Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 13:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Психологии»
1 Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи. Психология развития – одна из отраслей психологической науки; она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющегося во времени человека. Предмет психологии развития:1) анатомо-физиологические изменения; 2) изменения познавательных (когнитивных) процессов – ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи; 3) изменения, происходящие в личности и её структурных компонентах – темпераменте, характере, эмоциях и чувствах, воле, 4) изменения в социальных
отношениях личности и 5) факторы психического развития человека, которые представлены движущими силами и условиями развития;6) основные особенностей психического развития при переходе человека от одного возрастного периода к другому; 7) законы психического развития человека. Задачи психологии развития -Описание развития предполагает получение представления о феноменологии процессов развития во всей их полноте. Решение данной задачи предполагает ответ на вопрос: «Что и когда изменяется?». -Задача объяснения развития направлена на выявление причин, факторов и условий, вызывающих изменения в поведении и переживании. Чтобы объяснить развитие необходимо ответить на вопрос «Почему это изменение произошло?», тем самым раскрыть причины для уже имеющегося следствия и определить факторы, его вызвавшие. -Третья задача связана с прогнозом развития и её решение направлено на поиск ответа на вопрос «К чему произошедшее изменение приведёт?». -Коррекция развития как задача психологии развитии сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин
|
2 Место возрастной
психологии в общегуманитарном
знании и связь с другими
науками. Роль возрастной психологии
в развитии педагогической Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем. Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. На стыке этих двух наук появилась социальная психология. Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология. Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогическая психология. |
3 Методы возрастной психологии. Основные классификации методов и частных методик. 1. Стратегия наблюдения. Основная
задача - накопление фактов и 2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель – установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. При проведении эксперимента пользуются следующими частными методами. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым). Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники). Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. 3. В настоящее время
интенсивно развивается |
4 Базовые определения развития, виды и свойства психического развития. Цель развития в психологии. Развитие – изменение, происходящее со временем в строении тела, в психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и воздействии окружающей среды. Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность. Сам процесс развития не универсален и не однороден. Необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. |
5 Закономерности психического развития. 1 Развитие характеризуется
неравномерностью и Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. 2 Неустойчивость развития.
Неравномерность и 3 Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. 4 Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. 5 Дивергентность—конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности
|
6 Принципы психического развития. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Принцип взаимодействия тенденций
к сохранению и изменению (наследственности— Принцип дифференциации—интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. Принцип цельности как критерий развития функции. Наряду с принципом дифференциации—интеграции мы выделяем принцип цельности. В отличие от предыдущего, характеризующего уровень развития структуры, принцип цельности — это важнейшая характеристика функционального развития системы. Цельность — это единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого. |
7 Понятие возраста, виды возраста, основания и достижения возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический. Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития. Основания развития включают в себя: • социальную ситуацию развития; • круг отношений; • ведущий тип деятельности; • сензитивность. Результаты развития включают в себя: • новообразования личности; • формы общения; • эмоционально-волевую сферу; • способности общения; • новый вид деятельности. Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста. |
8 Определение и
содержательные характеристики
факторов, определяющих возрастную
периодизацию психического П. Балтес выделяет три типа факторов: - нормативные возрастные факторы - это происходящие в предсказуемом возрасте изменения: биологические (прорезывание зубов, половое созревание и т.д.) и социальные (поступление в школу, призыв на военную службу, выход на пенсию). - нормативные исторические факторы (война, эпидемии, смена режимов). - ненормативные факторы (болезнь, травма, развод и т.п.) Возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п. В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы. |
9. Анализ современных периодизаций психического развития взрослого человека. Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости – времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона. Возраст Психологическое содержание возрастного периода До 16-20 лет Нет семьи, профессии, жизненного пути От 16-20 до 25-30 лет Предварительное самоопределение, выбор супруга От 25-30 до 45-50 лет Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация От 45-50 до 65-70 лет Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей После 65-70 лет Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса – 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие. 16-22 года Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома 23-28 лет Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями сформированность представлений своей будущей жизни и работе. Встреча со спутником жизни заключение брака 29-32 года Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново 33-39 лет «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным 40-42 года Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена 43-50 лет Новое равновесие. Привязанность к семье После 50 лет Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного. |
10. Анализ понятий взрослость и зрелость. Проблема соответствия и дисгармоний. Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики: • умение брать на себя ответственность; • стремление к власти и организаторские способности; • способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; • уверенность в себе и целеустремленность; • склонность к философским обобщениям; • защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; • способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; • формирование индивидуального жизненного стиля; • стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; • реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; • стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Сапогова).
|
11. Понятие зрелости личности, виды зрелости, основные признаки. При условии, когда человек научится реализовывать жизненные замыслы, перспективы, когда от самоопределения перейдет к самореализации, только тогда о нем можно сказать, что она является зрелой личностью. Зрелость - это самый длительный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет. Можно вести речь о психологическую, личностную, социальную, социально-психологическую зрелость. Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов J поставленных задач. Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно, ведь жить в социуме и быть свободным от социальных контактов одновременно нельзя: человек так или иначе требует взаимодействия и общения, отсутствие которых вызывает и актуализирует проблему одиночества. Основными показателями для проявления социально-психологической зрелости индивида является его умение говорить правду, отстаивать свою позицию, объединять собственные коммуникативные возможности с требованиями социального окружения, его нормами и правилами поведения, способность преодолевать коммуникативные барьеры и решать конфликтные ситуации и т.д. Относительно социальной зрелости, то она проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели: развитое чувство ответственности; наличие социального интеллекта; потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества; эффективное использование своих знаний и способностей.
|
12. Общая характеристика
специфики личностного 1) умение брать на себя
ответственность; 2) стремление к
власти и организаторские |
13. Закономерности
и специфические условия В зрелые годы после произведенной переоценки ценностей наступает новый расцвет творческой деятельности, причем не за счет количественных ее показателей, а за счет углубления ее качества. Основное чувство, которое испытывает человек в эти годы, - полнота жизни, удовлетворенность ею. В этот период взрослый человек смотрит на жизнь гораздо шире, чем раньше. Картина мира, смысл жизни для него становятся все более глубокими и дифференцированными, переживания неизбежных потерь компенсируются возрастающей мудростью и терпимостью. индивидуальному развитию человека присущи противоречия и гетерохронность (неравномерность), что является в свою очередь, существенной характеристикой в определении зрелости (незрелости) той или иной структуры психики человека как индивида и личности. Начало периода зрелости – очень бурное время. В биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы, что основано на инволюции тканей тела. Страх перед болезнью и возможной смертью порождает стрессовые состояния. За период зрелости в организме человека происходят очень серьезные половозрастные изменения, во многом предопределяющие стрессовые состояния. Начинают подкрадываться и развиваться болезни. В зрелом возрасте человек становится подлинным распорядителем практически всех своих душевных сил; они могут быть теперь сознательно реализованы, образуя полноту реальной жизни во всех ее измерениях: в деятельности, в отношениях, в миропонимании. |
14. Социализация
взрослого человека. Отличительные
особенности социализации в Взрослея, у человека оформляется и изменяется система ценностей, он приспосабливается к изменениям жизненного цикла, перемещается в социальной структуре общества. Ребенок занимает достаточно скромное положение в обществе. Он не может оказывать влияние на социальные институты, управление общества. постепенно, с приобретением жизненного опыт ребенок превращается во взрослого человека и занимает свою “нишу”, свое место в общественной системе. К концу жизни, став слабым, нуждаясь в помощи и поддержке более молодых людей и должен опять привыкать к тем новым качествам, которые несет с собой возраст. Различия между социализацией детей и взрослых: 1.Социализация взрослых
выражается главным образом в
изменении их внешнего 2. Взрослые могут оценивать
нормы; дети способны только 3. Социализация взрослых
часто предполагает понимание
того, что между черным и белым
существует множество оттенков
серого цвета. Социализация в
детстве строится на полном
повиновении взрослым и 4. Социализация взрослых
направлена на то, чтобы помочь
человеку овладеть
|
15. Типы жизненного
мира человека и основные Смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости может быть при всех видах направленности, кроме гедонистической. В последнем случае ввиду простоты жизненного мира возможна только одна деятельность – по обеспечению удовольствий и развлечений. При эгоистической направленности смена ведущей деятельности означает достаточно резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего. Человек находит себе новое занятие, позволяющее удовлетворить один из его менее значимых мотивов (здесь все же присутствует элемент доживания). При духовно-нравственной и сущностной направленности смена ведущей деятельности при вступлении в возраст поздней зрелости не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства. Этому способствует его высокая насыщенность духовно-нравственными мотивами. Человек находит себе новую работу, отвечающую одному из таких мотивов, либо делает главной какую – либо сущностную сторону жизни, не связанную с ее трудоустройством. Те или иные увлечения довольно часто выдвигаются на первый план, становятся главной стороной в жизни после ухода на пенсию. Сохранение основного содержания жизни имеет место при духовно-нравственной и сущностной направленности личности. Такая линия развития обычно присуща людям, живущим творчеством. Кроме того, основное содержание жизни поздней зрелости нередко сохраняется, когда главной ее стороной является семья или какое-либо увлечение, любимое занятие не связанное с профессией. Чаще характерно для женщин (в поздней зрелости женщина продолжает жить жизнью выросших детей и внуков) |
