю самое большое колечко,
затем – колечко поменьше… и самое маленькое
колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек
много, а пирамидка одна”.
Самостоятельная деятельность ребенка
по показу.
Оценка:
Красный круг – Ребенок
выполнил задание самостоятельно, сопровождая
свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно,
но не сопровождал свои действия словами.
Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но
с помощью педагога исправляет ошибки,
и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога
не справился с заданием.
Информация о работе Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР