Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:41, контрольная работа

Описание работы

Огромное значение имеет развитие восприятия для детей с нарушенным слухом. Оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов, развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. У глухого человека потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельность сохранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др. Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие соответствующих видов восприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста……………………………5-9
Особенности сенсорного развития детей с нарушенным слухом……….....9-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами. В. Флери писал: «Их поступь вообще неловка и тяжка, они своими ногами не ступают на землю, но как бы только ударяют оную или тащат их небрежно». Потеря слуха создает более сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям их формирования. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий, для чего нужно заботиться о развитии у таких детей двигательного контроля за качеством своих движений. Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности -- на высшие формы регуляции движений. Развитие произвольных движений начинается с того. что ребенок учится подчинять свои движения словесно сформулированным требованиям окружающих. Затем слово становится средством организации движений, упорядочивает их, делает более организованными и дифференцированными. Двигательные навыки, складывающиеся у детей в условиях развернутой речевой деятельности, имеют более обобщенный характер, легче переносятся в новые условия (А.В. Запорожец). У детей с нарушениями слуха вследствие более позднего формирования словесной речи развитие произвольной регуляции движений задерживается [2].

Кожные ощущения возникают  при непосредственном контакте предмета с кожей. Из всех видов кожных ощущений для компенсации нарушений слуха  наибольшее значение имеют вибрационные ощущения.

Колебания вибрирующих предметов распространяются в воздушной среде, твердом теле и жидкости. В том случае, когда человек не прикасается непосредственно к источнику вибраций, а воспринимает их через передающую среду, вибрационные ощущения дают возможность судить о явлениях, удаленных от человека. При нарушениях слуха это очень важно, поскольку глухой человек лишен одного из важнейших каналов приема информации на расстоянии – слуха.

Вибрационная чувствительность может оказать заметную помощь людям, имеющим остатки слуха: в этом случае достаточны воздействия меньшей интенсивности, чем те, которые необходимы для возникновения слуховых ощущений при пораженном слухе. Для того чтобы глухой человек мог использовать вибрационную чувствительность как средство познания, требуется специальная работа. Маленьким детям трудно выделить ощущения вибрации в общем комплексе ощущений, трудно понять, что является причиной их появления. Эти ощущения приобретают предметно-познавательное значение для ребенка, когда взрослый обращает его внимание на вибрирующие предметы, показывает разницу с невибрирующими. Детей знакомят с различными вибрирующими предметами, учат локализовать источник вибрации в пространстве.

В результате у глухих детей наблюдается заметное повышение  вибрационной чувствительности. Например, глухие определяют место источника вибраций в два раза точнее, чем слышащие; у них обнаружено снижение абсолютных порогов вибрационных ощущений по сравнению со слышащими людьми.

Таким образом, при полном выключении слухового анализатора  вибрационная чувствительность обостряется, а с улучшением слуха -- снижается. Упражнения активизируют вибрационную чувствительность.

Развитие вибрационной чувствительности имеет большое  значение для овладения устной речью, ее восприятием и произношением. Некоторые из вибраций, возникающих при произнесении слов, улавливаются глухим ребенком при прикладывании ладони к шее говорящего, при поднесении ладони ко рту, при использовании специальных технических средств, при этом неслышащие дети лучше воспринимают такие компоненты речи, как темп и ритм, ударения. Вибрационные ощущения помогают глухому осуществлять контроль за собственным произношением

С помощью осязания осуществляется познавательный процесс, в котором  принимают участие кожные и двигательные ощущения.

У детей с нарушениями слуха наблюдаются те же тенденции в развитии осязания, что и у детей с нормальным слухом, но отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания. Опознание предмета с помощью осязания при выключенном зрении требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах, правильной организации процесса обследования. Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказывается на развитии осязания.

Таким образом, анализ особенностей процессов ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом показывает, что у данной категории детей  наблюдается такая закономерность развития этих процессов, которая характерна для дефицитарного дизонтогенеза, - асинхрония, которая проявляется в разной степени недоразвития одних систем восприятия (двигательная чувствительность, осязание) при более высоком уровне развития других (зрительное восприятие, вибрационная чувствительность) [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит  его умственное развитие. В основу обучения как нормально слышащих детей раннего возраста так и  детей с нарушением слуха, должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как подражание воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений знаний жизненного опыта.

Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет  успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.

В детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важно развивать у ребёнка ориентировочно-познавательную деятельность и восприятие.

Актуальной остаётся дальнейшая разработка методик для  выявления и оценки уровня сенсорного развития. Поскольку, зная уровень сенсорного восприятия, можно разработать программу  для дальнейшего успешного развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. - 303 с.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. — 304 с.

3. Кузнецова Л.В., Л.И.  Переслени, Л.И. Солнцева и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. (Под ред. Л.В. Кузнецовой). – М.: Академия, 2002. -- 480 с.

4. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. (Под ред. Л.А. Венгер). - М.: Просвещение, 1985. с. 213-238

5. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом. – М.: Экзамен, 2006 - 111 с.

6. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: 2001 - 22 с.

7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986 - 143 с.

8. Пилюгина Э.Г, Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста – М.,1983 г.

9.Психология глухих детей (Под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Т.В., Н.В. Яшковской). – М.: Советский спорт, 2006 - 500 с.

10. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.

11. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника - В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 1965, с. 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сенсорное развитие детей дошкольного возраста