16. Развитие теоретических
подходов к пониманию Подростковый возраст в онтогенезе связан с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Картина возрастных изменений в подростковом возрасте чрезвычайно сложна и неоднозначна. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их основной деятельностью остается учеба. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее психологическое новообразование возраста – чувство взрослости – представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него. |
17. Характеристика социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Пубертатный кризис В подростковом, как и в младшем школьном возрасте, основным социальной средой ребенка остается школа. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит во включении его в новую систему отношений, общения со взрослыми и ровесниками, в освоении новых социальных функций. В школе это проявляется прежде всего в необходимости налаживания в связи с предметным обучением отношений не с одним, а со многими учителями, учет личностных качеств каждого из них и их нередко противоречивых требований. Социальная ситуация развития подростка особенно зависит от семьи, отношений с родителями. Если эти отношения учитывают его потребности и возможности, выстраиваются на принципах взаимоуважения и доверия, подросток легко преодолевает трудности в обучении и общении, активно приобретает социальный опыт, утверждается в таких элементах социума, как школьный класс, группа сверстников и др. Основным фактором развития подростка является его собственная социальная активность, направленная на усвоение важных для него образцов поведения и ценностей, на построение отношений со взрослыми, сверстниками. Итак, для социальной ситуации развития подростка характерны переход в среднюю школу, изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями, расширение сферы социальной активности. Пуберантный кризис- кризис полового созревания (до 13 лет) - происходит увеличение роста - увеличение веса тела - появляются вторичные половые признаки - происходит физиологические перестройки – гармональные бури |
18 Личностное развитие в подростничестве. Стадии развития самооценки. Подростковый период
очень важен в развитии Я- самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следующие преобразования. 1. Начиная с младшего
подросткового возраста к 2. В связи с увеличением
критичности подростка к себе
его самооценка становится 3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля. 4. Происходит дальнейшая
эмансипация самооценки от 5. Влияние родителей на
самооценку снижается и 6. Самооценка оказывает
влияние на успешность 7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка. 8. Личностная самооценка
подростка значимо коррелирует
с его самооценкой
|
19. Чувство взрослости
как центральное Чувство взрослости – является центральным личностным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости проявляется через: - желание равноправных отношений со взрослыми - стремление к - собственные взгляды, вкусы, интересы - «моральный кодекс чести» Тенденция ко взрослости – стремление к внешнему подражанию жизни взрослых (одеться как взрослый) Чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком – центральное новообразование младшего подросткового возраста.Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в стремлении думать и действовать осмысленно |
20. Межличностное взаимодействие в подростковом возрасте: его роль, виды. Второй наиболее важной областью социального поведения подростков является среда сверстников. Степень притягательности среды сверстников также зависит от индивидуальных особенностей тинэйджеров, однако подавляющее большинство из них находится в той или иной степени в тесном, продуктивном контакте со сверстниками. Около 80% подростков входят в группы сверстников, и только 20% являются одиночками. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь. Помимо этой основной функции общение в этом возрасте выполняет, как отмечает И. С. Кон, ряд специфических функций. Во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую несообщают взрослые (например, по вопросам пола). Во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия. В-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта |
24. Юность: психологическая
характеристика и анатомо- |
21. Типы конфликтов, виды конфликтного поведения подростков Выделяют четыре основных типа конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. 2. Межличностный конфликт
– трудноразрешимое 3. Конфликт между личностью
и группой. В связи с тем, что
группы устанавливают нормы 4. Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.
