Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
– изучить теоретические основы проблемы сенсорного развития детей;
– выявить особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПРОБНЫЙ..doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Данное исследование было проведено с целью подтверждения  и изучения особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В рамках данной работы был  проведён констатирующий эксперимент, который включал в себя четыре методики, направленных на изучение особенностей усвоения сенсорных эталонов.

Анализ результатов  исследования подтверждает гипотезу, т.е. можно утверждать, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности сенсорного развития, проявляющиеся в несформированности сенсорных эталонов цвета, формы и величины.

Мы пришли к выводам:

1). Дети с ЗПР воспринимают сходные качества предметов как одинаковые предметы;

2). У детей наблюдается  низкий уровень анализирующего наблюдения;

3). Усвоение сенсорных эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников;

4). Особо затруднено  усвоение эталонов величины, в  то время, как эталоны цвета  и формы, усвоенные детьми приближенны к норме;

5). При оказании коррекционной помощи, дошкольники с задержкой психического развития способны улучшить свои результаты.

Последний вывод строится на том, что результаты детей, находящихся  в коррекции два года, лучше, чем  результаты детей, которые получают коррекционную помощь в течение года.

 

 

Список литературы

 

1. Башаева Т.В. Развитие  восприятия у детей. Форма,  цвет, звук. Популярное пособие для  родителей и педагогов. – Ярославль:  академия развития, 1997. – 240 с.

2. Венгер Л. Д. и  др. Воспитание сенсорной культуры  ребёнка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Beнгepa. – М.: Просвещение, 1988 – 144 с.: ил.

3. Войлокова Е.Ф., Андрухович  Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание  дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.

4. Детская практическая  психология: Учебник / Под ред.  проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

5. Катаева А.А., Стребелева  Е.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.

6. Маллер А.Р., Цикото  Г.В. Воспитание и обучение  детей с тяжёлой интеллектуальной  недостаточностью: Учеб. пособие –  М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 208 с.

7. Основы специальной  психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.  Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.  Солнцева и др.; Под ред. Л.В.  Кузнецовой. – М.: Издательский центр  «Академия» - 2003. – 408 с.

8. Сенсорное воспитание  дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 228 с. (Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве.)

9. Трофимова Н.М., Дуванова  Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

10. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребёнка – задачи воспитания. - В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. – М., 1960 – 76с.

11.Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Носковой А.П. - М.: Прогресс, 1984. - 303 с.

12. Ермолаева М.В. Психология  развивающей и коррекционной  работы с дошкольниками - 2-е  изд. - М.: Московский психолого-социальный  институт; Воронеж: издательство  НПО "МОДЕК", 2002. - 280 с.

13. Забрамная С.Д., Боровик  О.В. Практический материал для  проведения психолого-педагогического  обследования детей: пособие для  психолого-педагогических комиссий - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

14. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. - М.: Академия педагогических наук, 1963. - 286 с.

15. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 208 с.

16. . Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

17.  Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.

18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.

19. Курашова Р.А. Сенсорное  развитие дошкольников, - М. : Новое  знание, 2006. - 345с.

20. Буянова Р. Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 2006

21. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. : БрГУ, 2007. - 195с.

22.  Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей, - М. : Новое время, 2000. - 294с

23. . Выготский Л.Н. Воображение  и творчество в дошкольном  возрасте. - СПб. : Союз, 1997. - 441с.

24. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35.

25. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной— М.:- 1981.- 79 с.

26. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В.Розанова, Л. И.Солнцева и др.; под ред. В. И.Лубовского. 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 482 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция:

Разложить цветы на столе  врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади  бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания  ребенком подвести итог: “Желтая бабочка  села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка:

Красный круг – Ребенок  выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.  
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.  
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.  
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2

Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка  знания о форме (шарик, кубик)

Пособия:  
Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.  
Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция:

Показать и рассмотреть  с ребенком кубик и шарик, называя  их. Показать “домик”, в котором  они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка:

Красный круг – Ребенок  выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.  
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.  
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.  
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

Дидактическая игра “Собери  пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один –  много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:  
Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.  
Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.  
Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка:

Красный круг – Ребенок  выполнил задание самостоятельно, сопровождая  свои действия словами по показу педагога.  
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.  
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.  
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР