Схема психологического анализа семьи как системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:16, лекция

Описание работы

Как уже было сказано в предыдущих разделах учебника, в последнее десятилетие в психологическом сообществе доми¬нирует представление о семье как открытой системе, кото¬рая находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. В качестве метафоры, определяющей сущность семьи как системы, используется термин «живой организм», либо семья сравнивается с пламенем в противопоставлении с обра¬зом кристалла. С точки зрения известного отечественного се¬мейного психолога А. Варги, семья представляет собой само¬реализующуюся систему.

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)
  • Голова — очень важная часть тела для ребенка, самой большой голове приписывается самый большой ум.
  • Глаза. Глаза, с точки зрения ребенка, даны человеку для слез, выражения печали и просьбы в эмоциональной поддержке. Большие расширенные глаза означают тревогу, сигнал о помощи. Глаза щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощи.
  • Уши. Уши — это орган восприятия критики. Большие уши отражают, что персонаж больше, чем все остальные, должен слушать окружающих или слушает. Маленькие уши или их отсутствие на рисунке говорят о том, что персонаж игнорирует критику, не учитывает мнение окружающих или автору хотелось бы, чтобы так было.
  • Рот. Рот предназначен для выражения вербальной агрессии, это «орган нападения». Большой, заштрихованный рот означает угрозу для автора рисунка, связанную со страхом осуждения, страх словесного воздействия. Отсутствие 
    рта, точка вместо рта означает, что персонаж, с точки зрения автора, не может влиять словесно на других людей.
  • Шея. Шея символизирует соединение рационального и эмоционального компонентов личности. Наличие шеи означает способность управлять своими чувствами. Тонкая и длинная шея — конфликт между чувствами и разумом, который решается за счет отстранения от эмоционального мира, «я стараюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея  символизирует отсутствие подобных противоречий.
  • Руки. Функция рук состоит в том, чтобы прицепиться  к матери, установить с ней контакт. Для взрослых персонажей рисунка руки олицетворяют способ взаимодействия с миром. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем более длинными и большими нарисованы его руки.
  • Ноги. Ноги обозначают опору персонажа в реальности, насколько он «крепко стоит на ногах». Если провести линию, соединяющую ноги крайних персонажей, то самостоятельная опора в реальности будет только у тех, кто стоит на линии.

3. КАРТА СЕМЬИ

(заполняет социальный  педагог или социальный работник)

1) Ф.И.О. ребенка 

  1. Какое образовательное учреждение посещает?
  2. Возраст 

 

  1. Домашний адрес (прописан и фактический)
  2. Родители: МАТЬ 

ОТЕЦ 

  1. Возраст родителей  
  2. Образование родителей 
  3. Род занятий родителей и их профессия_
  4. Сколько лет существует семья? 

10) Тип семьи (подробно охарактеризовать)

  1. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства) 
  2. Материальное положение семьи (указать доход на 
    каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций 
    и т. д.)_! 
  3. Жилищные условия:
  • нормальные (благоустроенная квартира, дом)
  • неблагоустроенная квартира, комната, общежитие
  • подробно описать все особенности

14) 

Отношения в семье 

  1. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется) 
  2. Наследственные болезни  

17) Психолого-педагогическая культура:

матери 

отца  

  1. Знание интересов детей  
  2. Забота родителей о детях 
  3. Суть конфликтов родителей с детьми
  4. Анализ ситуации в семье 

 

  1. Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты?)  
  2. В каких видах помощи нуждается семья?  
  3. Какие ведомства и учреждения необходимо подключить 
    к работе с данной семьей и ее отдельными членами? 
  4. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении? 
  5. Какова помощь образовательного учреждения ребенку?
  6. Кто в данный момент оказывает существенное влияние 
    на формирование ребенка в семье? (подробно описать)  
  7. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и т. д.? 
  8. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и

ребенку? 

  1. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины)?
  2. Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, внимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности, и т. д.)?
  3. Цели работы с семьей .
  4. Основные направления работы для составления программы  '       

 

 

Контрольные задания

  1. Проанализируйте собственную семью с помощью предложенной сх<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__

Информация о работе Схема психологического анализа семьи как системы