|
22. Когнитивное
развитие в подростковом Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления. Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это прежде всего проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт. В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи. Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. |
23. Формы ОФЛ в подростковом возрасте и стадии формирования защитных диспозиций. Проблема формирования отчуждённости подростков. |
25. Психологическая сущность кризиса 17 лет. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Выбор профессии и
типа учебного заведения
|
26. Условия и типы личностного развития в юности. Центральное новообразование возраста. |
27. Психосоциальная задача возраста юности - формирование целостной идентичности. Виды идентичности и варианты её формирования. |
28. Этапы формирования
профессионального Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения. Второй этап – подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным – стану врачом). Четвертый этап,– практическое принятие решения, собственно выбор профессии. Важнейшими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности. В современных условиях подросток 13–14 лет вынужден выбирать будущую профессию, профиль обучения, но оказывается не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в профессиональном самоопределении. В широком смысле самоопределение подростка включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы полоролевого самоопределения, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения. |
29 Когнитивное развитие в юности. С завершением подросткового возраста и переходом в юношеский возраст отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они еще с большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы. Продолжающееся в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления предопределяет появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Все чаще ребята начинают вести споры об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. В этом же возрасте у подростков отмечается определенная внутренняя противоречивость развития внимания. В настоящее время важнейшим интеллектуальным компонентом творчества принято считать преобладание у подростков дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. |
30. Молодость: основная
психосоциальная задача Важнейшими задачами молодости становится решение социальных задач: приобретение профессии, достижение определенного социального статуса, создание семьи. Выделим и последовательно рассмотрим две линии в психосоциальном развитии: развитие Я как члена семьи и развитие Я как профессионала. Социальная ситуация развития в молодости характеризуется тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Человек в этом возрасте сам создает свою среду общения, и от этого зависит развитие одних его качеств и притупление других. Приобретая статус взрослого, он еще не имеет жизненного опыта, и круг общения крайне важен для осознания и оценки новых впечатлений и нового социального положения. Ведущей деятельностью становится профессиональная или учебно-профессиональная. Большую и все увеличивающуюся когорту молодых составляют студенты. |
31. Личностное развитие в молодости. Тендерные особенности личностного развития Человек начинает Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Появляется желание добиться определенного социального положения, для чего нужно освоить социальные роли, правила и особенности поведения в социуме. Как и все периоды, молодость проходит кризисы развития. Они обусловлены социализацией личности, необходимостью сделать выбор будущей профессии. Кризис развития может проявляться по-разному. Рассмотрим его формы: 1) неопределенная идентичность – молодого человека пугает новая ситуация, он не хочет ничего менять и, соответственно, взрослеть. У него нет жизненных планов, стремлений, нет того дела, которым он хотел бы заниматься (он не может определиться с будущей профессией); 2) долгосрочная идентификация
– человек давно определился
в выборе профессии, но основывался
не на своих желаниях и 3) этап моратория – человек стоит перед сложным выбором, когда перед ним открыты многие двери, многие возможности, а он должен выбрать для себя что-то одно.
|
32. Психологическая сущность и пути преодоления кризиса 30 лет Примерно к тридцати годам человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что его представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, уже не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы, что его юношеские идеалы небесспорны. Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, однако их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом ухода со старой работы является неудовлетворенность чем-то на данном месте – обстановкой, зарплатой, напряженностью графика. У женщин во время кризиса тридцатилетия часто меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированные на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. А те, кто отдавал все силы работе, часто направляют их в лоно семьи и брака. Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого, он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Самые распространённые недомогания в такой период - это депрессия, хроническая усталость, бессонница, повышенная тревожность, немотивированные страхи. Благополучное разрешение кризиса в немалой степени зависит от того, насколько эффективно человек решает свои задачи развития. |
33. Главные сферы жизнедеятельности и основные линии онтогенеза в молодости При гедонистической направленности личности (атавистических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содержательным семейным отношениям, ни к овладению профессией. Фактически эти стороны жизни остаются у него непредставленными. Даже если создается семья и приходится работать, ни об ответственности перед супругой (супругом) и детьми, ни о серьезном отношении к работе речи не идет. В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления творческих способностей. Человек с эгоистической направленностью личности, даже обладая высокими профессиональными качествами и продуктивностью, неспособен создать ничего нового и оригинального. Напомним, что для творческого акта необходимо функционирование психики на пределе ее возможностей, полная поглощенность своим делом, что исключается при использовании этого дела лишь в качестве средства для реализации иных мотивов. Аналогично развивается
при эгоистической При духовно-нравственной
и сущностной направленности
личности (сложном и «как бы
легком» и сущностном
|
34. Межличностное взаимодействие в молодости. Проблема брака и развода, осознанного выбора одинокого образа жизни. Процесс образования
семейной пары — обычное Устанавливая особые интимные отношения, человек получает возможность о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести ответственность за кого-то, создает условия собственной безопасности и защищенности. При этом, как показывают исследования, мотивы создания союза у молодых людей бывают совершенно различными. Мотивация брака включает в себя по крайней мере 5 основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Возрастной период жизни человека от 20 до 40 лет— это не только период активного образования семейных пар, но и время их частого распада. По статистике, основная масса разводов совершается именно до 40 лет. В целом в качестве основных причин, побуждающих людей к расторжению брака, могут быть названы следующие 1) несоответствие (несовместимость) характеров; 2) нарушение супружеской верности; 3) плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников); 4) пьянство (алкоголизм); 5) вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак; 6) осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок. Мотивационной установкой в пользу выбора одинокого образа жизни часто оказывается желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество. Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества от общения с «надоевшим» человеком.
|
35. Когнитивное развитие в молодости. Критерии когнитивной зрелости. Двадцать пять лет - пик чувствительности. Ананьев: в процессе интеллектуального развития знаний деятельность больших полушарий прогрессирует. Работа мозга позволяет сохранить человеку высокий уровень развития психических функций. Физические функции, которые используются в профессиональной деятельности дольше, сохраняют пик своего развития и снижаются позже. Память. Наибольшие изменения происходят в кратковременной вербальной памяти, зрительной и слуховой модальности. Слуховая память: два периода, в которые происходят пики развития: 1) 18 - 30 лет - максимальная; 2) 31 - 40 лет - снижение. Наименьшим изменениям подвергается образная память, долговременная вербальная память (18 - 35 лет). Мышление. Большая гибкость - более гибкие связи между образным, логическим и действительным мышлением. Векслер: интеллектуальное развитие человека (19 - 30 лет). Пик - некоторые функции достигают своего максимума в сорок лет. После тридцати лет снижение функций связанных с моторикой. Речь. Преобразования самой структуры речи, изменение её лексического и грамматического состава. Переход от использования простых предложений к использованию сложных предложений. У молодых людей образуются речевые стереотипы. Молодые быстрее и проще переделывают стереотипы.
|
36. Основные характеристики
и задачи психосоциального Период зрелости 30-50-60 – по возрасту, по состоянию духа древние греки называли АКМЕ, что означает вершину, высшую степень расцвета сил, Личности, тождественность себе. Личность становится социально зрелой, характерно: 1.Зрелое интеллектуальное отношение к жизни. 2.Личность социально активна: деятельностно-продуктивна. 3.Зрелое отношение Личности к себе как субъекту жизни. Нет единой точки зрения: 1.Личность не свободна
в выборе своего жизненного
пути, соответственно развитие 2.Человек в соответствии
со своими личностными Альфред Адлер. 4 стиля жизни, 4 типа Личности различаются по 2 параметрам. Степень активности Личности и выражение социального интереса (доброжелательное отношение к людям, интерес и забота о них). 1.Управляющий – активность высокая, социальный интерес низкий. 2.Берущий – социальный интерес низкий, активность низкая или высокая. 3.Избегающий – активность низкая, социальный интерес низкий. 4.Социально-полезный – активность высокая, социальный интерес высокий. В.Н. Дружинин. 7 стилей жизни: 1.Жизнь как предисловие или жизнь начинается завтра. 2.Жизнь как творчество. 3.Жизнь как достижение или погоня за горизонтом. 4.Жизнь как уход в другую реальность. 5Жизнь как ритуал или жизнь по правилам. 6.Жизнь как 7.Жизнь против жизни. Общество поощряет 3 и 5 стили.
\ |
37. Основные стороны
жизнедеятельности в зрелом Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития. Продуктивность связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность. При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции». Проблемы профессиональной продуктивности многие психологи увязывают с понятием «акмэ» – вершины, поры расцвета. Часть исследователей, например Э. Клапаред, полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и так далее. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути. |
38. Психологическая
характеристика развития в Взрослость во всех проявлениях своей природной и социальной сути человека оказывается вершиной в его развитии, Акме - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость. Вместе с тем в акмеологии понятие «акме» используется в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья. Когда более углубленно анализируют достигаемые людьми акме, то, во-первых, стараются определить его содержательные характеристики и, прежде всего, по каким направлениям своего развития тот или иной конкретный человек его достиг: развиваясь физически, проявляя себя как личность, действуя как профессионал или при совокупном объективировании на высоком уровне всех этих характеристик развития. Во-вторых, устанавливается, образно говоря, величина достигнутого акме или его калибр. В-третьих, выделяются такие его показатели как время достижения акме человеком и его продолжительность. Как противоположность подлинному акме, в котором находится выражение наивысший уровень развития человека, проявляющийся в оптимальном для него состоянии здоровья, в имеющий неординарное для него положительное значение поступках являющихся вкладом в ценности жизни и культуры, у некоторых людей может наблюдаться псевдо-акме или частью акме не быть действительного, подлинного акме. |
39. Сущность и
причины кризиса «середины Серединой жизни называют период между тридцатью и сорока годами. Главной причиной кризиса в этом возрасте - противоречие между мечтами и стремлениями человека и той реальностью, в которой он находится. К этому возрасту человек перестает считать, что еще есть много времени, чтобы изменить что-то в своей жизни. Зачастую после сорока лет человек уже не может добиться того, что было мечтой всей его жизни. Разумеется, осознав это, человек испытывает крайне неприятные чувства. Перейдя черту среднего возраста, человек должен замедлить темп своей жизни, ведь высокая активность, деятельность, характерная для молодости, требует очень много жизненных сил. Если человек среднего возраста продолжает быть таким же активным, как и в молодости, это неизбежно приведет к быстрому физическому и эмоциональному истощению. Быстрое убывание физических сил, исчезновение былой привлекательности являются главными проблемами, характерными для кризиса среднего возраста. Эти проблемы особенно сильно влияют на эмоциональное состояние тех людей, которые полностью полагались на эти факторы в молодости - актеров, моделей и людей подобных профессий. От быстрой утомляемости страдают и люди умственного труда. Еще одной проблемой для среднего возраста становится сексуальность. В этом вопросе также появляется противоречие между интересами человека и его возможностями. Многие люди, достигнув среднего возраста поражаются месту, которое занимал секс в их жизни. Достигнув среднего возраста, человек начинает анализировать цели, поставленные в молодости, достижение этих целей. Зачастую, в этом возрасте человек разочаровывается в своем выборе профессии. В такой ситуации человек либо бросает работу, впадает в депрессию, либо перестраивает свои приоритеты, направив все свое внимание в другое русло - в семью, хобби. В этом возрасте достаточно часто люди уходят в семью, ставя интимно-личностные отношения выше профессиональных успехов.
