Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:46, реферат
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Методика занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный возраст детей (для начинающих обучаться с 1 г.). Но бывает, что большинство детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий возрастной аспект тоже не представляет.
Для комбинированных групп
детей изменяются методы их обучения.
Основным остается тот же наглядно-действенный
метод объяснения, однако изменяется
его роль в процессе занятия. На более
раннем этапе это были многочисленные
показы объектов, сравнения. Большое
место занимал метод
Таким образом, методика работы
с детьми раннего возраста - это
поэтапный процесс, который включает
в себя тематическое планирование,
систематичность и
Заключение.
Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Сенсорное воспитание - воспитание,
направленное на развитие восприятия
детей о внешних свойствах
предметов, - должно строиться с учётом
изученных психологией
В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. В раннем возрасте ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия с детьми должны строится так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств, предметов.
На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.
Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.
Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать начиная с самого рождения.
Библиографический список.
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
2. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. - М., 1986.
3. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1996.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
10. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.
16. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1983.
11. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н.В. Краснощёкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
12. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
13. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М., 1984.