Сенсорное воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:46, реферат

Описание работы

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Файлы: 1 файл

Сенсорное воспитание детей-дошкольников.docx

— 43.44 Кб (Скачать файл)

Методика занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный  возраст детей (для начинающих обучаться  с 1 г.). Но бывает, что большинство  детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий  возрастной аспект тоже не представляет.

Для комбинированных групп  детей изменяются методы их обучения. Основным остается тот же наглядно-действенный  метод объяснения, однако изменяется его роль в процессе занятия. На более  раннем этапе это были многочисленные показы объектов, сравнения. Большое  место занимал метод непосредственного  обучения выполнению действий, руководства  рукой ребенка. Отпадает также необходимость  прибегать на занятиях к поэтапно-расчлененному  методу (словесный диктант). Изменяется и последовательность заданий, зависящая  от времени года и возраста детей.

Таким образом, методика работы с детьми раннего возраста - это  поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость  пройденного материала. И оборвать этот процесс - значит оборвать сенсорное  развитие и воспитание ребёнка. Основным методом сенсорного воспитания детей  является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с  окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и  способности ребёнка. Ребёнок познаёт  предметный мир, а также явления  природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Сенсорное воспитание - воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах  предметов, - должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития.

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор  мерок, с которыми он может сопоставить  любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. В раннем возрасте ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия с детьми должны строится так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств, предметов.

На этапе раннего детства  усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать внимание на повторяемость  игр-занятий. Период раннего детства  характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому  возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Необходимо помнить о  том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной  культуры, тем более быстрыми темпами  он будет развиваться после, тем  лучше он будет учиться в школе.

Хорошо развитая способность  восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать начиная с самого рождения.

 

 

 

Библиографический список.

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Воспитание и обучение  детей раннего возраста. / Под  ред. Л.Н. Павловой. - М., 1986.

3. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1996.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.

16. Пилюгина Э.Г. Занятия  по сенсорному воспитанию с  детьми раннего возраста: Пособие  для воспитателей детского сада. - М., 1983.

11. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н.В. Краснощёкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

12. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.

13. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М., 1984.

 

 


Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников