Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 12:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования
1. Психология — это наука, которая занимает двойственное
положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.
Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».
Психология — наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.
Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:« syhe» — «душа» и «logos» — «наука». Таким образом, дословно психология — это наука о душе.
Уже позднее, в XVII—XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность
человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название.Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.
Р. С. Немов предлагает следующую схему.
У
внешние
Схема 1
Основные явления, изучаемые современной психологией
Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности — это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, — это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).
Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.
Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).
Таблица 1
Примеры психических явлений и понятий
№ |
Явления, изучаемые психологией |
Понятия, характеризующие эти явления | |||
1 |
Процессы индивидуальные внутренние |
Воображение, восприятие, забывание, запоминание, мышление, ощущение, повторение, творчество, речь, самовнушение и т. п. | |||
2 |
Состояния индивидуальные внутренние |
Адаптация, аффект, внимание, галлюцинация, гипноз, интерес, любовь, меланхолия, самообладание, страсть, стресс, стыд. Тревожность, утомление и т. п. | |||
3 |
Свойства индивидуальные внутренние |
Иллюзии, воля, задатки, комплекс неполноценности, одаренность, характер, темперамент и т. п. | |||
4 |
Процессы индивидуальные внешние |
Деятельность, мимика, навык, упражнение, поступок, подражание и т. п. | |||
5 |
Состояния индивидуальные внешние |
Готовность, интерес, установка | |||
6 |
Свойства индивидуальные внешние |
Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, темперамент, характер и т. п. | |||
7 |
Процессы групповые внутренние |
Общение, формирование групповых норм, межличностные отношения | |||
8 |
Состояния групповые внутренние |
Конфликт, сплоченность, психологический климат | |||
9 |
Свойства групповые внутренние |
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество | |||
10 |
Процессы групповые внешние |
Межгрупповые отношения | |||
11 |
Состояния групповые внешние |
Паника, открытость-закрытость группы | |||
12 |
Свойства групповые внешние |
Организованность и т. п. |
Итак, психология — это наука, изучающая психические явления.
2. Современная психология — это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4—5 лет возникает новое направление).
Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.
Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.
Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».
Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.
Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).
Общая психология
Некоторые специальные отрасли психологических исследований
Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.
3. Методы научных исследований — это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.
Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.
Валидность — это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.
Надежность — свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.
Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.
Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные — опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.
Наблюдение — это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения
поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).
Черты внешнего наблюдения
Виды внешнего наблюдения
3. Включенное (исследователь выступает
как член группы,
в которой осуществляется наблюдение)
— невключенное (иссле
дователь выступает как сторонний наблюдатель).
Эксперимент — метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.
Виды эксперимента
1. Лабораторный — проводится в специально оборудованных
помещениях, часто с использованием
специальной техники.
Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал. Трудности лабораторного эксперимента:
2. Естественный эксперимент — искусственная
ситуация
создается в естественных условиях. Впервые
был предложен
А. Ф. Лазурским. Например,
можно изучать особенности памя
ти дошкольников, играя с детьми в магазин,
где им предстоит
«сделать покупки» и тем самым воспроизвести
заданный ряд
слов.
Опросы — вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.
Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.
Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.
Беседа — метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.
Может применяться на различных этапах исследования.
Анкетирование — метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.
Виды анкет:
3) открытые (анкетируемые сами формулируют
ответы) —
закрытые (представлен перечень готовых
ответов, из которых
надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).
Интервью — метод, осуществляемый
в процессе непосред
ственного общения, ответы даются в устной
форме.
Виды интервью:
3) полустандартизированное — часть
вопросов сформулиро
вана заранее, а часть возникает в процессе
интервью.
При составлении вопросов следует помнить,
что первые во
просы должны дополняться последующими.
Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.
Социометрия — метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.
Анализ процесса и продуктов деятельности — изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.
Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.
Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.
Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.
Тесты — стандартизированная психологическая методика, предназначение которой — дать количественную оценку изучаемого психологического качества.
Классификация тестов