Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии мышления"
Мотивация - главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. 2 групп мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности (задача решается ради достижение результатов, не связ .с познаним объекта) и внутрен. Мотивация необходимое условие для развертывания мыслительной деят. по реш-ю задачи, но она может быть разной: на 1 полюсе - внешняя, а 2... Задача на мышление всегда предполагает затруднение. Как только человек с ним сталкивается у него актуализ . новая потребность и внешняя добавляется внутренней . Деятельность по реш-ю задачи полимотивировна. Субъект характеризуется множеством мотивов, нах. в иерархически отношениях Þ акт принятия задачи - есть связывание ее с группой мотивов, т.е. к внешним добавл. внутренние и наоборот. Этот момент актуализ. новой познавательной деят. связ. с возник. проблемн. сит. (см. 4). Мотивы - не просто условия развертывания актуальной мыслительной деят, но и фактор, вл. на ее продуктивность (задание «мы исслед. одаренность» по сравнению с «решите задачу»: в первом случае повышалась продуктивность решения). Решаемая задача вызывает отношение субъекта к ней, имеет для него личностный смысл. Отношение может различатся по модальности (+ / -); по форме выражения (верб/нев); по хар-ру проявленя отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям). Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы (установки). + см. 14
Выделяют несколько значений «цель»: это полезный результат, ради достижения которого развертывается поведение; это конечная ситуация, заданная формальным описанием и достигаемая в ходе функционирования человека; это осознанный образ будущих результатов, косвенно св. с мотивом. Характеристики процесса порождения целей: 1) предпосылками возникновения новых целей является актуализация новых потребностей и мотивов, усвоение новых знаний, недостижение предвосх. результатов ....2) превращение полученного требования в цель; 3) выбор одного из имеющихся требований. Условия, опред. выбор субъектом требований как основы для формир. цели: связь с актуальной и потенц. потребн, цель как ср-во разрешения конфликта 2-х противоположных потребностей; 4) произвольное (создание целей для др. всовм. деят) и непроизвольное (гностические цели в пробл. сит.) целеоборазование; 5) стандартные и нес. цели; 6) психол. механ. целеобр.: превращение мотивов в цели при их осознании; превращение побочных результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата; выделение промеж. целей, обусловленное препятствиями, совм. деят. Сущ. след . виды процессов целеобразования, кот. входят в мышление как в процесс реш-я задач: а) преобразование наличного материала в субъективную цель; б) выдвижение промежуточных целей по ходу реш-я задачи; в) выдвижение целей, выходящих за пределы условий пробл. сит. и поставленных требований.
Связь условий проблемной ситуации с поиском вариантов выполнения требований является существенным для смысловой теории мышления Тихомирова. В исслед. мыслительной деятельности на материале шахматной игры была описана особая форма психич. отражения объекта , которая является результатом исследовательских действий субъекта по ходу решения задачи. Элементы ситуации приобретают для человека определенные операционал. смыслы в завис. от того, какие поисковые операции совершает субъект для достижения цели. Один и то же элемент ситуации выступает для испытуемого по-разному на разных этапах периода предшеств. выбору одного практ. действ - неверб. опер. смысл. Т.о., это явление индивидуального псих. отраж., не совпадающее полностью с объективным значением элемента, с фиксированным в общественном опыте его значением, отличное от личностного смысла объекта. Смысл - результат осуществления определенной группы поисковых операций, а сами эти операции являются объективным индикатором смысла и его развития. Смысл развивается путем включения одного и того же элемента в разные системы взаимод.
см. Т. 87-107
Интеллект - способность индивидуума приспосабливаться к окруж. среде. Теории структуры интеллекта: 1) Спирмен (фактор G). Исходя из поведения индивида, можно выделить генеральный фактор интеллекта. Некоторые люди более склонны к разным видам деятельности, хотя общий (General) уровень интеллекта может быть = и поэтому он выделил фактор S (спец. способностей).2) Интеллект и первичные способности. Терстоун выделил первичные умственные потенции: счетную, вербальную гибкость, вербальное восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, быстрота восприятия. Гилфорд - 120 факторов интеллекта (куб: операции, содержание, результат). 3) уровни интеллекта. Конкретный и абстрактный.
1)Бине соьрал данные о том, что обычно треб от школьников, обобщил их и сделал в виде 10 тестов, то что под силу 50-80%, для 3-12 лет. 2)IQ: Штерн получил показатель, отраж. связь между умственн.и хронолог. возрастом. Норма: хронол. возр. = умственному. 3) Стенфорд-Бине (для отбора солдат в время WW1). Верб. задания - поиск синонимов, продолж. последовательность цифр,... 4) шкалы Векслера.
Единица речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. В пределе значение является понятием. Исследование содержания понятий. Методы исследования понятий в Вюрцбургской школе: 1) определение понятий (ассоциативный эксперимент). 2) сравнение понятий (построение смысловых полей). Выготский: развитие понятий. Когда значение – не равно понятие, тогда можно изучать. Методики исследования искусственных понятий (1) Методика Ф. Аха. А) стимульная ситуация: набор специально созданных экспериментальных объектов, обладающих признаками, которые имеют несколько значений; набор специальных названий для этих объектов; искусственные понятия. Понятие – такой, обозначенный словом, набор объектов, в котором каждый объект обладает хотя бы одним общим признаком. Б) инструкция: построить внутреннее содержание искусственного понятия. Результаты: детерминирующая тенденция. Зависит ли построение понятий от задачи? Вопросы по сравнению искусственных понятий: 1) знакомство испытуемого с объектом. Размер бросается в глаза, а вес можно определить, поднимая объекты, чтобы прочесть их название снизу. 2) ответы. Вывод: процесс построения понятий направляется задачей. (2) Методика Выготского - Сахарова. А) стимульный материал: деревянные геометрические тела, отличающиеся по цвету, форме, размеру, плоскостному размеру (отношение высоты к ширине). Б) название – 3-буквенные бессмысленные слоги. В) ключевые признаки: размер и высота. Г) инструкция: игрушки чужого народа, в которые будем играть. На основании фигуры написаны названия, но нет подсказки (как у Аха). Задача ставится сразу, а средства ее решения вводятся постепенно. Нужно выбрать все фигуры, которые называются так, как первая (“бат”). Ребенок отбирает ряд фигурок. Показывают вторую – тоже “бат”. Выбор ребенка. Затем из выбранных – не “бат”. Продолжаем до образования стратегии.
Результаты эксперимента: стадии развития значений слов – функциональные эквиваленты понятий. (1) синкрет – такой набор объектов, между которыми нельзя проследить никакой объективной связи. (2) комплекс – такой набор объектов, между которыми существуют объективные связи, однако эти объекты не обладают ни одним общим признаком. Критерий 1: (а) ядерная структура. (б) цепная структура. Критерий 2: сохранение параметра. Генетическая цепочка: 1) ядерный, ассоциативный. 2) коллекция. 3) цепной комплекс. 4) диффузный. 5) испытуемый отбирает фигурки по объективным связям, но у них может оказаться общий признак. Внешний (фенотипический) – понятие. Внутренний (генотипический) – комплекс, псевдопонятие. Отличия комплекса и понятия. А) внешнее: объекты, входящие в понятия, обладают одним общим признаком. В комплекс – нет. Б) внутреннее: общий признак не осознается, нет поиска средств решения задачи (комплекс). У понятия есть объем и содержание (Аристотель). Объем – количество объектов, в него входящих. Содержание – существенный признак. Выготский. 2 Линии развития понятий: 1) набрать объем, составить класс объектов. 2) собственно понятийная – выделение содержания. (3) понятие: поиск общего признака. Осознание общего признака: 3.1) нет. Комплекс, псевдопонятие. 3.2) есть. Далее Выготский выходит за пределы методики. 3.2.1) Признак: конкретный, эмпирический, случайный, ситуативный. Понятие является потенциальным. 3.2.2) Признак: абстрактный, существенный. Истинное понятие.
развитие понятий. Пиаже, 1932: “спонтанные”, “не спонтанные” понятия. Выготский: 1) житейские и 2) научные. (1) по своему объему житейские понятия обоснованны, признаки могут быть неосознаваемыми. (2) признак научных понятий известен сразу (школьное обучение), соответственного эмпирического содержания ребенок может не знать. Пиаже: “Ребенку задают форму мышления, а эмпирический материал может быть неизвестным”. Ж. И. Шиф. А) стимульный материал: житейский (событие как серия картинок) и научный (определение понятий из истории и обществоведения). Формулировка предложений, используя причинно-следственные отношения (“потому, что”) и противопоставления (“хотя”), которые нужно закончить. Б) инструкция: на житейском и научном материале ситуацию. В) результаты: (исследование Шиф было прервано в самом начале) количество правильно законченных предложений. Вывод 1: на научном материале логические отношения были освоены раньше, чем на житейском. ЗБР у второклассников. Выготский экстраполировал на дошкольников параллелограмм развития. Вывод 2: оперировать союзом “хотя” труднее, чем “потому, что”. В житейской практике пользуются редко. Факт 3: сопоставление выводов – если в обучении под руководством взрослого освоил логическую связь “потому, что”, то может самостоятельно освоить другую логическую связь “хотя”. Выготский экстраполировал параллелограмм развития. Научные понятия – пустые формы, которые нужно заполнять.
37. Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования.
Фердинанд де Соссюр (основатель лингвистики). Главное свойство языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3) речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи.
Коммуникация.
Знаки. Сигналы.
Внешняя. Внутренняя.
Монолог. Диалог.
Устная. Письменная.
Функции речи. Любая функция присуща и следующим видам. Сигнальная речь: 1) экспрессивная. Внешняя речь: 2) индикативная, 3) номинативная, 4) сигнификативная, 5) гностическая.Эгоцентрическая речь. Выготский: ранняя форма внутренней речи. Пиаже: речь не для себя, а соответственно себе. Ее назначение. Выготский: внутренний диалог. Пиаже: его нет. Эксперимент: затруднения в повседневных действиях ребенка – эгоцентрические высказывания при встрече с трудностями. Эгоцентрическая речь: 6) планирующая (поведение), 7) регулирующая. Выготский: степень развернутости контекста. Письменная > устная > диалог. Проблема эгоцентрической и внутренней речи.
Структура. |
Функция. |
Развитие, “дальнейшая судьба” (Л.С.В.). | |
Пиаже, 1932 |
Свернутая, мало понятная другим. Коллективный монолог. |
Нет. Проявление, сопровождающее эгоцентрическое мышление. |
Исчезает с исчезновением эгоцентризма, на стадии КО. |
Выготский, 1934 |
Смысл доминирует над значением. Звучащая внутренняя речь, переходная форма от внешней во внутреннюю. Попытка доказать социальность внутренней речи. Эксперимент: а) в одиночестве, б) среди иноязычных детей, в) повышение уровня шума. Результат: коэффициент падает. Вывод: происходит из внешней. |
Планирование, регуляция. Предикативность, свернутость. |
Переходит во внутреннюю. |
Пиаже, 1960 |
Эгоцентризм не только в общении (у ЛСВ), но в познании. Эгоцентрическая речь как будущая внутренняя: 1) свернутый характер, 2) особая структура, 3) доминирование смыслов. |
Речь для себя в смысле познавательного эгоцентризма. Речь соответственно своим возможностям. Речь для себя – не речь для другого. Ограниченность высказывания собственной мыслью, которая еще не понятна другому. |
Исчезновение / преодоление эгоцентризма во внутренней речи. Даже для себя человек говорит так, что другой может понять. Возможность познавательного контекста. |
Эгоцентрическая речь. Выготский: ранняя
форма внутренней речи. Пиаже: речь
не для себя, а соответственно себе.
Ее назначение. Выготский: внутренний
диалог. Пиаже: его нет. Эксперимент:
затруднения в повседневных действиях
ребенка – эгоцентрические