|
40. Факторы разрешения
и последствия кризиса « Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что рост и развитие их остановились, и представлять оставшуюся жизнь в виде гигантской черной дыры. Кризис середины жизни легко может стать плацдармом для нового взлета, так называемого второго пика жизненной активности. Он способствовал становлению многих великих людей. Гоген начал карьеру художника в 39 лет, после того, как бросил свою работу в банке. И мы знаем много таких примеров – одни из науки или предпринимательства идут в политику, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи искусством и т.д. Однако не обязательно кардинальным образом менять свою жизнь – можно продолжать идти по этому же пути. Но при этом оценить прожитые годы, понять, что нам нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто. Важно понять, что с кризисом середины жизни непременно сталкивается каждый из нас. Итак, кризис – это абсолютно нормальное явление, имеющее свои причины, закономерности и цель. Человеку необходимо осознанно перейти в другое возрастное поколение, признать, что существуют объективные физические возрастные ограничения, что часть возможностей упущена безвозвратно, многого никогда не вернуть и многого уже никогда не сделать. И к этому «никогда» отнестись как к суровой, но реальности. Однако при этом важно не упустить и того ценного, что есть в настоящем, в том числе и свои возрастные преимущества: ты многого добился, многое знаешь и умеешь и еще многое можешь. |
41. Особенности
семейной жизни в зрелом Зрелость — время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека — вырастить своих детей. Отношения с взрослеющими детьми складываются у родителей по-разному, в зависимости от различных обстоятельств. В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены. Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие. Нереализованные возможности человека, достигшего периода средней взрослости, начинают связываться с достижениями детей, воплощаясь в двух наиболее распространенных вариантах: 1. Самореализация через достижения детей, которые основываются на их собственном выборе и потенциальных способностях. 2. Подмена собственной
мотивации роста мотивационной сферы подрастающего поколения в «нужном» родителям (или одному из родителей) направлении; убеждение детей в необходимости принятия тех мотивов и целей, которые составляют собственную ценность человека, обрекая молодого взрослого на воплощение в жизнь нереализованного жизненного сценария родителей. Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность людей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. В случае отсутствия потребности заботиться о ком-то взрослый человек постепенно переходит в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются его личные потребности и удобства. Человек не заботится ни о ком и ни о чем, потворствуя лишь своим желаниям. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Ценностные ориентации сдвигаются на другие сферы деятельности: личное здоровье, религию, работу. |
42. Когнитивное развитие в зрелости. Пики интеллектуальной продуктивности. Развитие когнитивной сферы носит неравномерный характер. Интеллектуальное развитие происходит в тесной связи с формированием личности. Максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста. С прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.Развитие вербальной кратковременной памяти: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст 18-30 лет и более низкие с тенденцией все большего снижения – на возраст 31-40 лет. Образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте 18-35 лет и снижением уровня развития в период 36-40 лет. Активная умственная деятельность человека позволяет достичь более высоких показателей развития памяти. Внимание. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Причем наиболее высокие показатели уровня объема, переключаемости и избирательности внимания приходятся на возраст 27-33 года. Мышление. Если принять, по Фульдсу и Равенну, логическую способность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равна 96% эталона, в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, в 60 лет – 75% эталона. Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуальный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.
