Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 14:28, реферат

Описание работы

Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Файлы: 1 файл

ozereckii_n_i_gurevich_m_o_shema_obsledovaniya_urovnya_sform.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Схема обследования уровня сформированности

моторных и сенсорных процессов у детей

 

      Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

      Оценка статического равновесия

      — сохранить  равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

      Оценка динамического равновесия

      — преодолеть  расстояние 5 м прыжками на одной  ноге, продвигая перед собой носком  ноги коробок спичек. Отклонение  направления движения не должно  быть при этом более 50 см.

      Оценка ручной моторики:

      — выполнение  поочередно каждой рукой следующих  движений: вытянуть вперед второй  и пятый пальцы («коза»), второй  и третий пальцы («ножницы»), сделать  «кольцо» из первого и каждого  следующего пальца;

      — координация  движений обеих рук «кулак  — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

      — срисовывание  простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

      — срисовывание  фразы из 3—4 слов, написанной письменным  шрифтом, с сохранением всех элементов  и размеров образца.

      Оценка тактильных ощущений:

      — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

      — узнавание  на ощупь объемных (шар, куб) и  плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

      Оценка владения сенсорными эталонами:

      Тесты цветоразличения

      — раскладывание  в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого  темного до самого светлого;

      — называние  и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

      Различение формы

      — группировка  геометрических фигур с учетом  формы (перед ребенком выкладывают  в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним  соответствующие фигуры из 15 предложенных).

      В зависимости  от возраста детей можно усложнить  данное задание: увеличить количество  предъявляемых форм (до 5) и раздаточного  материала (до 24).

      Восприятие величины

      — раскладывание  в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

      — ранжирование  по величине в ряд 10 элементов  на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно  поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

      Оценка зрительного восприятия:

      — узнавание  и называние реалистичных изображений (10 изображений);

      — узнавание  контурных изображений (5 изображений);

      — узнавание  зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

      — выделение  букв и цифр (10), написанных разным  шрифтом, перевернутых.

     Оценка слухового восприятия:

      — воспроизведение  несложных ритмических рисунков;

      — определение  на слух реальных шумов и  звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

      — определение  начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту  картинку, которая начинается с  соответствующего звука).

    Оценка пространственного восприятия:

      — показ  и называние предметов, которые  на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в  правом верхнем углу и т. д.;

      — выполнение  аналогичного задания в групповой  комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

      — конструирование  по образцу из 10 счетных палочек.

   Оценка восприятия времени:

      — с ребенком  проводится беседа на выяснение  ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

      Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

      — «хорошо»  — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

      — «удовлетворительно»  — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет  только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

      — «неудовлетворительно»  — задание выполняется с ошибками  при оказании помощи или учащийся  совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.


Информация о работе Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей