Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Психология как наука.docx

— 25.28 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Методы научных  исследований

 

Методы научных исследований - это те приёмы и средства, с помощью  которых ученые получают достоверные  сведения, используемые далее для  построения научных теорий и выработки  практических рекомендаций. Основные методы психологических исследований и их варианты,

применяемые для сбора первичных данных

 

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

Опрос

 

 

 

 

Тесты

 

 

 

Эксперимент

 

 

Моделирование

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

 

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

 

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

 

Естественный

Лабораторный

 

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

 

2.2. Наблюдение

Внешнее наблюдение – это  способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого  наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется  тогда, когда психолог-исследователь  ставит перед собой задачу изучить  интересующее его явление в том  виде, в каком оно непосредственно  представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

 

 

 

 

2.3. Опрос

 

Опрос представляет собой  метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов  опроса, и каждый из них имеет  свои достоинства  недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется  в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и  реакциями человека, отвечающего  на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность  устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов,  возможных ответов  на них заранее не ограничен определенными  рамками.

 

2.4. Тесты

 

   Тесты являются  специализированными методами психодиагностического  обследования, применяя которые  можно получить точную количественную  или качественную характеристику  изучаемого явления. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

 Тест-задание предполагает  оценку психологии и поведения  человека на базе того, что  он делает. В тестах этого типа  испытуемому предлагается серия  специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

 

Проективные тесты предназначены  для изучения психологических и  поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании  того, как он воспринимает и оценивает  ситуации, психологию и поведение  людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

 

2.6. Моделирование

 

 Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства, На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой  выражение или формулу, включающую переменные и отношения в изучаемом  явлении. Техническое моделирование  предполагает создание прибора или  устройства, по своему действию напоминающего  то, что подлежит изучению. Кибернетическое  моделирование основано на идеях  и символике, применяемой в математической логике.

Логическое моделирование  широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с  решением задач вычислительной машиной. Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Истоки психики  живых существ

Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских  понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические  явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи  самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

3.2  Развитие  психики человека и животных

Согласно материалистическому  пониманию психические явления  возникли в результате длительной биологической  эволюции живой материи и в  настоящее время представляют собой  высший итог развития, достигнутый  ею. Есть данные, свидетельствующие  о том, что уже простейшим живым  существам — одноклеточным —  свойственны близкие к психике  явления, а именно: способность к  реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность  к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих по себе условий жизни, которое требовало  изменения строения организма, появления  способности отражать мир, лучше  ориентироваться в нем.

 

3.4 Природа человеческого  сознания

         Сознание  является высшим уровнем отражения  человеком действительности, если  психику рассматривают с материалистических  позиций, и собственно человеческой  формой психического начала бытия,  если психику трактуют с идеалистических  позиций.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"