|
43. Развитие типов
интеллекта в зрелости. Факторы
снижения умственных Дж. Хорн сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект — это широкая область интеллектуального функционирования, ассоциируемая со способностями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки (и к к-рым относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений, способность к абстрактному мышлению. Этот тип интеллекта, по мнению Дж. Хорна, отражающий возрастные особенности состояния нервной системы (ее работоспособность и интегрированность), постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости. В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоциируется со способностями, которые приходят с опытом и образованием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленный в течение жизни. Кристаллизованный И. включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отличие от текучего интеллекта, кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию. Сегодня у большинства исследователей не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на превосходство памяти, сенсорной чувствительности и времени реакции, молодые люди проигрывают пожилым в определенных сферах мышления, особенно в таком аспекте, как мудрость. Мудрость — это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам
|
44. Проблема предупреждения когнитивного спада в зрелом возрасте. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического. В микропериод 51-55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности. Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне - специальное или др.); образование как процесс, индивидуальная и организованная познавательная активность; вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и др. |
45. Пожилой и
старческий возраст. Классификация
возраста и его основные Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности: 1 это всевозрастающая
личностная уверенность в 2 это пост-нарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, 3 выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; 4 это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; 5 это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; 6 это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий. В отечественной науке следующая схема возрастной периодизации: - Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины. - Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины. - Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины. Разграничения на периоды является условными, поскольку календарный и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.
|
46. Виды, свойства и синдромы старения. Физиологическое старение характеризуется гармоничным, плавным, постепенным развитием старческих изменений, типичных для данного вида, сокращающим его адаптационные резервы. И.И.Мечников считал, что естественный (физиологический) ход старения человека может закончиться его физиологической смертью, которая нередко сопровождается даже "приятными ощущениями". Такое социально-биологическое явление, как, доживаемость человека до высоких возрастных рубежей называется долголетием. Патологическое (преждевременное) старение проявляется ускоренным темпом данного процесса, опережающим средний уровень в той группе, к которой человек принадлежит. При этом биологический возраст опережает возраст паспортный (календарный). Ускоренное старение приводит к раннему проявлению возрастной патологии. Оно может наступить уже в возрасте 40--50 лет. Темп старения определяется воздействием внутренних факторов, в первую очередь наследственных (первичное старение, генетически детерминированное и неизменное) и факторов внешней среды, в том числе социально-экономических (вторичное старение). К социально-экономическим факторам, влияющим на процесс относятся: условия и характер труда, степень материальной обеспеченности особенности питания, жилищных условий, культурный уровень и образ жизни населения, природные условия, качество медицинской помощи и т.п. Ускорению процесса старения, его преждевременному развитию способствуют: загрязнение окружающей среды, повышенный уровень ионизирующего излучения, метеорологические и профессиональные факторы, ограничение двигательной активности, курение, нерациональное питание, приводящее к тучности, стрессовые ситуации. |
47. Причины и проявления старения. Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения: 1) Старение - генетически
запрограммированный процесс, результат
закономерного развития 2) Старение - результат разрушения
организма вследствие Что происходит, когда человек стареет? . Так, в клеточно-тканевой
системе наблюдаются Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Особое значение имеют процессы, происходящие в период старения в нервной системе. |
48. Теории старения. Условия сохранения качества психической жизни личности в поздней взрослости. Теории старения в большинстве своем можно разделить на две категории: стохастические теории и теории запрограммированного старения («биологических часов»). Стохастические теории. Согласно стохастическим теориям старения, организм стареет в результате случайных повреждений, которые носят как внутренний, так и внешний характер . Авторы этих теорий, которые еще называют теориями «изнашивания», уподобляют тело человека машине, которая выходит из строя в результате постоянного возникновения и накопления повреждений на клеточном уровне. По мере старения клетки начинают менее эффективно избавляться от отходов. В ходе старения иммунная система начинает работать менее эффективно. Повреждаться может также и ДНК, входящая в состав генов. Таким образом, несмотря на определенную привлекательность, стохастические теории не могут полностью объяснить старение. Они, например, не объясняют, почему снижается эффективность работы собственной «ремонтной мастерской» организма. Теории биологических часов. Теории, относящиеся ко второй группе, основное внимание уделяют генетической предопределенности старения. Эти теории предполагают, что старение вызвано заранее определенным действием унаследованных генов. С запрограммированным старением связано понятие биологических часов. Идея заключается в том, что каждый организм имеет свои собственные часы, настроенные на определенное время смерти. Часы могут располагаться в каждой клетке организма или в мозге.
|
49. Личностное развитие в пожилом возрасте. Типы старения, личностные типы старости. Британский психолог Д. Бромлей выделила пять типов приспособления человека к старости: 1.Конструктивная установка,
когда человек внутренне 2.Установка зависимости
присуща индивидам, проявляющим
пассивность и склонным к 3.Защитная установка 4.Установка враждебности
присуща «разгневанным 5.Та же установка
|
50. Новообразования возраста, личностные типы старости (по И.С.Кону). Классификация социально-психологических типов старости И. С. Кона -активная, творческая старость,
когда человек выходит на -старость с хорошей
социальной и психологической
приспособленностью, когда энергия
стареющего человека -«женский» тип старения – в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп; -старость в заботе о
здоровье («мужской» тип старения)
– в этом случае моральное
удовлетворение и заполнение
жизни дает забота о здоровье,
стимулирующая различные типы
активности; но в этом случае
человек может придавать новообразования: •неудержимое стремление к риску; •высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; •высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования — результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни. Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость. |
51. Когнитивное
развитие в пожилом возрасте.
