Шпаргалка по предмету "Психология семьи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Файлы: 1 файл

Предмет и задачи психологии семьи.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

 Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

 

 Английский психотерапевт Д.  Боулби, исследующий особенности  детей, выросших без родительского  попечения, выделил следующие  типы патогенного воспитания.

 • Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

 • Ребенок является средством  для разрешения супружеских конфликтов.

 • В качестве дисциплинарных  мер используются угроза “разлюбить”  ребенка и угроза “уйти” из  семьи. 

 • Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

 • В окружении ребенка  отсутствует человек, способный  понять его переживания, могущий  заменить отсутствующего или  “плохого” родителя.

Неправильное воспитание может  рассматриваться как фактор, усиливающий  потенциальные характерологические  расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных  черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойствена повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям.

  Взаимосвязь типов воспитания  и типов акцентуации характера

Гипопротекция

 Полная безнадзорность или  недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение Неустойчивый тип. Конформный тип Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации

 

Доминирующая гиперпротекция  

 Чрезмерная опека, мелочный  контроль. Подавляет самостоятельность,  лишает возможности учиться на  собственном опыте. Не формирует  ответственность и чувство долга.  Усиливает реакцию эмансипации, непослушание  

 Гипертимно-неустойчивый тип  Психастеническая акцентуация Сензитивная  акцентуация Астено-невротическая  акцентуация 

 

 Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)  

 Чрезмерное покровительство,  восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм  

 Истероидная акцентуация 

 

 Эмоциональное отвержение  

 Ребенком тяготятся, его потребности  игнорируются. Родители считают  ребенка обузой и проявляют  общее недовольство им. Скрытое  эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка  

 При истероидной акцентуации  — реакции оппозиции. При шизоидной — уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий

 

 Жестокие взаимоотношения  

 Часто сочетается с крайней  степенью отвержения ребенка.  Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие  

 Особо пагубно для эпилептоидного  и конформного типа 

 

 Повышенная моральная ответственность 

 От ребенка требуют честности,  порядочности, несоответствующей его  возрасту, возлагают на него ответственность  за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи» 

 Гипертимные и эпилептоидные  задатки развиваются в лидерство  и стремление доминировать. У  психастенического и сензитивного  типов возможно развитие фобических  неврозов.

 

 Специалистами в области  семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок—взрослый». Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

 

28.Основные направлеия  корекции нарушение семейного  воспиание

Отработка практических навыков техник коррекции взаимоотношений в  семье.

Выполнить задания на отработку  практических навыков следующих  техник коррекции взаимоотношений в семье: «Живая скульптура», «Семейный фотоальбом», «Обмен ролями», «День непослушания».

Методы исследования особенностей социальной ситуации развития ребёнка 

1. Выполнить социограмму собственной семьи.

2. Оценить собстенные результаты рисуночной проективной методики «семейная социограмма» по установленным критериям.

3. Проанализировать по установленным критериям предложенные социограммы.

4. Дать качественную оценку рисунков семьи по предложенным критериям.

(Рисунки предъявляются из книги Э.Г. Эйдемиллера, И.В. Добрякова, И.М. Никольской «Семейный диагноз и семейная психоторапия».

 

Совместная деятельность как диагностика  и коррекция детско-родительских отношений 

1.Выполнение и анализ совместной  деятельности – техника «Рисунок вдвоём»

2. Изучение "Карты непосредственного наблюдения за ребёнком" Когана.

3. Задание на формирование навыков оценки эмоционального и когнитивного аспектов детско-родительских отношений по заданным критериям и умение на этой основе делать предварительное заключение и планировать дальнейшую беседу.

4. Анализ результатов пробы на совместную деятельность родителя и ребенка на основе предлагаемых протоколов проведения методики «Архитектор – строитель» и ее модификаций

 


Информация о работе Шпаргалка по предмету "Психология семьи"