Причины когнитивного спада и
условия поддержания Большая часть умственных способностей в пожилом возрасте практически не изменяется, однако уменьшается скорость когнитивной обработки информации. Хранение информации в сенсорных системах и кратковременная память с возрастом меняются очень мало; функции долговременной памяти, как правило, ухудшаются. Третичная память у пожилых людей практически не страдает. Формирование мудрости — положительный аспект старения; мудрость обычно увеличивает количество знаний о практических сторонах жизни и помогает человеку лучше понять действительность. Среди первичных причин ухудшения когнитивной деятельности в пожилом возрасте можно назвать болезнь Альцгеймера и нарушения мозгового кровообращения. Среди вторичных причин важнейшую роль играют бедность и ухудшение состояния здоровья пожилого человека. «Причины старения» •Наследственность влияет на процесс старения сильнее, чем факторы окружающей среды. Естественное старение - биологический процесс, обусловленный в том числе и заболеваниями. •Стохастические теории старения предполагают, что люди стареют вследствие случайных повреждений, которые носят как внутренний, так и внешний характер. Стохастические теории не объясняют, почему по мере старения внутренние системы устранения повреждений начинают работать менее эффективно, чем раньше. •Теории запрограммированного старения особое внимание уделяют генетической информации как первоисточнику этого процесса. |
52. Профессиональный
цикл в возрасте поздней В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую вслед за Э. Эриксоном как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должен сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности. Летчики-испытатели, профессиональны спортсмены, артисты балета и т. д. достигают своего «акмэ в самом начале периода зрелости, после чего относительно быстро наступает спад. В других профессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т. п., «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости. Во всех таких случаях время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одно стороны, и функциональной и физической подготовки с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют индивидуально-личностные особенности человека. Например, для любого вида спорта возраст как начала наибольшего расцвета спортсменов-профессионалов, так и закат их карьеры индивидуален.
|
53. Особенности социального взаимодействия в поздней взрослости. Фазы горевания. Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств; очень немногие старики продолжают активно участвовать в деловой жизни (как правило, это те, кто избегает зависимости, и ценят уверенность в собственных силах и самостоятельность). Во-вторых, постепенно «вымывается» его возрастная когорта, и многие близкие ему люди и друзья умирают или возникают трудности в поддержании отношений (в связи с переездом друзей к детям или другим родственникам) – «иных уж нет, а те далече». В ряде работ по проблемам старения отмечается, что принципиально любой человек старится в одиночку, так как в силу преклонного возраста он постепенно отдаляется от других людей. Отсутствие контактов с обществом способно вызвать у стариков эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим. Пожилых людей почти всегда в явном или неявном виде сопровождает мысль о смерти, особенно в случаях утраты близких и знакомых, которые, к сожалению, в пожилом возрасте достаточно часты. Когда из рядов ровесников в этом возрасте выбывает каждый десятый, найти кого-то другого на их место из молодого поколения бывает сложно. В-третьих, старый человек быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему не кажутся актуально значимыми, и сам ограничивает их. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. |
54. Осознание человеком завершения жизни, стадии приспособления к мыслям о смерти. Отношение человека к смерти может зависеть от множества различных факторов, в том числе от внешних обстоятельств. Но в основном, в главном оно, как и отношение к жизни, определяется направленностью его личности и, в конечном счете, реальным содержанием самой жизни. Опросы показывают, что далеко не все пожилые люди боятся смерти. При этом чаще встречается страх не самой смерти, а предшествующих ей физических страданий. Если человек тяжело и безнадежно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания. Э. Кюблер-Росс описала его как 5 следующих друг за другом стадий: 1) Отрицание (возможность
смерти не признается, сохраняется
надежда на ошибочность 2) Гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, крушению надежд и планов). 3) Торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом). 4) Депрессия (чувство безнадежности). 5) Принятие (смирение и ожидание неизбежного финала). Поздняя зрелость — последний отрезок жизненного пути человека. Если зрелость окончательно выявляет характер, суть различных линий онтогенеза, то поздняя зрелость подводит их итоги. Направленность личности в значительной мере определяет и сам конец жизни, процесс умирания человека. При гедонистической направленности характерны отчаяние и страх смерти; для лиц с эгоистической направленностью они часто сопровождаются нравственными страданиями, обесцениванием достигнутого, ощущением пустоты прожитой жизни. Люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью сознают высшую ценность основного содержания своей жизни, которую не могут перечеркнуть ни физические страдания, ни сама смерть. |